Тысяча дней Алаша
Нас ждут две юбилейные даты, значение которых для независимого государства и его народа трудно переоценить. Это, прежде всего, 150-летие Алихана Нурмухамедулы Букейхана (1866-2016), выдающегося общественного и государственного деятеля, исследователя отечественной истории начала ХХ века, восстановившего национальную государственность в лице автономии Алаш, основателя и лидера первой казахской политической партии "Алаш", виднейшего учёного-энциклопедиста, публициста и журналиста. Есть все основания полагать, что предстоящий в 2016 году юбилей национального лидера начала ХХ века пройдет непосредственно с участием или, как обычно принято говорить, под эгидой ЮНЕСКО.
Вторая историческая дата вслед за первой тесно связана опять же с именем и жизнью Алихана Букейхана. Поскольку, как бы банально это ни звучало, когда мы изучаем, читаем, слышим по радио или видим по ТВ то, что касается движения, партии и автономии под единым названием"Алаш", перед глазами неизменно возникает фигура Букейхана. В 2017 году исполняется 100 лет со дня образования Национальной автономии Алаш, основателем, первым и последним главой которой был и навсегда останется он – Алихан.
Он же Қыр баласы – Сын степей, он же Сын Алаша, он же отец и лидер нации, он же глава и премьер-министр автономии Алаш в одном лице. Он же – враг народа и лидер буржуазного национализма...
Это о нём говорили современники, что он был первым казахом-европейцем. Такое сравнение при его яркой общественно-политической и многогранной научно-публицистической деятельности, вероятно, звучало лестно для его соратников по движению. Продолжает ласкать слух и наших современников, открывающих отечественную историю заново. Но его самого, желающего поднять казахскую культуру до западноевропейского уровня, о чём он писал в очерке "Киргизы" ещё в 1910 году, это сравнение оскорбило бы до глубины души.
В одной из своих рецензий в 1924 году он писал: "Каковы нравы европейцев? Осталось ли ещё злодеяние, которое они не творили? Из осла, на котором ездили в эпоху Иисуса, благодаря знаниям они пересели на автомобиль и аэроплан. Но нравы остались те же". Он видел национальную культуру на западноевропейском уровне, но явно с казахским содержанием.
Не так давно в статье, опубликованной в одной из республиканских газет, автор Ардак Беркимбай предлагал присвоить имя Букейхана городу Курчатову. Процитирую (перевод мой): "У расположенного на территории военного полигона закрытого города Курчатов прежде были другие названия, такие как "Москва-400", "Жағалау" и "Семипалатинск-21". Город Курчатов расположен в 130 км к северо-западу от города Семей. В своё время это место на карте значилось как станция "Конечная" или село Молдары. Было бы логично этому городу, имеющему статус научного центра, присвоить имя Алихана Букейхана. Да и до его родного Актогая рукой подать".
Молодой, но уже известный историк Жаксылык Сабитов на брифинге в Службе центральных коммуникаций, предложил не раз озвученную в казахской прессе и на различных научных конференциях идею о присвоении имени Алихана Букейхана Евразийскому национальному университету в Астане, носящему имя Льва Гумилёва. Представители ещё двух частных вузов изъявили готовность присвоить имя Алихана Букейхана своим университетам в честь его 150-летия. Очевидно, из трёх перечисленных вузов наиболее достойным носить имя легендарного Сына степей является, бесспорно, Евразийский национальный университет, основанный по инициативе Первого президента – Лидера нации Нурсултана Назарбаева.
Пока же в двух столицах страны имя Алихана Букейхана носят лишь две небольшие улочки – бывшая Аэродромная в Алматы и бывшая улица Сакко и Ванцетти в Астане, протяжённость которой составляет буквально два квартала – от памятника Кенесары на берегу реки Есиль до улицы Абая. Причём в Алматы его имя указано с грубым искажением, с прибавлением суффикса "ов", как "Бөкейханов" (на казахском) и "Букейханов" (на русском). Инициатива о переименовании одной из центральных улиц Алматы в улицу Алихана Букейхана (подразумевали либо проспект Ленина, позже переименованный в Достык, либо нынешнюю улицу Фурманова), возникшая ещё в середине 90-х годов прошлого века, не нашла должной поддержки. В преддверии 150-летия эта инициатива вновь актуальна.
Что касается предложения о переименовании города Курчатов в честь Алихана Букейхана, то для этого никаких оснований нет. Город, позже переименованный в Курчатов, основан лишь после Второй мировой войны, не имеет ничего общего ни с именем или деятельностью Алихана Букейхана, ни с национально-освободительным движением "Алаш". Более того, нет никакой гарантии, что Курчатову в недалеком будущем не грозит печальная судьба моногородов-призраков, оказавшихся невостребованными после развала СССР. Присвоение ему нового имени вряд ли спасет город от роковой судьбы.
Но существует другой город, который пребывает в незаслуженном забвении, несмотря на свою теснейшую связь не только с именами великих исторических личностей и деятелей, таких, как Абай Кунанбайулы, Алихан Букейхан, Шакарим Худайбердыулы, Мухтар Ауэзулы и других, но и с судьбоносными для казахского народа историческими событиями начала ХХ века. Этот город, лишившись в середине 90-х годов прошлого столетия статуса административного центра области, постепенно чахнет. Поэтому именно он нуждается в реабилитации, с исторической, экономической и политической точек зрения, как город, имеющий богатую, почти трёхсотлетнюю историю. Самым реальным путём его реабилитации может явиться переименование его в город Алаш. Речь идёт о Семее.
Нынешнее название – это лишь законодательное закрепление казахской транскрипции прежнего названия. По всей вероятности, у инициаторов переименования не хватило аргументов и фактов. Между тем существует ряд веских и исторических, и законодательных оснований для переименования города из его нынешнего названия в Алаш.
Начну с первого основания – исторического. Не углубляясь в дебри истории, напомню, что в течение почти трёх лет – с 25 декабря (по старому – 12 декабря) 1917-го до 22 сентября1920 года или ровно 994 дня – Семипалатинск был столицей территориальной автономии Алаш, где располагались все центральные государственные учреждения Народного совета (правительства) под названием Алаш-Орда.
Во-вторых, свои столичные функции город выполнял под названием Алаш, о чём свидетельствует документ – переписка и распоряжения главы автономии Алаш и председателя Народного совета Алаш-Орды Алихана Букейхана, отпечатанная на правительственном бланке (фото № 1, 2), где местом его расположения указан город Алаш.
Распоряжение председателя Алаш-Орды (фото №2): "Алаш Орда (по-казахски). Всекиргизскій советъ Алаш-Орда. Экстренно. 12 іюня 1918 г. Г. Алашъ, Семип. обл. Председателю Семипалатинской Уѣздной Земской Управы Ахмеджану Козбагарову. Отъ каждой волости Семипалатинскаго уѣзда постановлено взять по 30 человекъ въ составъ отряда Милиціи. Прошу немедленно опубликовать и собрать ихъ съ достаточнымъ количествомъ лошадей. Милиціонеровъ и лошадей прѣдставить въ городъ Алашъ. Председатель Алаш-Орды Алиханъ".
Теперь что касается юридических оснований для переименования. Семипалатинск был избран столицей только что провозглашённой Национальной автономии Алаш, пусть и временно, обратите внимание, – постановлением ІІ Всеказахского курултая (съезда) от 25 декабря1917 года, в І-IV и VI пунктах протокола которого дословно зафиксировано следующее (фото № 3, 4):
"І. Образовать территоріально національную автономію областей Букѣевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семирѣченской, Сыръ-Дарьинской, киргизскихъ уѣздовъ Ферганской, Самаркандской, Амударьинского Отдѣла Закаспійской области, смежных киргизскихъ волостей Алтайской губерніи, представляющихъ сплошную территорію съ господствующимъ населеніемъ Казакъ-Киргизскимъ единаго происхожденія, единой культуры, исторіи и единаго языка.
ІІ. Автономіи Казакъ-Киргизскихъ областей присвоитъ названіе АЛАШЪ.
ІІІ. Территорія автономныхъ областей Алашъ со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, ихъ богатствами, а также недрами земли составляетъ собственность Алашъ...
ІV. Всѣмъ, кто живетъ среди Казакъ-Киргизъ, гарантируются права меньшинства. Во всехъ учрѣжденіяхъ автономіи Алашъ представители всехъ націй должны быть представлены пропорціонально. Предоставляется там территоріальная и культурная автономія темъ, кто безъ территоріии окажется въ пределахъ Автономіи Алашъ.
VI. Въ целяхъ спасенія области Алашъ отъ общаго развала, анархіи, организовать Временный Народный Советъ "Алашъ-Орда", состоящій изъ 25 членовъ, 10 местъизъ которыхъ предоставить русским и другимъ и другимъ народамъ, живущимъ среди Казакъ-Киргизъ. Местомъ пребываниія Алашъ-Орда временно избрать Семипалатинскъ".
Выходит, что Семипалатинск стал столицей восстановленного национального государства по воле и чаянию казахского народа через ІІ Всеказахский курултай, который состоялся в Оренбурге 18-26 декабря 1917 года при участии 82 делегатов, делегированных от всех перечисленных в его протоколе регионов. По сведению первой правительственной газеты "Еңбекші қазақ" ("Рабочий казах" – ныне "Егемен Қазақстан") от 28 октября 1924 года, накануне І Мировой войны казахи составляли 6,47 миллионов человек и являлись пятым крупным народом в империи. В своей докладной записке, составленной для Совета министров Сибирской автономии в июле 1918 года, Алихан Букейхан, уже в ранге главы Автономии и премьер-министра Алаш-Орды в одном лице, отмечал: "Автономія Алашъ объединяетъ 6-ти милліонное казакъ-киргизское населеніе Казакскаго Края, никогда не входившаго въ составъ Сибири и Туркестанскихъ областей; Автономія Алашъ... составляетъ крупную, съ 10 милліоннымъ насѣленіемъ, политическую единицу".
Свой высокий статус нынешний Семей потерял 22 сентября 1920 года, в день подписания нового декрета ВЦИК о введении в состав Киргизской (Казахской) АССР Оренбургской губернии и определения города Оренбурга как столицы преобразованной из Национальной Автономии в советскую республику. Своё столичное название Алаш носил до 1927 года. Что касается названия "Алаш", то его история вкратце такова.
Алихан Букейхан в своем очерке об истории казахов "Киргизы" отмечал, что "Алаш – имя единого предка казахов, пусть даже и мифического". В период с 1905 по 1920 годы имя Алаш стало идеей и лозунгом национального единства, возрождения и восстановления национального государства казахов. Именем Алаш были названы и национально-освободительное движение начала ХХ века, первая демократическая партия, и национально-территориальная автономия и её первая столица. Об объединительной силе имени и идеи "Алаш" свидетельствует тот факт, что в ноябре 1917 года по итогам выборов во Всероссийское учредительное собрание подавляющее большинство казахов поддержало не партию "Үш жүз" ("Три жуза"), не большевистких социал-демократов, а именно партию "Алаш", которая получила 43 депутатских мандата.
По одному историческому документу, часть города Семипалатинска, известная до революции 1917 года как Заречная Слободка, уже к 1916 году называлась Алаш. Эту ¼ часть города в подавляющем большинстве занимали казахская интеллигенция, баи-скотопромышленники и купцы. Казахский комитет Семипалатинской области, организованный буквально вслед за февральской революцией 1917 года, на одном из заседаний рассматривал вопрос о переименовании Заречной Слободки в город Алаш, но отложил этот вопрос. В январе 1918 года, в соответствии с постановлением ІІ Всеказахского съезда, Всеказахский народный совет Алаш-Орды из Оренбурга переехал в Семипалатинск, разместив все учреждения в Заречной Слободке, которая приступила к исполнению функций столицы автономии Алаш уже под названием "Алаш".
Перечисленные факты не оставляют никаких оснований для бюрократических отговорок против того, чтобы во исполнение постановления Всеказахского курултая город Семей переименовать в Алаш. Под старо-новым названием он станет наилучшим памятником в честь одновременно и 100-летия автономии Алаш и 150-летия со дня рождения Алихана Букейхана – её основателя и главы.
Султан Хан Аккулы, НИИ "Алаш" ЕНУ им. Гумилева