Европейские производители из концерна Airbus применили к семейству одного из самых массовых пассажирских самолётов в мире целый ряд инновационных инженерных решений. Особенно впечатляет новое оснащение салона, которое, безусловно, должно прийтись по вкусу казахстанским пассажирам


А321neo в ангаре Алматинского аэропорта / Фото Григория Беденко

16 декабря в 8:00 новый А321neo cовершит свой первый регулярный рейс в составе флота национальной авиакомпании Аir Astana. Полетит он из Алматы, где сейчас проходит финальную подготовку, в столицу Казахстана. Самолёт прибыл с авиазавода в Гамбурге в конце прошлого года, и последние несколько недель на него оформлялась необходимая документация. Этот борт стал вторым "эйрбасом" нового поколения в авиакомпании, и с его приобретением начинается программа обновления авиапарка Аir Astana. Авиакомпания приобрела воздушное судно в операционный лизинг от компании AerCap в рамках соглашения о поставках трёх Airbus A321neo и одного Airbus A320neo.


Цифровое оборудование пилотской кабины / Фото Григория Беденко

В состав семейства модернизированных версий узкофюзеляжных пассажирских самолётов, производимых европейским авиастроительным гигантом Airbus S.A.S., входят три основные модели. Это А319nео, А320neo и A321neo. Аббревиатура nео означает New Engine Option, что переводится как "новый вариант двигателя".

Главное отличие от предыдущих версий самолёта – возможность установки новых двигателей, которые позволяют уменьшить расход топлива на 15% и операционные расходы на 8%, а также снизить количество вредных выбросов в атмосферу на 10% и серьезно снизить акустические нагрузки, т.е. сделать самолёт малошумным.


Пассажирский салон экономического класса / Фото Григория Беденко

На самолёты семейства можно устанавливать два типа двигателей нового поколения. Это двухконтурные турбовентиляторные двигатели PW1000G от американской компании Pratt & Whitney и LEAP-1A от европейской группы CFM International. Все казахстанские самолёты будут оснащены американскими двигателями.


Пассажирский салон бизнес-класса / Фото Григория Беденко

Определённые изменения внесены в планер самолёта. Модифицировано его крыло, а также изменена конструкция его законцовок, так называемых шарклетов (Sharklets). Эти узлы представляют собой загнутые кверху плоскости, которые позволяют устранять во время полёта индуктивные вихри, тормозящие лайнер. По форме они напоминают плавник акулы, отсюда и название. Уменьшение индуктивного сопротивления, таким образом, снижает нагрузку на двигатели и в целом способствует экономии топлива. Если раньше шарклеты устанавливались на А320 опционально, по желанию авиакомпании-владельца самолета, то теперь они монтируются штатно на все производимые самолёты.


Двигатель PW1000G американской компании Pratt & Whitney / Автор фото Григорий Беденко

Благодаря новым двигателям и модернизированному крылу производителю удалось повысить дальность полёта на 950 километров и грузоподъёмность самолёта на 2 тонны по сравнению с базовой моделью. Любопытно, что всего лишь трёхпроцентная экономия топлива в целом позволяет увеличить либо максимальную нагрузку на 500 килограммов, либо дальность полёта на 190 километров. Sharklets также способствуют снижению стоимости обслуживания одного борта на 220 тысяч долларов. Планер А320neo на 95% схож с базовой моделью, но в новых самолётах в большей степени применены композитные материалы и различные новые сплавы.


Регистрационный номер самолета / Фото Григория Беденко

Все три самолёта семейства отличаются друг от друга длиной фюзеляжа и количеством пассажиров, которых можно разместить на борту. Как уже было сказано выше, семейство А320 – узкофюзеляжные самолеты, в поперечном сечении которых размещаются две пары по три кресла, разделённые проходом. На A320neo авиакомпании Air Astana 16 посадочных мест в бизнес-классе и 132 в экономклассе. На А321neo, соответственно, 28 кресел в бизнес-классе и 151 в экономе.


На борту А321neo: технический директор авиакомпании Андрей Олия и PR-менеджер Жанна Бадаубаева / Фото Григория Беденко

Про пассажирский салон нового самолёта национальной авиакомпании можно сказать, что он существенно отличается от всех других воздушных судов Air Astana. Инновационные кресла от немецкой компании Recaro, новейший мультимедийный комплекс со встроенными в спинки кресел мониторами, светодиодное освещение с различными холодными и теплыми оттенками, новая система кондиционирования сделают пребывание пассажиров на борту более комфортным. Кстати, индивидуальные мониторы мультимедийного комплекса впервые в авиакомпании Аir Astаnа размещаются на "эйрбасах". Ранее такие системы были только на Boeing-757-200 и Boeing -767-300 ER.

На этом видео директор по техническому обслуживанию авиакомпании Air Astana Андрей Олия рассказывает о преимуществах салона:


Андрей Олия, директор по техническому обслуживанию авиакомпании Air Astana / Фото Григория Беденко

– Мы получили второй Airbus neo. Он ничем практически не отличается от предыдущего типа А320neo. Единственное отличие – длина фюзеляжа. Те же самые двигатели, шарклеты, те же самые основные системы. Однако изменилась концепция комфортного размещения пассажиров на борту лайнера. Данный борт оборудован новым салоном – новые кресла, комфортные для пассажиров, увеличен шаг между креслами. В каждую спинку кресла встроен индивидуальный мультимедийный комплекс. Пассажир может выбрать на свое усмотрение те программы, фильмы, музыку и пр., которые бы он хотел просматривать или прослушивать во время полёта.


Индивидуальные мониторы в бизнес-классе больше по размеру, чем в экономическом / Фото Григория Беденко

– Андрей Викторович, известно, что у вашего первого А320neo была серьёзная проблема с двигателями PW1000G. Удалось ли её решить?

– Проблема была. Её производитель Pratt & Whitney достаточно быстро решил. Нам были предоставлены новые двигатели. Наши были отправлены на доработку и вернулись. Уже больше полугода мы этот самолёт эксплуатируем и никаких нештатных режимов работы пока нет. Проблема была связана с охлаждением уплотнений подшипника №3 опорного вала двигателя. Пострадали несколько авиакомпаний, которые первыми получили новые самолёты.


Работы в центре технического обслуживания / Фото Григория Беденко

– Каковы планы по модернизации парка?

– Помимо этого борта ещё два A321neo в этом году мы получим. Они придут в феврале и в апреле. Это самолёты типа short range. А в 2019 году планируется поставка А321neo LR (long range) с увеличенной дальностью полета, которые придут на замену Boeing-757-200. В ближайшие годы мы планируем получить 11-14 самолетов A321neo. Таким образом, мы постепенно заменим все наши старые самолёты Boeing-757, А320 и A321. Срок эксплуатации этих самолётов уже выше, чем наш средний по авиакомпании. Мы вкладываем большие средства в их ремонт и поддержание лётной годности. Поэтому они в 2019 году будут заменены. В настоящее время в Air Astana пять Boeing-757 и четыре А321-232.


Передняя стойка шасси А321neo / Фото Григория Беденко

Можно сказать, что именно в 2018 году в авиакомпании Air Astana наконец-то начнётся активное переоснащение самолётного парка. Об этой программе президент авиакомпании Питер Фостер объявил еще в ноябре 2016 года на авиазаводе Airbus в Тулузе, во время церемонии передачи Казахстану первого А320neo. Об этом мы подробно писали здесь.


Самолет несколько дней стоял под открытым небом. Во время демонстрации журналистам его очищали от снега / Фото Григория Беденко

Однако буквально в первые месяцы эксплуатации у авиакомпании начались серьёзные проблемы с новым самолётом. В американских двигателях PW1000G от Pratt & Whitney обнаружились конструктивные недостатки. Причём пострадали от этого именно те авиакомпании, которые приобрели первую партию самолетов. Вначале это были индийские авиаперевозчики, а затем и транспортный гигант Lufthansa. В Казахстане проблема вылилась в достаточно болезненные для Air Astana обвинения общественности. Подробности здесь


Некоторые узлы А321neo выполнены из композитных материалов / Фото Григория Беденко

Вся эта неприятная ситуация привела не только к имиджевым издержкам для национального авиаперевозчика, но и к приостановке программы модернизации авиапарка. К слову, первые А321neo должны были поступить в Казахстан ещё в мае прошлого года. Но руководство авиакомпании решило подождать. Ситуация несколько прояснилась в июне на авиасалоне в Le Bourget-2017. Кстати, на этом авиасалоне А321neo демонстрировался только с европейскими двигателями LEAP-1A.


Вентилятор двигателя PW1000G дает 85% тяги / Фото Григория Беденко

Тогда Питер Фостер сообщил следующее:

– На сегодняшний день заключены контракты на поставку 14 самолётов. Это будут A320neo и A321 LR. Мы пока в процессе переговоров, и точное количество бортов той или иной модификации окончательно не утверждено. В самолёте A321 LR будет 166 мест. Он предназначен для дальних рейсов. В бизнес-классе разместят 16 раскладывающихся кресел и 150 обычных кресел в экономклассе. Эта версия придёт в 2019 году. Также хочу сообщить, что в следующем году мы планируем приобрести региональные самолёты. Однако пока не могу сказать, что это будут за самолёты и какая компания является их производителем. Региональные самолёты, который мы планируем закупить, рассчитаны на чуть более 100 мест в экономклассе. Они будут выполнять местные рейсы внутри Казахстана и в страны Центральной Азии, а также совершать относительно короткие перелёты в города России и на Кавказ.


Региональный пассажирский самолет нового поколения Е195-Е2 на авиасалоне Le Bourget -2017 / Фото Григория Беденко

Позже стало известно, что авиакомпания определилась с выбором. Планируется приобретение нового поколения E-Jet – регионального пассажирского лайнера Е195-Е2 от бразильского авиастроительного концерна Embraer.


Boeing-787 на авиасалоне Le Bourget -2017 / Фото Григория Беденко

Что касается Boeing 787, то, по словам Питера Фостера, его поставка отложена на неопределённый срок:

– Поставка "Дримлайнеров" в планах авиакомпании. Они придут, но пока неизвестно, в каком году это будет. Эти самолёты требуют больших инвестиций. Необходимо быть уверенным, что такие инвестиции будут оправданы. Ключ к этому – транзитный бизнес, соединение не только двух точек на карте, но и трёх-четырёх, участие в рейсах других авиакомпаний. Например, Индия – Казахстан – Великобритания или Индия – Казахстан – США. Или Китай – Казахстан – США. Вариантов может быть много. Сейчас, думаю, самый ранний возможный срок поставки этих самолётов – 2020 год.


А321neо с двигателями СFM LEAP-1A / Фото Григория Беденко

Как следует из официального пресс-релиза авиакомпании, в настоящий момент Air Astana эксплуатирует 13 самолетов семейства А320 и один А320neo, который был поставлен в 2016 году. Авиаперевозчик планирует увеличить парк самолётов семейства А320neo до 17 единиц к 2020 году.


Эффектный разворот / Фото Григория Беденко

Необходимо также пару слов сказать о A321neo LR, которые должны заменить Boeing 757-200 во флоте авиакомпании. Этот самолёт представляет собой дальнемагистральную версию лайнера который способен, к примеру, на трансатлантические беспосадочные перелёты. Максимальная протяжённость его маршрута составляет 4000 морских миль (7412 км).


А321neo станут основой флота авиакомпании Air Astana / Фото Григория Беденко

Подобные технологические возможности лайнера достигаются за счёт размещения в фюзеляже дополнительных топливных баков. Предполагается, что максимальный взлётный вес такого самолета составит 97 тонн (93,500 у А321neo). Кроме того, будет изменена компоновка салона с помощью технологии Саbin-Flex. Эта технология предполагает уплотнение за счет уменьшения расстояния между креслами, сокращения количества дверей и более компактного размещения внутрисалонного оборудования – туалетов, кухни и пр. A321neo LR сможет взять на борт 206 пассажиров в салоне двух классов обслуживания – эконом и бизнес. Базовая модель A321neo, соответственно, имеет максимальную дальность полета 6850 километров и способна взять на борт 185 пассажиров (16 в бизнес-классе и 169 в экономическом).


В новом поколении "эйрбасов" применены самые передовые технологии авиастроения / Фото Григория Беденко

Лётно-технические характеристики А321neo

  • Длина – 44,5 метра;
  • Размах крыльев – 33,8 метра;
  • Высота – 11,8 метра;
  • Площадь крыла – 122,4 кв/м;
  • Максимальный взлётный вес – 93 500 кг;
  • Ёмкость топливных баков – 29 600 кг;
  • Дальность полёта – 6850 км;
  • Крейсерская скорость – 830 км/ч;
  • Максимальная скорость – 890 км/ч;
  • Максимальная высота полёта – 11 900 метров;
  • Двигатели – PW 1100G-JM (2 x 1500 кгс) либо CFM LEAP-1A (2 x1450 кгс).

Пассажирский салон

  • Количество кресел (эконом) – 220-240;
  • Количество кресел (эконом-бизнес) – 185;
  • Количество кресел в Air Astana (эконом-бизнес) – 179;
  • Длина салона – 34,4 метра;
  • Ширина салона – 3,7 метра.