Эти современные самолёты, которые производит Airbus Military – испанское подразделение авиастроительного гиганта – должны полностью заменить морально и физически устаревшие грузовики Ан-26 советского производства.


Фото Григория Беденко

С прибытием шестого борта военно-транспортная эскадрилья, развёрнутая в Алматинском международном аэропорту, получила в своё распоряжение минимально необходимое количество самолётов, позволяющих выполнять весь спектр задач в составе казахстанских военно-воздушных сил.

Эта поставка завершает часть контракта с концерном Airbus Military, который был заключён в марте 2012 года полномочным органом Министерства обороны Казахстана по экспорту и импорту вооружения и военной техники – Республиканским государственным предприятием "Казспецэкспорт". Контракт предусматривает не только поставку новых, сошедших с конвейера самолётов, но и технологическое сопровождение их эксплуатации, а также полный курс подготовки лётчиков и технического персонала в Испании.


Фото Григория Беденко

Airbus Military передала требуемую технологическую информацию по обслуживанию самолётов, с тем чтобы в дальнейшем казахстанские военные специалисты самостоятельно обслуживали С-295. Предполагается, что общее количество транспортников этого класса в казахстанских военно-воздушных силах должно быть доведено до восьми единиц к 2018 году.


Фото Григория Беденко

Подписанию контракта на поставку военно-транспортных самолётов С-295 предшествовал тщательный мониторинг рынка военно-транспортных самолётов, который провели специалисты Сил воздушной обороны Вооружённых сил Казахстана.

Традиционно в Казахстане в военной сфере эксплуатируется авиационная техника советского, а в последнее время – российского производства. Парк 281-й транспортной эскадрильи насчитывает пару Ан-26, такое же количество Ан-72, а также восстановленный и прошедший капитальный ремонт Ан-12, единственный в своём роде. Примечательно, что все три типа воздушных грузовиков с производства уже сняты. Как известно, они строились на Украине в Харькове. Учитывая современные украинские реалии, а также плачевное состояние, в котором ныне оказался Харьковский авиазавод, перспективы дальнейшего сотрудничества в плане поддержания лётной годности наших самолётов нет.


Старший техник капитан Назар Аширалиев проверяет оборудование кабины Ан-72 / Фото Григория Беденко

В России также отсутствует производство самолётов, аналогичных Ан-26 и Ан-72 в занимаемой ими тактической нише. Таким образом, основная нагрузка по обеспечению высокой боевой готовности транспортной составляющей наших военно-воздушных сил ложится на экипажи и технический персонал парка С-295.

Возможности самолёта С-295 в сочетании с экономической эффективностью дали ему преимущество среди альтернативных предложений по обновлению парка военно-транспортных самолётов грузоподъёмностью до 10 тонн. Сегодня С-295 эксплуатируется в национальных вооружённых силах 18 государств. Казахстан стал 19-й страной-эксплуатантом и первым на территории бывшего Советского Союза.


Фото Григория Беденко

Тактико-технические характеристики СASA C-295:

  • Размах крыла – 25.81 м.
  • Длина самолёта – 24.40 м.
  • Высота самолёта – 8.82 м.
  • Масса пустого самолёта – 11 200 кг.
  • Максимальная взлётная – 23 200 кг.
  • Тип двигателя – 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127G.
  • Мощность – кВт 2х1975.
  • Крейсерская скорость – 482 км/ч.
  • Практическая дальность – 4 500 км.
  • Практический потолок – 7 620 метров.
  • Экипаж – 4 человека.
  • Полезная нагрузка – 69 солдат или 48 парашютистов или 27 носилок с 4 сопровождающими или 9,7 тонн груза.
  • Интерфейс С-295 полностью цифровой. Самолёт снабжён системой автоматического контроля работы двигателя, эффективной противообледенительной системой, считается, что он имеет повышенную живучесть в аварийных ситуациях. Часовой расход топлива на самолёте С-295 в два раза меньше, чем на аналогах.

Десантники на борту С-295 / Фото Григория Беденко

"Наша часть объединяет военно-транспортную авиацию и армейскую вертолётную авиацию, – рассказывает командир авиационной эскадрильи в/ч 53975, майор Азамат Молдахметов. – Наша задача – перевозка войск, боевой техники и различных военных грузов в интересах Минобороны. Авиационный парк состоит из самолётов Ан-12, Ан-26, Ан-72 и современных С-295 производства Airbus Military. Лётный и технический персонал проходит подготовку в Испании, в данный момент у нас находятся испанские лётчики-инструкторы. Обучают четырёх наших пилотов. Основная программа подготовки – в Испании, в Севилье. Затем мы обучаем лётчиков здесь, по нашей программе".


Азамат Молдахметов / Фото Григория Беденко

По словам майора Молдахметова, сегодня на все шесть бортов подготовлены экипажи – основной и резервный. Экипаж С-295 состоит из командира, помощника командира, бортинженера и бортмеханика. Аналогичный состав экипажа и на Ан-72. На единственном стоящем на вооружении в Казахстане Ан-12 экипаж больший по численности: командир, помощник командира, бортинженер, радист, штурман и бортмеханик. Всего шесть человек – это ещё советская схема.


Ан-72 советского производства всё ещё стоят на вооружении / Фото Григория Беденко

Любопытно, что С-295 – самолёт, который производится по стандартам НАТО. Для того чтобы состыковать эти стандарты и казахстанские принципы боевой подготовки, унаследованные с советских времён, пришлось менять некоторые руководящие документы.

Как сообщил Азамат Молдахметов, сегодня летать приходится много и часто. Всевозможные учения в разных регионах Казахстана требуют переброску личного состава и техники. Также транспортная авиация сопровождает истребительную, перевозя их имущество. Самая сложная для эскадрильи работа была проведена во время проходившей летом этого года международной военной выставки KADEX-2016.


C-295 на военном аэродроме в Жетыгене / Фото Григория Беденко

"Бывают случаи, когда мы работаем как санитарная авиация. Чаще всего перевозим больных военнослужащих. Недавно перевозили такого военнослужащего из Аягуза в алматинский госпиталь. Из сложных задач – десантирование военнослужащих аэромобильных войск парашютным способом. Мы также обучаем лётный состав Национальной гвардии, пограничной службы КНБ по программе взаимодействия с другими силовыми структурами", – рассказывает командир эскадрильи".

К числу явных достоинств С-295 отнесены его хорошая устойчивость и управляемость, высокая маневренность, что позволяет выполнять полет на предельно малых высотах. Транспортник также может совершать взлёты и посадки с грунтовых полос.


Посадка на грунтовую полосу в районе Отара / Фото Григория Беденко

Первым в Казахстане СМ-295 освоил казахстанский военный лётчик-ас Рустем Тлеумагамбетов. Сегодня его эстафету принял большой коллектив специалистов. Осуществляются полёты любой сложности, в любых метеоусловиях, а также в тёмное время суток с приборами ночного видения.


Подготовка к ночным полётам. Крайний слева – лётчик испытатель Аirbus Military Мануэль Регуэро, справа – Рустем Тлеумагамбетов / Фото Григория Беденко

Loading...

Результатом перевооружения парка нашей военно-транспортной авиации к 2018 году станет создание группировки, способной выполнять переброску войск, вооружения и военной техники на любое стратегическое направление без промежуточных посадок для дозаправки топливом.