Акан Сатаев завершил съёмки исторической драмы "Дорога к матери"
В фильме Акана за основу взята лишь общая канва этой истории – вечная и беззаветная любовь матери к своему ребёнку. Картина разворачивается на фоне драматических событий, которые происходили в ХХ веке в Казахстане: это коллективизация, джут, военные и тяжёлые послевоенные годы, когда полстраны сидело в лагерях. По сюжету, после жестокой коллективизации главного героя Ильяса, ещё совсем маленького мальчика, лишают отца и разлучают с матерью. Он вырастает в детдоме на чужбине, вдали от родной семьи и родины, а когда, наконец, возвращается домой в Казахстан, начинается война, и его призывают в армию. Плен, лагерь, все мытарства, на которые могла обрести советская власть своего гражданина, и наконец, через много лет он снова дома. Мать, которая ждала его всю жизнь, умирает у сына на руках.
На съёмочной площадке есть что поснимать - бедные юрты, землянки, чумазые дети в одежде под то время и колоритные аташки в чапанах и апашки в саукеле. В открытой степи, где проходят съёмки, - неимоверная жара. С утра до приезда журналистов сняли главную сцену фильма - встречу главного героя с матерью. "Плакали все", - сообщает Айжан, девочка лет десяти. "А ты плакала?", - спрашиваю я. "Я не видела, там не разрешали ходить, но вот та женщина рассказывала, что все плакали", - отвечает она, ничуть не смутившись. На площадке доснимают один из небольших эпизодов, а затем начинают готовить массовую сцену - строительство нового аула, а пока все ждут генерального продюсера фильма - Алию Назарбаеву. Наконец, она приехала, и вся делегация с зонтами прошла в шатёр, чтобы познакомиться и поговорить.
"Кино - это, наверное, такой увлекательный процесс", - говорит высокая гостья. "Да, - соглашается Акан. - Это очень интересно, погружаешься в то время и полностью уходишь в работу". Говорят создатели и продюсеры об общих вещах. В разговоре всплывает дата: предварительно премьера фильма назначена на 16 декабря этого года.
Фильм "Дорога к матери" охватывает разные исторические периоды и потому съёмки длились почти 4 месяца. Снимали не только в Казахстане, но и в Белоруссии (Минск, Брест), Азербайджане (Баку, Лагич). По словам Акана, благодаря команде, в которой работают специалисты не только из Казахстана, но и из России, Украины, Белоруссии и Азербайджана, в том числе военные и исторические консультанты, всё идёт так, как планировалось. "Прежде чем приступать к съёмкам, мы "сняли кино на бумаге", и потому для нас нет никаких сюрпризов, - рассказывает режиссёр. - Необычно, трудоёмко и увлекательно было снимать сцену форсирования Днепра, на съёмки которой ушло 10 дней. Для нас это было большой школой".
"Уже несколько месяцев я живу ролью своего Ильяса, - делится с informburo.kz Адиль. - Я счастлив, что моя первая большая работа в кино началась в этом фильме, ведь любовь матери к своему ребёнку - это одно из самых светлых чувств, на которое способен человек".
По словам актёра, "Дорога к матери" - проект патриотический, ведь он рассказывает зрителю о поколении наших дедов, которые прожили очень тяжёлую жизнь, пережили голод, войну, разруху, но остались достойными людьми. "Для меня они – настоящие герои", - сказал Адиль.
Алтынай рассказала журналистам, что работая над ролью, она вдохновлялась примером старшего поколения, ведь значительная часть её роли приходится на годы, когда её героиня уже немолода. "Я старалась наблюдать за взрослыми людьми, например, за своей бабушкой - ей сейчас 86 лет - или за свекровью и мамой, которым уже тоже под 70, и нашла для своего образа немало интересных деталей", - говорит она.
По словам актрисы самой сложной сценой для неё были съёмки на железнодорожной станции, когда героиня Аружан бежала за поездом. "Снимали всё с одного дубля, поэтому нужно было выложиться максимально – я кричала, плакала, и это было неимоверно сложно, - делилась с журналистами Джазильбекова. - После сцены я просто упала, плакала и долго не могла успокоиться, ведь эмоции нельзя просто включить и выключить".
"Мы старались сделать хорошее кино и хотели показать любовь в широком смысле этого слова: это и любовь к матери, и любовь к родине, здесь много символов и надеюсь, что они не выглядят плакатными, - говорит Акан Сатаев. - Это искренняя и настоящая история о том, каким был Казахстан и его люди. Нам кажется, что с точки зрения идеологии этот проект бесценен, и потому особенно ценна помощь государства. Такие проекты нам нужны, ведь наши дети должны знать нашу историю и ту цену, которую заплатили предки за наше настоящее".