Агент 007 в плену у прошлого
Британский режиссёр Сэм Мендес, лауреат премии "Оскар" и автор отличного фильма "Красота по-американски", которому во второй раз доверили серию про бессмертного британского агента, на этот раз провалил задание. Новая история под названием "007: Спектр" вызывает зевоту с самого начала. Из двух с половиной часов, которые идёт новый фильм о Бонде, первые полтора часа можете подремать без всякого зазрения совести, потому что то, что происходит на экране в это время, довольно скучно.
Вас не способен захватить ни вроде бы эффектный мордобой, ни вертолётные пируэты, ни побег из-под рушащихся на глазах зданий, которые разлетаются от одного выстрела. По-настоящему включаешься в фильм, когда дело, наконец, доходит до действий в Австрии.
24-я по счёту экранизация приключений самого знаменитого агента в истории кино начинается с праздника мёртвых на мексиканском карнавале, где Бонд прогуливается в маске скелета вместе с ряжеными. После чего он действительно становится ангелом смерти, убивая и калеча злодеев без разбора. Уничтожив организаторов готовящегося теракта на стадионе в Мехико, он заодно разрушает если не квартал жилого фонда столицы Мексики, то уж самую ветхую его часть точно. За несогласованные действия и чрезмерную самостоятельность новый М (Рэйф Файнс) отстраняет его от заданий. Но агент 007 не отчаивается. Из ближайших заданий – выполнить поручение бывшей М (Джуди Денч) и разгадать тайну кольца с таинственным осьминогом, которое он снял с преступника. Так вскоре Бонд выходит на след крупнейшей преступной сети "Спектр", чьи липкие щупальца достигли даже их ведомства. Их подразделение вот-вот сольётся с другим, а часть агентов могут заменить дроны.
На этот раз бондиана полна психоанализа, и весь новый фильм Бонд только и делает, что копается в своём прошлом – то встречает злодеев из прошлых серий (к примеру, мистера Уайта, которого уничтожали в "Кванте Милосердия"), то ему напомнят о его возлюбленных, то он вспоминает о своём детстве, сиротстве и приёмном отце. Кинокритики дружно писали, что если героиня Джуди Денч (бывшая М, которую убили в прошлой части) заменила ему фигурально мать, то герой Рэйфа Файнса (настоящий М) – отца.
Но психоанализом нужно манипулировать так, чтобы зритель вышел с фильма в слезах, проникнувшись детством Бонда и его взаимоотношениями с приёмным отцом и братом, иначе авторов ждёт провал. Что и произошло. Хотя попытки проникнуть во внутренний мир супергероя по-своему занятны, пусть даже любят Бонда не за сложносочинённую и многогранную тонкую личность, а за то, что он суперагент, который выпутается из любой ситуации. Однако поиски Шекспира в блокбастере (Мэндес не раз ставил произведения великого драматурга) говорят скорее о культурном багаже кинокритиков, нежели о фильме. То же самое и со ссылками на европейских классиков. Поскольку новую пассию Бонда зовут Мадлен Сван, все вспоминали Марселя Пруста и его первую книгу из цикла "В поисках утраченного" – "По направлению к Свану". Но как это повлияло на качество истории про Бонда? Никак.
Девушки Бонда в этой серии особенно не впечатляют. Красавица Моника Беллуччи появляется в фильме всего на пару мгновений – чтобы посмотреть на агента 007 заплаканными глазами (были причины) и немедленно заняться с Бондом сексом. Другого применения красотке не нашлось.
А вот настоящая девушка Бонда (французская актриса Леа Сейду) выглядит настолько самодостаточно, что мужчина будто ей вовсе и не нужен. А когда мы вспоминаем фильм с её участием "Жизнь Адель", где она играет девушку нетрадиционной ориентации, вообще кажется удивительным, что Бонд её таки соблазнил. С другой стороны, феминистски настроенная европейка, у которой свои счёты с отцом (это отдельная линия в сюжете), привносит новые краски в образ своей героини.
Что касается развлекательной составляющей, то традиционные реплики Бонда про "взболтать, но не смешивать" выглядят не более чем бородатый анекдот. Английский же юмор Мендеса в фильме настолько тонок, что обычный зритель (тем более не из числа фанатов и знатоков бондианы) его попросту не чувствует, и в месте, где зритель должен вроде как рассмеяться, в зале будет слышно только похрустывание попкорном.
Фильм рекомендуется к просмотру только фанатам бондианы и лично Дэниэла Крейга. Говорят, что "Спектр" был его последним выступлением, и скоро его заменит новый Бонд, возможно, даже востребованный сегодня Том Харди.
Картина в казахстанском прокате.