Весна в юго-восточном регионе Казахстана в самом разгаре, однако смена сезонов в высокогорном Северном Тянь-Шане, как правило, происходит месяца на два позже, чем на равнине. Этим в своё удовольствие пользуются любители горных лыж, сноуборда и такого экстремального развлечения, как полёты на параплане.


Высоко в горах ещё зима, но она скоро уйдет / Фото Григория Беденко

Горнолыжный сезон в Заилийском Алатау завершится совсем скоро. Дневная изотерма неуклонно повышается, постепенно отходят от зимнего анабиоза ледники. Уровень воды в горных реках стал значительно выше. Но на высотах, превышающих 3 тысячи метров над уровнем моря, климатические условия вполне еще пригодны для того, чтобы напоследок насладиться зимней атмосферой.


До Талгарского перевала можно добраться с помощью канатки / Фото Григория Беденко

Даже в рабочие дни горнолыжный центр Шымбулак принимает по несколько тысяч гостей. Высоко в небе можно заметить парящие парапланы. Они стартуют с самой высокой доступной точки в горах, расположенной рядом с городом. Это Талгарский перевал.


Ледник на Талгарском перевале / Фото Григория Беденко

Небольшое плато расположено на отметке 3600 метров. Здесь всегда дуют сильные ветра, над склонами образуются восходящие термические потоки, что весьма способствуют полётам. И самое главное – на перевал можно быстро и без особого физического напряжения подняться на канатке.


Евгений Орешкин, руководитель лётной школы “Самурык” / Фото Григория Беденко

- Авиационный вид спорта очень популярен в мире, – рассказывает Евгений Орешкин, руководитель лётной школы "Самурык". – Параплан - один из немногих летательных аппаратов, который доступен абсолютно любому человеку. Есть детский парапланеризм, инвалиды летают. На параплане довольно просто летать и несложно учиться. Кроме того, это один из самых недорогих из авиационных видов спорта, который, в общем-то, любой человек себе может позволить. Это примерно как горные лыжи – научился кататься и катаешься. То же самое с парапланом.


Полет с Талгарского перевала / Фото Григория Беденко

Авиашкола “Cамурык”, чьи пилоты летают сегодня в горах Заилийского Алатау, активно развивает как спортивную, так и коммерческую составляющую парапланеризма. Это так называемые полеты в тандеме, когда опытный пилот может прокатить любого желающего за определенную плату. Любопытно, что парапланеризм в Казахстане впервые появился именно в Алматы.


По своей популярности парапланеризм уже почти догнал горные лыжи и сноуборд / Фото Григория Беденко

- Казахстанскому парапланеризму уже больше 25-ти лет. Именно в Алматы этот вид спорта появился и здесь развивается. Необходимо учитывать, что 90% территории Казахстана – это равнины. Окрестности Алматы - одно из лучших мест в стране, где можно летать. Инфраструктура дорог развита хорошо, рядом крупнейший город, - рассказывает далее Евгений.


Евгений Орешкин не только катает всех желающих на параплане, но и сам летает в свое удовольствие / Фото Григория Беденко

- Парапланеризм у нас становится все более популярным. А как научиться летать?

- Просто купить параплан и научиться летать самому можно, но это ненужный риск. Мы летаем очень высоко, далеко, необходимо хорошо знать метеорологию, должна быть организация полётов, поэтому в одиночку тут не справиться. Пока учишься, очень удобно использовать клубную систему, когда тебе подскажут, помогут, проследят, остановят, если нужно. Это основы безопасности в авиации.


В день можно совершать несколько полетов, так как обратно на перевал можно относительно быстро подняться на канатке / Фото Григория Беденко

- Сколько у вас стоит курс подготовки?

- Обучение парапланеризму в лётной школе стоит 150 000 тенге. Основной курс – 15 лётных дней. На самом же деле, обучение проводится значительно дольше. За такой короткий срок можно только лишь овладеть какими-то базовыми навыками. Как правило, курсант остаётся в клубе и со временем доучивается. Первые старты неопытного парапланериста осуществляются с небольших возвышенностей, постепенно высота растёт. В конце концов люди начинают летать с больших высот, парИть, набирать высоту.


К сожалению, зимой город практически не виден из-за очень плотного смога / Фото Григория Беденко

- А снаряжение?

- Парапланеризм считается самым низкозатратным из авиационных видов спорта. Снаряжение можно купить всего за 300 долларов – подержанный параплан. Можно и очень дорого. Это своего рода фетиш – есть брендовые аппараты. Их стоимость уже доходит до 3000 долларов. В целом рынок снаряжения достаточно обширный, можно всё подобрать себе по бюджету. Но, пожалуй, самое главное, что параплан у нас не нужно где-то оформлять, получать сертификаты соответствия и т.д. В этой сфере у нас нет государственных лицензий, проверок со стороны государства. Лицензии есть только внутриклубные – парапланерные клубы сами следят за своей безопасностью.


Но в горах воздух чистый всегда / Фото Григория Беденко

- Ваша летная школа не единственная?

- Сейчас многие стараются открыть свои школы. Задекларированных где-то 3-4 клуба. В Талдыкоргане есть хороший клуб, называется "Алга". Здесь есть клуб Flyflot. Понятно, что при некоторых клубах есть школы. Есть "Свободный полёт". Они тоже недавно организовались как клуб. Есть "Ассоциация независимых пилотов". Обучением заниматься невыгодно. Это коммерчески неперспективно. Поэтому если народ и пытается зарабатывать на парапланах, то делает это с помощью тандемов.




Главное удовольствие от полета в горах – это очень красивые виды / Фото Григория Беденко

- Сколько стоит полет в тандеме?

- Стоимость полета в тандеме зависит от высоты. Прыжок с Ушконыра стоит от 12 до 15 тысяч тенге. Это высота до 1000 метров. Некоторые пилоты даже проводят акции – полёты продаются по 7-8 тысяч. Самые дорогие полёты стоят до 35 тысяч. Катания за такую цену проводятся здесь, на Шымбулаке (старт с Талгарского перевала), с Большого Алматинского озера. Ценовой диапазон от 7-ми до 35-ти тысяч тенге.


Перед закрытием сезона Шымбулак становится очень популярным среди алматинцев / Фото Григория Беденко

- Что представляет из себя спортивная составляющая парапланеризма?

- Это полёты по 50, 70, 100 километров – несколько часов в воздухе. Парапланеризм интересен тем, что ты учишься всё время, всегда есть какая-то сверхзадача, к которой ты стремишься. Верхней планки, в принципе, нет. Если говорить о спорте, то есть два основных направления – это точность приземления и полёты по маршруту. Мы и тем, и тем занимаемся, это абсолютно сочетаемые вещи, ну и плюс free flight – если говорить не о спорте, а просто о желании летать.


Высоко в горах скоро наступит весна / Фото Григория Беденко

- А где проводятся соревнования?

- В районе плато Ушконыр работает дельтадром, где проводится обучение начинающих пилотов. Там же проходят и все основные соревнования по Казахстану и даже по СНГ. В основном приезжают россияне и соревнуются между собой. Среди казахстанцев полеты на точность приземления проводятся также в горной местности в районе Текели. Особенность парапланеризма в том, что его любителям необходимо детально изучать метеорологию. Здесь всё полностью зависит от состояния атмосферы, и это состояние необходимо тонко ощущать. Безусловно, лучший период для полётов – это тёплое время года, но можно летать и зимой. В Алматы сегодня около 100 пилотов-парапланеристов, постоянно летают человек 30-40.