14 декабря 2018 года в авиационно-техническом центре компании Аir Astana на территории Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев состоялась презентация нового самолёта Embraer 190-E2. Это первый E2 в СНГ и один из пяти авиалайнеров, заказанных в операционный лизинг у компании AerCap. Новые самолёты придут на смену воздушным судам предыдущего поколения Embraer 190, эксплуатируемым в Казахстане с 2011 года.


Аэрография с хищными животными – маркетинговый ход компании-производителя E-jet / Фото Григория Беденко

Внешне новый лайнер заметно отличается от всех остальных самолётов казахстанского национального авиаперевозчика, которые есть в его парке. По заказу авиакомпании в носовой части фюзеляжа Embraer 190-E2 с помощью аэрографии изображена морда снежного барса. Уникальной ливреей Аir Astana намерена привлечь внимание мировой общественности к проблеме исчезновения снежных барсов не только в Казахстане, но и во всём мире, а также ещё раз поднять вопросы, касающиеся улучшения экологии и сохранения окружающей среды.





Благодаря изображению снежного барса самолёт выглядит довольно необычно / Фото Григория Беденко

Специфика Embraer связана с производством так называемых региональных лайнеров – узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности (от 3 556 до 5 186 километров в зависимости от модификации). Впервые о начале производства E-Jet E2 (второго поколения) было объявлено пять лет назад на авиасалоне в Ле-Бурже. При этом руководство авиастроительного концерна заявило, что не будет разрабатывать новый самолёт, а сосредоточит усилия на разработке модернизированных версий.


Цифровое оборудование пилотской кабины E 190-E2 / Фото Григория Беденко

Всего по новому проекту к настоящему времени создано три модификации E-Jet.

E 175-E2. Добавлен ещё один ряд кресел по сравнению с нынешним E 175. Способен брать на борт до 88 пассажиров. Первые поставки планируются в 2020 году.

E 190-E2 сохранил ту же конфигурацию, что и E 190, вмещает до 106 пассажиров. Первые поставки начались в первой половине 2018 года.

E 195-E2 увеличен на три ряда кресел по сравнению с нынешним E 195, вмещает до 132 пассажиров. Первые поставки планируются в 2019 году.


Пассажирский салон E 190-E2 рассчитан на 106 кресел, но у Air Astana на борту такого самолёта могут разместиться 108 пассажиров / Фото Григория Беденко

E 190-E2 был впервые представлен на авиасалоне в Сингапуре в январе этого года. Самолёт позиционируется бразильскими маркетологами как "охотник за прибылью" (Profit Hunter), поэтому заводские ливреи прототипов выглядят весьма оригинально. Распределение хищников в носовой части лайнеров связано с географией их рекламных полётов: орёл – Северная и Южная Америки, акула – Тихоокеанский регион, тигр – Южная и Юго-Восточная Азия. Так что наш ирбис весьма гармонично вписался в общую концепцию продвижения этих самолётов в мире.


Официальная часть презентации / Фото Григория Беденко

– Мы называем E2 "охотником за прибылью", так как значительно модернизировали самолёт, улучшив его экономическую эффективность. Мы заметили, что если у клиентов есть маленький самолёт, затраты на рейс будут ниже, но затраты на одно пассажирское место будут выше. Мы поняли, что с семейством авиалайнеров E2 стоимость рейса будет значительно ниже, а стоимость места будет очень конкурентоспособной по сравнению с Boeing-737 и A320. Поэтому мы называем самолёт Profit Hunter – этот самолёт действительно предназначен для охоты за прибылью, – рассказывает Ариэн Мейер, коммерческий директор Embraer.


На презентацию нового авиалайнера были приглашены топ-менеджеры Embraer и Pratt & Whitney / Фото Григория Беденко

По словам Ариэна Мейера, у самолёта новые двигатели, новый дизайн крыльев, также полностью обновлён интерьер. Шасси тоже новые. Самолёт полностью модифицирован от носа до хвоста. У него новая электродистанционная система управления IV поколения. Самолёт сконструирован так, чтобы улучшить все показатели именно по экономической части.


Приглашённые гости получили возможность первыми подняться на борт / Фото Григория Беденко

– Мы предполагали, что по сравнению с E1 при аналогичной конфигурации новый самолёт должен был на 16% быть экономичнее в плане расхода топлива. Но на самом деле оказалось, что экономия составляет 17,3%. По техобслуживанию E2 экономичнее на 15-20%, в зависимости от режимов эксплуатации в той или иной компании, – рассказал Ариэн Мейер.


Экипажи уже освоили новый самолёт / Фото Григория Беденко

В настоящее время портфель заказов на самолёты семейства E2 составляет более 700 единиц, из них более чем на 300 единиц – твёрдые заказы. Первым эксплуатантом воздушных судов данного типа стала норвежская компания Wideroe’s. Первый коммерческий полёт был осуществлён 24 апреля 2018 года. Второй эксплуатант – это Air Astanа, получившая первый из пяти заказанных E 190-E2. Поставка остальных самолётов ожидается в 2019 году. Все авиалайнеры будут доставлены напрямую с завода – производителя в Бразилии. Также в следующем году Embraer планирует поставить удлинённую версию E 195 E2 ее первому заказчику – бразильской компании Аzul.


Инновационный двигатель PW 1900G от американской компании Pratt & Whitney / Фото Григория Беденко

Принципиальное отличие E-Jet второго поколения от предыдущих модификаций – это новейшие двигатели PW 1900G от американского концерна Pratt&Whitney. Они также относятся к новому поколению авиационных силовых установок и считаются очень экономичными. В результате бразильцам удалось существенно увеличить дальность полёта E2. Она составляет 5300 километров, что на 1000 километров больше по сравнению с первым E190. Двигатель от Pratt&Whitney имеет более крупный вентилятор второго контура, что повлияло на его габариты – он больше, чем CF34E – от также американской General Electric, который ставился на первые "эмбрайеры". Поэтому бразильским авиастроителям пришлось несколько изменить фюзеляж, крылья и стойки шасси, параллельно улучшив аэродинамику машины. Двигатель PW 1900G также считается малошумным.


Освещение в салоне меняется от холодного к тёплому / Фото Григория Беденко

В салоне самолёта, построенного для Air Astana, размещено 108 кресел. Есть беспроводная система развлечений: пассажиры смогут смотреть фильмы и слушать музыку со своего персонального мобильного устройства, подключившись к бортовой сети Wi-Fi и установив специальное приложение KCTV. Салон E2 имеет удобную комплектацию пассажирских мест "два на два". Отсутствие средних кресел увеличивает комфортность полёта за счёт большего пространства для ног и дополнительного места для ручной клади.


Новый борт будет летать в ближнее и дальнее зарубежье / Фото Григория Беденко

Предполагается, что новый Embraer 190 E2 будет совершать полёты по Казахстану, в Россию, Центральную Азию, на Кавказ и в Китай. Первый рейс на новом авиалайнере запланирован уже на 19 декабря по направлению Астана – Алматы.


Президент Air Astana Питер Фостер / Фото Григория Беденко

– Мы успешно эксплуатируем E-190 в течение шести лет. Поэтому переход на E2 – это естественный прогресс, – говорит руководитель Air Astana Питер Фостер. – Кабина пилотов идентична, нам не потребуется проводить дополнительное обучение пилотов. Они могут сразу совершать полёты на новых лайнерах. В настоящий момент мы заказали пять самолётов, общие планы – на 16 единиц. Air Astana будет одной из первых авиакомпаний, эксплуатирующих этот тип самолёта. В настоящий момент у нас в парке 11 E 190 первого поколения, мы их будем постепенно заменять с приходом новых самолётов. Планируем обновить парк примерно за два года.


Гондола двигателя PW-1900G / Фото Григория Беденко

На этой оптимистической ноте можно было и закончить, но есть два не очень приятных момента, о которых просто необходимо упомянуть для полноты картины. Первый: дело в том, что с 2016 года, когда новейший продукт от Pratt&Whitney – двигатели семейства PW1000 – был выведен на рынок, с самолётами, на которых они стояли, происходили различные авиационные инциденты. Пострадали от технических проблем, связанных с этими движками, многие авиакомпании, первыми получившими новые модели Airbus и Bombardier, в том числе и Air Astana. Двигатели семейства PW 1000 устанавливаются на самолёты Bombardier CSeries (ныне A220), Mitsubishi Regional Jet (MRJ), Embraer E-Jet E2 в качестве единственно возможного варианта, а также для МС-21 и Airbus A320neo в качестве одного из вариантов.


Стойка основного шасси была переработана под новый двигатель / Фото Григория Беденко

С момента начала эксплуатации первого PW1100G на Airbus A320neo в конце января 2016 года в авиакомпании Lufthansa выявились три основных изъяна. Первый: тенденция к отклонению вала ротора из-за разности температур поверхностей. Он был официально устранён на всех экземплярах в октябре 2016 года. Второй: ускоренный износ материалов на внутренней поверхности камеры сгорания. Pratt & Whitney в настоящее время только ищет пути его устранения. Третий: разрушение углеродного уплотнителя вокруг третьего подшипника компрессора высокого давления.


Air Astanа – второй в мире эксплуатант E190-E2. Первый – норвежская компания Wideroe’s / Фото Григория Беденко

Наибольший ущерб был причинён индийским авиакомпаниям GoAir и IndiGo, выбравшими для своего парка A320neo и двигатели серии PW1000G: они периодически вынуждены останавливать полёты в связи с проверками и заменой изношенных раньше срока частей. Дело дошло до того, что нервы не выдержали и у руководства Airbus. Финансовый директор европейского авиастроительного гиганта Харальд Вильхельм упрекнул Pratt & Whitney в том, что фактическая производительность новых турбовентиляторных двигателей оказалась "неудовлетворительной", и хотя возникновение проблем можно было предвидеть заранее, "всё равно пришлось дожидаться доказательств". Задержка поставок A320neo в конце 2016 года оказалась главным фактором, сдержавшим рост прибыли в первом квартале текущего года, объяснял Харальд Вильхельм, и вызвавшего 52-процентное падение показателей Airbus. В целом, по официальной версии Airbus, непригодными к эксплуатации являются 30% всех двигателей серии PW1000.


Питер Фостер с удовольствием позировал на фоне нового самолета / Фото Григория Беденко

– На E190-E2 устанавливается модификация двигателя PW-1900G, и туда перекочевала одна из проблем – камера сгорания, где происходит ускоренный износ материалов внутренней поверхности. Pratt & Whitney выпустило уже третью модификацию данного узла. Как нам объясняют в Pratt & Whitney, проблема тоже решаема, но на это необходимо время, – рассказывал ранее Питер Фостер. –У нас уже есть негативный опыт с А-320neo. Но для нас это не было так болезненно, так как у нас всего два самолёта с двигателями типа PW-1000. Остаётся надеяться, что проблемы будут решены до конца 2018 года. Вы знаете, как мы относимся к безопасности: это наш абсолютный приоритет.

О новых происшествиях с двигателями Pratt & Whitney не сообщалось, что внушает определённый оптимизм.


Фото Григория Беденко

Второй неприятный момент связан с недавним авиационным происшествием в Португалии, когда нашим лётчикам пришлось аварийно сажать неуправляемый E190, только что прошедший тяжёлую форму обслуживания с-check на местном авиаремонтном заводе. А ведь новым самолётам Air Astana тоже потребуется такой ремонт. Где, как и на каких условиях он теперь будет производиться, и какие гарантии может дать Embraer? На эту тему руководство Air Astana пока не особо распространяется.


Фото Григория Беденко

Лётно-технические характеристики E 190-E2:

  • Экипаж – 2 пилота.

  • Пассажировместимость – от 97 до 114 человек.

  • Длина – 36,2 метра.

  • Высота – 11 метров.

  • Максимальный взлётный вес – 56 900 кг.

  • Максимальный вес полезной нагрузки – 13 080 кг.

  • Длина разбега – 1 800 метров.

  • Длина пробега – 1 250 метров.

  • Максимальная скорость – 870 км/ч.

  • Дальность – 5 186 км.

  • Практический потолок – 12 500 метров.

  • Cиловая установка – 2× Pratt & Whitney PW1900G.