Во время пресс-тура во французскую Тулузу для освещения торжественной церемонии передачи авиакомпании Air Astana новейшего пассажирского лайнера А320neo руководство Airbus любезно предоставило казахстанским журналистам и блогерам возможность ознакомиться с производством флагманской модели европейского авиастроительного концерна. В чём же его преимущества и новаторство?


Mock-up center Airbus. Здесь представлены варианты оформления салона аивалайнеров

Семейство новейших дальнемагистральных широкофюзеляжных аэробусов стали серийно выпускать совсем недавно. Прототип A350 совершил первый полёт 14 июня 2013 года, вылетев из аэропорта Бланьяк, недалеко от Тулузы, где находится авиазавод. Первый сертификат был выдан 30 сентября 2014 года Европейским агентством по авиационной безопасности на вариант A350-900 с двигателями Rolls-Royce Trent XWB. Эксплуатацию авиалайнера в авиакомпаниях планировалось начать в середине 2014 года, однако первый коммерческий рейс A350 XWB совершил 15 января 2015 года. Это был лайнер, принадлежавший авиакомпании Qatar Airways. Он доставил пассажиров из Дохи во Франкфурт. На сегодня Airbus получил заказы на 810 бортов от 43 заказчиков.



История создания

По некоторым оценкам, Airbus вложил в разработку и доводку самолёта около 12 млрд евро. A350 XWB по своим техническим и лётным характеристикам составляет паритет сразу двум американским флагманам – Boeing 787 Dreamliner (совершил первый коммерческий рейс 26 октября 2011 года) и Boeing 777 (впервые перевёз пассажиров 7 июня 1995 года). Именно крайне жёсткая конкуренция с заокеанскими авиастроителями определила современный облик лайнера.

Изначально новая модификация создавалась для замены широкофюзеляжных A330 и A340. Однако концепция была пересмотрена после анонса Dreamliner. Руководство Boeing тогда заявило, что более низкая стоимость эксплуатации 787-го нанесёт серьёзный удар по позициям A330. По заявлениям Boeing, 787-й должен был потреблять на 20% меньше топлива, чем все существующие аналоги. С учётом этих обстоятельств в первоначальные планы Airbus входило создание экономичного аналога на базе A330. Его предполагалось назвать A330-200 Lite. Первая версия была представлена в 2004 году. Это был A330 со значительно переработанным дизайном. Однако потенциальных заказчиков такой вариант не устроил. Тогда Airbus вложил дополнительные средства и создал фактически новый самолёт.



В 2006 году переработанный проект получил название XWB. Эта аббревиатура расшифровывается как Extra Wide Body (дополнительно расширенный фюзеляж). По заявлению Airbus, самолёт должен стать более экономичным, а его эксплуатационные расходы будут на 8% ниже, чем у Boeing 787 Dreamliner.

Преимущества

A350 XWB способен вмещать до 9 пассажирских сидений шириной 18 дюймов в одном ряду. A330 и предыдущие концепции A350 могли иметь только 8 пассажирских мест. 787 может вместить 8 или 9 пассажирских мест в ряду, а 777 – 9 (редко 10) мест. На уровне глаз сидящего пассажира салон A350 на 33 см шире, чем салон A330, и на 12,7 см шире, чем салон Boeing 787, но на 27 см у́же 777-го. Все пассажирские модификации A350 XWB имеют дальность полёта не менее 15 000 километров.

Что же касается эффективности A350 XWB по сравнению с Boeing 777, то здесь она просто рекордная. Семейство A350 XWB на 25% экономичнее, расходы на кресло также на 25% меньше по сравнению с 777-м. Удалось снизить на 40% и расходы на техобслуживание с ремонтом.



Вторым главным преимуществом европейского флагмана стали новейшие двигатели от Rolls-Royce – Trent XWB. Они считаются самыми эффективными и на сегодня. Конструкторам Rolls-Royce удалось снизить выбросы СO2 на 25% (самые низкие показатели по широкофюзеляжным ВС). Кроме того, A350 XWB стал самый тихим двухдвигательным широкофюзеляжным самолетом в мире. Уровень его внешнего шума на 21 дБ ниже требований ICAO.

Модификации

Изначально предполагалось строить три модификации нового лайнера.

A350-800 с тремя классами комфортности способен перевозить 270 пассажиров на расстояние до 15 700 км. В сентябре 2014 года было заявлено о закрытии проекта в пользу A330neo.

A350-900 введён в эксплуатацию в 2014 году и может перевозить до 314 пассажиров при трёх классах комфортности. Максимальная дальность полёта – 15 000 км. По заявлениям Airbus, A350-900 на 30% экономичнее в расчёте на одно место и имеет на 25% меньшую стоимость эксплуатации по сравнению с Boeing 777-200 ER. В дальнейшем планируется создание грузовой модификации A350-900F (Freighter), а также дальнемагистральной версии A350-900 R.



A350-1000 был представлен публике в июле 2016 года на заводе Airbus в Blagnac. Эта самая большая модель из семейства A350 сможет перевозить 350 пассажиров при трёх классах комфортности. Максимальная дальность полёта – 14 800 км.

A350-1000 имеет несколько большее крыло, площадь которого увеличена примерно на 4% по сравнению с 800/900-модификациями. Так же, как и у Boeing 777, A350-1000 имеет трёхосные основные стойки шасси.

Пассажирский салон и концепция Airspace by Airbus

Не так давно Airbus представил новую концепцию пассажирского салона Airspace by Airbus, которая, по расчётам руководства концерна, призвана изменить представления пассажиров о комфорте и пространстве на борту самолёта. В основе новой философии Airbus лежит стремление компании связать воедино хорошее самочувствие пассажиров в полёте с высокой операционной эффективностью авиакомпаний. Новая концепция воплощает в себе все инновационные разработки Airbus в области дизайна пассажирского салона. Airbus планирует ввести интерьер Airspace by Airbus на самолёте A330neo, тогда как некоторые идеи уже нашли своё воплощение на борту A350 XWB.



Новая концепция салона будет реализована в четырёх составляющих: комфорт, сервис, дизайн, атмосфера. Салоны Airspace станут ещё более светлыми, функциональными, удобными и просторными. Отличительной особенностью также станут более плавные линии и обводы салона. Благодаря новой конструкции багажных полок, вместимость которых будет увеличена на 66%, пассажиры смогут брать на борт больше ручной клади, тогда как новое расположение этих полок позволит увеличить общее пространство салона. Салоны Airspace будут отличаться новой системой освещения mood light на основе светодиодной технологии. Теперь в распоряжении авиакомпаний будет до 16,7 млн вариантов освещения, что позволит создавать самые необычные световые сценарии на борту. Изменения коснутся также туалетных комнат, которые станут более просторными и современными, включая использование бесконтактных кранов и кнопок слива воды, ароматизаторов, системы антибактериальной очистки поверхностей. В салоне Airspace будет установлена система развлечений четвёртого поколения: возможность просмотра фильмов в формате HD, высокоскоростной доступ в Интернет, большие встроенные экраны даже в экономическом классе.



На А350 XWB реализована новая система кондиционирования. Воздух в салоне полностью замещается каждые две минуты. На борту можно воссоздать 8 температурных зон. В освещении салона применяется на 100% светодиодная техника. Также в салоне самолёта поддерживается более комфортное давление (соответствует давлению на высоте 1800 м), благодаря чему пассажиры менее чувствительны к его перепадам при взлёте и посадке. Воздух на борту А350 XWB более влажный, что особенно важно при длительных перелётах.



Производство A350 XWB

По данным Airbus, через четыре года после ввода нового лайнера в коммерческую эксплуатацию темпы производства составят 10 самолётов в месяц. География изготовления сегментов самолёта следующая:

- носовая секция и центроплан – Сен-Назер;

- хвостовая секция, носовая секция, вертикальное оперение – Гамбург;

- крыло собирают в Брутоне (монтаж систем крыла в Бремене);

- горизонтальное оперение – Гетафе/Ильескас;

- пилоны и гондолы двигателей – Тулуза.

Наибольший интерес представляет линия финальной сборки самолёта, которая не только концептуально абсолютно новая, но и работает с применением "зелёных" технологий и альтернативных источников энергии.

Loading...

По расчётам Airbus, спрос на самолёты типа A350 составит около 8100 единиц на ближайшие 20 лет. Таким образом, новейший европейский авиалайнер концептуально определит облик коммерческой авиации в мире на ближайшие десятилетия. А это прежде всего экологичность, комфорт пассажиров при длительных перелётах, снижение потребления углеводородного топлива и постепенный переход к использованию альтернативных технологий в авиастроении, таких как отказ от применения металлов в пользу композитов.

Фото автора