10 примеров того, как самые ожидаемые игровые проекты превращаются в громкие неудачи
В 2018 году разработчики игр получили 110 миллиардов долларов по всему миру. 40 миллиардов – рынок США, почти 2 миллиарда в России. В Казахстане если и есть, то только инди-проекты, и о масштабных доходах говорить пока рано.
С каждым годом рынок компьютерных игр становится всё более привлекательным для сотен тысяч людей по всему миру. Все хотят повторить успех Fortnite, PUBG, World of WaCraft, Dota и прочих мировых хитов. Стараясь привлечь как можно больше внимания покупателей к потенциальному хиту, разработчики дают многочисленные обещания, показывают феноменальные миры, удивляют необычным сплавом игровых механик и жанров. Но не всем удаётся выполнить взятые перед игроками обязательства.
Рассказываем о 10 наиболее ярких примерах, когда ожидание не совпадает с реальностью и люди, вложившие в игру силы, деньги и время, теряют всё.
1. Игра: Lawbreakers
Причина провала: вышла не вовремя.Игра, которая готовилась свергнуть с пьедестала популярный шутер Overwatch с помощью любопытных для своего жанра идей и геймдизайнерских решений, но катастрофически (и почти непредсказуемо) не угадавшая с игровыми тенденциями. Никто не ожидал, что следующим трендом в игровой индустрии станет жанр "королевской битвы", который задаст PUBG и подхватит феноменально успешный Fortnite. Для разработчиков Lawbreakers это оказалось полным провалом, причём настолько сильным, что игру не спасли ни бесплатные раздачи, ни выпуск сделанного наспех клона PUBG – Radical Heights.
2. Игра: No Man’s Sky
Причина провала – обманутые ожидания игроков.
Это игра, которую будут помнить годами в качестве эталона неоправданных надежд и завышенных ожиданий. Всё, о чём мы когда-либо мечтали, слыша словосочетание "исследование просторов космоса на своих двоих", разработчики обещали воплотить в этой игре.
Хотите встречать удивительных животных – пожалуйста, вот вам целые стада разнообразных, неповторимых существ, живущих в уникальной экосистеме каждой новой планеты. Воображали себя участником масштабных космических битв между космическими пиратами и торговцами? Не вопрос – в анонсе упоминалось и это, включая режим многопользовательской игры на впечатляюще большое количество игроков. Думали примерить скафандр руководителя экспедиции к инопланетным мирам – берите команду друзей и вперёд. В игре должно было быть всё это и многое другое одновременно. Казалось, девиз разработчиков гласит: "Нет ничего, что будет невозможно в нашей игре". А ошеломительные видеоролики, демонстрирующие передовую графику и игровой процесс, только подогревали ожидания публики.
No Man’s Sky имела огромный финансовый успех, но, к сожалению, ни одно из обещаний разработчиков не было выполнено до конца. Графика оказалась ужасной, делать в игре было решительно нечего, игровая флора и фауна были сделаны небрежно, а мультиплеера не было совсем. Неудивительно, что игра потеряла 90% игроков спустя всего две недели после выхода. Но спустя два года вышла новая версия, в которой, говорят, разработчики исправили все недостатки.
3. Игра: Star Wars Battlefront
Причина провала – нереализованный потенциал.
Шведская студия DICE, создавшая серию сетевых шутеров Battlefield, и лицензия по "Звёздным войнам" – брак, созданный на небесах. Многочисленные рассказы о том, как разработчики консультировались с создателями фильмов, встраивали оркестровые саундтреки Джона Уильямса в игровые матчи и вплоть до снежинки переносили ландшафты легендарной планеты Хот в игру, вдохновляли и раззадоривали фанатов.
Но все обещания остались на бумаге и словах разработчиков, на деле же оказалось, что в игре по "Звёздным войнам" нет:
- "Звёздных войн" (никаких битв в космосе между истребителями);
- Однопользовательского режима.
Очень мало игрового контента, и, честно говоря, спустя десяток часов в игре попросту нечем заняться.
4. Игра: Fallout 76
Причина провала – инновации ради инноваций.
Культовая игровая серия Fallout не особенно нуждалась в многопользовательском режиме, так как выживать в условиях ядерного постапокалипсиса интересно было и в одиночку. Ты чувствовал себя избранным. Но разработчики из Bethesda решили иначе и анонсировали игру Fallout 76, делающую упор на совместные приключения.
Получился весьма своеобразный продукт, полный технических проблем и спорных геймдизайнерских решений (можно, например, отменить нападение одних игроков на других). Но даже это не было бы проблемой, если бы авторы подумали про сюжет, если бы в игре было за что сражаться. Увы, большинство добываемых за прохождение миссий игровых наград спокойно выпадает из убитых игроками монстров и не имеет какой-то эмоциональной ценности, а сам игровой мир получился пустым и безжизненным.
5. Игра: Duke Nukem Forever
Причина провала – производственный ад.
Если вы начинали свой игровой путь в 90-х, то обязательно помните брутального героя боевиков Дюка Нюкема, лихо убивающего полчища мутантов и инопланетных захватчиков и (не менее лихо) завоёвывающего сердца всех встречных красавиц. Следующая часть серии должна была выйти в 1996 году и обещала ещё больше ураганного экшена наряду с передовыми настройками графики.
К сожалению, даже несмотря на большую армию поклонников и не падающий градус ожидания, игра Duke Nukem Forever угодила в "производственный ад", из которого до полок магазинов смогла добраться только спустя 15 лет после анонса. Разумеется, прошло слишком много времени, чтобы игру ещё кто-то ждал всерьёз, а уж о том, что искушённых геймеров за пятнадцать лет удивить стало втрое сложнее, и говорить не нужно.
6. Игра: SimCity 2013
Причина провала – технические проблемы.
Ещё одна культовая серия из 90-х – SimCity, где игрок в роли мэра должен был развивать город от мелкого посёлка городского типа до ультрасовременного мегаполиса, следя за комфортом местных жителей, планируя дороги с развязками, строя дома и больницы, обеспечивая город электроэнергией, теплом и водой. Казалось бы, сложно что-то испортить в совершенной формуле: просто добавьте современную графику, взаимодействие с городами других игроков, – и вот ожидаемый всеми хит. Разработчики так и сделали: в игру был добавлен полноценный многопользовательский онлайн-режим.
Но оказалось, что без подключения к интернету начать игру нельзя, даже если хотите играть в одиночку. Это первый удар. В игре также были проблемы с сохранением, рандомные отключения от серверов и прочие баги (ошибки), среди которых ситуация, когда вас просто выкидывает из игры на рабочий стол и ничего уже сделать нельзя. И всё это на старте продаж.
7. Игра: Evolve
Причина провала – хорошая идея в плохой упаковке.
У Evolve была амбициозная идея: перенести игру "Кошки-мышки" в формат мультиплеерного шутера на пятерых игроков, где четверо брали на себя роль охотников, задача которых поймать пятого игрока, играющего за неуловимого монстра. Сначала монстр был слабым, но чем дольше шла охота, тем сильнее он становился.
Что обещали:
- различные виды монстров;
- разнообразные гаджеты для охотников.
Каждый матч, говорилось в анонсах, будет интересным и неповторимым. Увы, суровые реалии игрового общества внесли свои коррективы: кооперироваться со случайными игроками в одну команду никто особо не стремился, а играть за монстра было банально скучно. Дополнительной ложкой дёгтя послужило то, что и сам процесс охоты получился не таким захватывающим, как описывали его разработчики, и составлял по сути беготню по кругу на одной и той же узкой локации.
8. Игра: Mass Effect: Andromeda
Причина провала – продолжение уступило легендарному оригиналу.
Оригинальная трилогия игр Mass Effect запомнилась как роскошная и насыщенная сюжетами космическая опера, выделявшаяся передовыми по тем временам графическими технологиями, позволившими разработчикам создать уникальную вселенную, населённую яркими героями. Анонс спин-оффа (ответвления) от основной трилогии Mass Effect Andromeda произвёл настоящий фурор. Игроки принялись гадать, сможет ли новая часть повторить успех предыдущих игр, релиза ждали миллионы фанатов по всему миру. К сожалению, ворох технических проблем при переходе на новый игровой движок наряду с не самым впечатляющим сюжетом быстро утащил игру на самое дно.
Недовольны были игроки, игровая пресса, – все. Репутационный и финансовый урон был такой силы, что разработчик игры (компания BioWare) решил на время заморозить все будущие проекты по вселенной Mass Effect (а жаль).
9. Игра: Quantum Break
Причина провала: игра – это не только идея и сюжет.
Игра Quantum Break от успешных финских разработчиков из Remedy, в своё время перевернувших жанр шутеров игрой Max Payne, – вершина спора о том, можно ли рассматривать игры как кино и получится ли их удачно совместить. Имея огромный бюджет, разработчики смогли привлечь много знакомых по сериалам и фильмам актёров, придумать увлекательную историю о путешествиях во времени, позвав консультанта из ЦЕРН и даже замахнуться на создание одноимённого телесериала, который, по задумке, должен был непосредственно влиять на игровой процесс и сюжетные сцены. Звучит как минимум впечатляюще.
В презентациях разработчики делали упор в основном на эти аспекты будущей игры, почти не показывая геймдизайн и игровой процесс, и, как оказалось, зря: игру авторы реализовали спустя рукава. Играть было настолько скучно, что никакой инновационный повествовательный метод с лихо закрученным сюжетом не смог спасти игру от провала.
10. Игра: Spore
Причина провала – завышенные ожидания из-за авторитета создателя.
Представьте себе игру, в которой вашему игровому персонажу надо эволюционировать от простейшего одноклеточного организма до целой цивилизации покорителей космоса, причём всё это происходит в реальном времени, а все приобретённые в ходе эволюции изменения отображаются на модели персонажа. Более того, внешним видом персонажа и его сородичей дело не ограничивалось: игрокам обещали возможность собственного дизайна зданий, машин, космических кораблей, вооружения и прочего, а еще при полёте в космос можно было бы найти миры других игроков, находящихся на разных уровнях развития.
К сожалению, после релиза Spore игроки обнаружили сборник слабо связанных между собой мини-игр, которые были призваны отображать тот или иной процесс развития вида и цивилизации. Слишком просто, примитивно и скучно. А обиднее всего, что за то, оправдаются ли надежды, отвечал Уилл Райт, до этого подаривший нам такие прекрасные игры, как SimCity и Sims.