Архитектурная жемчужина Алматы: как изменился Вознесенский собор после трёх лет реставрации
28 октября официально объявлено о завершении полной реставрации Вознесенского собора Алматы, начатой в 2017 году. Основные ремонтно-реставрационные работы, роспись и благоустройство территории завершились к 25-летию с момента возвращения собора православной церкви.
Что было сделано в храме за прошедшие три года, какие конструкторские задачи пришлось решать реставраторам и как изменился собор – в фоторепортаже Informburo.
"Второе рождение величественной архитектурной доминанты Алматы"
Эту церковь, которую по праву называют жемчужиной Казахстана и архитектурной жемчужиной Алматы, в 1995 году передал православным христианам Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, рассказал журналистам митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
Елбасы три года назад высказал идею о том, что пришла пора провести крупную, серьёзную реставрацию Вознесенского собора.
"Встречаясь с Нурсултаном Абишевичем в столице, мы говорили об этом храме. Он сказал, что пришла пора провести крупную, серьёзную реставрацию этой церкви. В течение трёх лет шла кропотливая, глубокая реставрация нашего храма. Когда Касым-Жомарт Токаев прибыл в собор, посмотрел, что здесь происходило, то сказал, что это второе рождение величественной архитектурной доминанты Алматы", – отметил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
Все реставрационные работы финансировал Фонд строительства метрополии. Использовались как средства частных инвесторов, так и добровольные пожертвования. Бюджетных средств затрачено не было. Реставрация обошлась примерно в 2,2 млрд тенге.
Учитывая объём проведённых работ, начиная от реставрации крестов (которые сняли впервые за всю историю существования собора) и заканчивая заливкой фундамента (некоторые стяжки пришлось менять), – это не так уж и много, рассказал протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского собора.
Немало вопросов вызывает табличка с именами жертвователей, установленная на приличной высоте на внешней стороне храма. Как заверил Александр Суворов, это сделано исключительно по желанию тех людей, которые решили пожертвовать свои деньги на реставрацию храма.
В общей сложности за три года на реставрации собора трудились более 1 200 человек. Это были и казахстанцы, и россияне, и выходцы из других стран СНГ. Например, сначала золотить кресты начали именно россияне, но потом этому обучились и уже заканчивали золочение казахстанские специалисты.
Реставраторы старались воплотить в жизнь нереализованные идеи Андрея Зенкова и авторов-архитекторов этого здания.
Для реставрации собора привлекались художники, инженеры, архитекторы из Казахстана, России, Франции и Германии. Применялись лучшие современные технологии, при этом учитывался накопленный веками опыт древних зодчих.
"Собор построен в 1907 году, если же быть совсем точными – в 1906-м. Но тогда целый год ждали, когда из Киева привезут иконостас, поэтому храм был освящён 12 августа 1907 года по новому стилю", – пояснил протоиерей Александр Суворов.
Чтобы провести реставрацию в соответствии с задумками архитекторов и художников того времени, приходилось постоянно решать неожиданные конструкторские и иные задачи, возвращаться к архивным документам и даже импровизировать.
"При землетрясении 1911 года здание выстояло"
Оригинальная роспись сохранилась только на потолках. Это эскизы известного местного художника Николая Хлудова, которые современный художник Владимир Курилов использовал, чтобы выполнить нынешнюю роспись собора. Это было непросто, потому что про стиль здания (русский модерн) сохранилось мало информации. Из-за революции 1917 года этот стиль не был до конца выражен и сформирован.
Пришлось создавать эту живопись заново в стиле русский модерн. Результаты говорят сами за себя.
"Кто-то написал: "Зачем вы обратили в мрамор колонны, ведь у Зенкова не было мраморных колонн". Но то, что вы видите – это всё трафаретная имитация – именно та трафаретная живопись, о которой писал Зенков. Мы долго изучали архивы и выяснили, что архитектор здания намеренно имитировал деревянное здание под каменный собор", – продолжил Александр Суворов.
После землетрясения 1887 года постановлением Семиречинской думы запретили строить в городе каменные здания, поэтому все здания той эпохи деревянные. Но архитектор решил пойти дальше и имитировал деревянное здание Вознесенского собора под каменное.
Уникальная особенность этого храма в несущих колоннах под полом, которые связаны брусом, соединённым "стыком Гербера". Именно такое жёсткое сцепление обеспечивает легендарную сейсмооустойчивость здания.
"Мы знаем, что при землетрясении 1911 года здание выстояло. Но мало кто знает, за счёт чего. А выстояло оно именно за счёт этих подпольных балок, которые обеспечили колоннам синхронное движение при любой амплитуде. В результате буйства стихии лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стёкла в окнах, но здание устояло", – пояснил Александр Суворов.
Но во время реставрации именно здесь возникли проблемы. Когда строители вскрыли полы, то обнаружили, что нижний венец одной из колонн повреждён. И перед ними встала очень серьёзная задача – заменить нижний венец, не повредив здание. Конечно, можно было просто укрепить его стальными балками, но реставраторы не стали этого делать, решив в точности повторить задумку автора.
Специалистов по деревянным зданиям в Казахстане найти не удалось. Тогда они обратились к московским, но их предложение поднять колонну домкратами было хотя и эффективным, но очень радикальным. Ведь при срыве хотя бы одного из четырёх домкратов последствия могли быть необратимыми.
"В итоге пригласили известного специалиста из Германии профессора Берлинского университета Енса Китлера. Его решение оказалось очень эффективным. Стены были укреплены длинными титановыми стержнями, а профессор с помощью специальной пилы сам вынимал деградированные части и заменял их лиственницей и особо прочной берёзовой фанерой. В итоге конструктивные особенности и гибкость этого здания остались без изменений", – подчеркнул Александр Суворов.
"Нужных нам витражных стёкол мы просто не нашли"
В здании продумана особая система вентиляции и кондиционирования. которую тоже не просто было реставрировать. Специалисты не имели права изменять интерьер храма и допустить, чтобы в нём появились какие-то трубы, воздуховоды.
Также технически было сложно восстановить исторический вид куполов, точнее, их цвет и рисунок, так как современные технологии значительно отличаются от тех, что были 100 лет назад. После обращения к различным специалистам, в том числе зарубежным, и многочисленных экспериментов, задачу удалось решить с помощью специальных красок и автомобильного лака.
Трудно было найти и витражные стёкла, которые изначально были установлены в храме, но выбиты во время землетрясения 1911 года и заменены обычными стёклами. В советское время витражные стёкла установили, но они отличались от оригинала.
"При реставрации собора в 1999 году их заменили, но они были изготовлены то ли на Луганском, то ли на Донецком заводе, а сейчас эти заводы разрушены. Нужных нам цветных стёкол мы просто не нашли. Тогда мы решили воспользоваться специальной плёнкой германского производства. В общем, перед реставраторами вставало много разных задач, но в итоге каждой из них было найдено своё решение", – подытожил Александр Суворов.
Казахстан обрёл сразу две значимые святыни
28 октября в храме были выставлены ковчег с частью шипа тернового венца Иисуса Христа и ковчег с частью камня из дома Божией Матери. О значении и истории этих святынь рассказал протоирей Евгений Иванов, пресс-секретарь Митрополичьего округа православной церкви Казахстана.
По его словам, в этом году Казахстан обрёл сразу две значимые святыни. Первая – это часть шипа тернового венца Иисуса Христа – Евангельская святыня, связанная с последними часами жизни Спасителя.
В середине XX века Папа римский Пий XII передал её вместе с несколькими другими святынями в дар аристократической итальянской семье Минини. Предстоятель православной церкви Казахстана митрополит Александр в хороших дружеских отношениях с членами этой семьи, и по его просьбе они решили передать казахстанцам именно эту евангельскую святыню. Также по просьбе митрополита Александра знаменитым московским ювелиром Александром Аниськиным был изготовлен ковчег для этой святыни.
Ковчег изготовлен на средства благотворителей. Святыня будет храниться в алтаре Вознесенского кафедрального собора. По праздничным и особым дням она будет выноситься для молитвенного поклонения верующим.
Вторая святыня, обретённая казахстанскими верующими, – ковчег с частью камня из дома Божией Матери в итальянском городе Лорето. Она недавно была передан по просьбе митрополита Александра. Подлинность камня подтверждена сертификатом, подписанным хранителями Дома Богородицы в Лорето и особой печатью из красного сургуча.
По словам Евгения Иванова, эта святыня также будет храниться в духовной сокровищнице Вознесенского собора и по праздникам, связанным с Пресвятой богородицей, будет приноситься для молитвенного поклонения верующим, как в этом храме, так и в других городах Казахстана.
В воскресенье, 1 ноября 2020 года, состоится великое освящение храма после полномасштабной реставрации, которое совершат казахстанские иерархи во главе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. По древней традиции освящение храма совершается как после его возведения, так и по завершении большой реставрации. На освящении храма будет находиться ковчег с частью шипа тернового венца.