Госзакупки всегда пользовались повышенным вниманием и проверяющих госорганов, и обыкновенных казахстанцев, которым интересно, кому и на какие цели уходят солидные бюджетные потоки. Корреспондент Informburo.kz изучила госзакупки за 2019 год и составила топ-10 самых дорогих тендеров.

Поскольку объявлений о госзакупках за финансовый год публикуют более миллиона, то мы решили проанализировать только те тендеры, которые по сумме превышают 10 млрд тенге.

Количество тендеров стоимостью более 10 млрд тенге увеличивалось с каждым годом – вплоть до 2019 года. В прошлом году произошёл небольшой спад.

В 2016 году их было только четыре: два тендера на строительство школ в Алматинской области, реконструкция дороги до аэропорта Астаны и строительство коммуникаций – опять в Алматинской области. Самый крупный лот (строительство объектов образования) потянул на 19 млрд тенге.

В 2017 году крупных тендеров на сумму с десятью нулями было уже 12. Самый большой – на 45 млрд тенге: во столько компания "Казавтожол" оценила комплексные работы "под ключ" по реконструкции автодороги в Костанайской области.

В 2018 году тендеров на сумму более 10 млрд насчитывалось уже 27. Большинство из них – аренда спецтехники в каждом регионе страны на сумму 15 млрд тенге. Организатором этих тендеров выступили структуры Комитета по водным ресурсам Минсельхоза РК. Срок аренды спецтехники составил три года.
Читайте также: В госзакупках "Казводхоза" нашли множество фактов конфликта интересовСамым крупным тендером на сайте госзакупок тогда был лот на 38 млрд тенге – по реконструкции участков автодорог республиканского значения Актюбинской и Атырауской областей.

В 2019 году тендеров на сумму свыше 10 млрд тенге набралось 20.

Вне конкурса

Абсолютным чемпионом 2019 года среди всех заявленных лотов мог бы стать лот на услуги по финансовому лизингу для АО "СПК Shymkent". Корпорация намеревалась приобрести 300 автобусов на общую сумму в 42 млрд тенге. Крупнее, чем этот тендер, в Казахстане в прошлом году не проводили. Объявления размещали пять раз, начиная с июля, однако в итоге закупка не состоялась, поскольку ни один из потенциальных поставщиков не подал заявок. Мы решили рассматривать это объявление вне конкурса.

Год назад СПК "Shymkent" уже покупало в лизинг 300 автобусов ТОО "Сарыаркаавтопром".

Теперь обратимся непосредственно к списку самых дорогих завершённых сделок.

Десятое место

Топ-10 крупнейших госзакупок открывает реконструкция автомобильных дорог в городе Атырау на семи улицах. В рамках одного тендера городской отдел ЖКХ выставил семь лотов на общую сумму 14,6 млрд тенге. Шесть из семи лотов выиграло ТОО "Атырауинжстрой".


Дорожные работы / Фото предоставлено пресс-службой ТОО "Атырауинжстрой" / Фото Жанарыса Изтелеуова

Девятое место

На 17,9 млрд тенге заключило договор ТОО "Астана LRT" о приобретении 100 электробусов. Победителя госзакупок определили способом из одного источника – им стало АО "БРК-Лизинг". Эту сделку широко обсуждали в столице: многие горожане посчитали цену за электробусы завышенной.

Читайте также: Astana LRT о дороговизне электробусов: "Начинка" увеличила стоимость на 20%

15 первых электробусов уже вышли на линию. Глава "Астана LRT" Бекмырза Игенбердинов уверен, что эти автобусы не только экологичны, потому что не загрязняют окружающую среду, но и выгодны с экономической точки зрения.


Аким столицы Алтай Кульгинов инспектирует первые электробусы / Фото с сайта акимата Нур-Султана

Восьмое место

На строительство транспортной развязки на пересечении улицы Бухтарминской с Кульджинским трактом в Алматы управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог мегаполиса выделило 18,9 млрд тенге.

Читайте также: Пробивка улиц, строительство дорог и аэропорта: как будут развиваться Алматы и пригороды

Поскольку условия тендера составлял профильный госорган, то и техническая спецификация получилась очень понятной даже для непосвящённого читателя. В часы пик этот участок перегружен, а он важен для международного коридора – автодороги А-2: граница с Узбекистаном – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос. Тендер выиграло ТОО "Bazis Construction".

Седьмое место

В Карагандинской области выделили 20 млрд тенге на строительство магистральных сетей теплоснабжения в жилых массивах Караганды. Протяжённость теплотрасс, которые должен построить поставщик госзакупок, – 22 км. Тендер выиграло ТОО "Ай-су мелиорация".

Шестое место

На реконструкцию 80-километрового участка автодороги Индер – Карабау – Миялы – Сагыз в Атырауской области выделили 22 млрд тенге. Победителем тендера стало ТОО "Атырауинжстрой", оно должно будет отремонтировать трассу регионального значения. Правда, издание ATPress.kz отметило, что дорогу придётся не столько реконструировать, сколько строить с нуля.

"Здесь никогда не было настоящих дорог с асфальтовым покрытием. Попытки построить их в прошлом столетии были. По утверждению местных жителей, в 70-80-х годах ХХ века трассу Индер – Карабау возводить вроде начали. Однако, накидав одно лишь щебёночное основание, рабочие исчезли", – сообщается на сайте.

Пятое место

Тендер на подрядные работы по строительству и реконструкции сетей водопровода стал крупнейшим в столице – лот оценили в 29 млрд тенге. Победителем стало ТОО "АП-Импэкс". По условиям тендера компания должна заниматься реконструкцией подающего водовода на насосно-фильтровальную станцию Нур-Султана от насосной станции 1-го подъёма до жилого массива "Железнодорожный".

Четвёртое место

30 млрд тенге, закупка для ГУ "Казселезащита" КЧС МВД РК. Победителем стало ТОО "Bazis Construction". Система мониторинга руслоформирующих и защитных сооружений по реке Хоргос на участках международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос", приграничной торгово-экономической зоны "Хоргос-Восточные ворота", посёлков Баскунчи, Хоргос и пограничной заставы в Панфиловском районе Алматинской области.

Система мониторинга предназначена для контроля состояния руслообразующих и защитных сооружений, строительных конструкций, находящихся в непосредственной близости с руслом реки Хоргос на заданном участке. С её помощью должно быть возможно обнаруживать изменения в стоке воды вдоль русла реки на протяжении всего контролируемого участка.

18 апреля 2019 года в Панфиловском районе Алматинской области торжественно положили начало строительству совместной казахстанско-китайской селезадерживающей плотины "Чукурбулак".


Начало строительства плотины "Чукурбулак" в Хоргосе / Фото с сайта КЧС МВД РК

Третье место

Заказчиком третьего по дороговизне тендера в 2019 году выступило АО "НК "Казавтожол". Тендер вытянул на 30 млрд тенге. На эти деньги необходимо было реконструировать автодороги республиканского значения в Алматинской области на направлении Ушарал – Достык. В этом тендере было два лота, и оба выиграло ТОО "АБК-Автодор НС".

Второе место

Три лота на общую сумму в 35 млрд тенге были размещены в одном пакете – для капитального ремонта участков автодорог республиканского значения в Западно-Казахстанской области. Заказчиком выступило АО "НК "Казавтожол". Победителями стали ТОО "Uniserv", которое выиграло лот на 15,5 млрд тенге, и ТОО "Темиржол жондеу", выигравшее два лота на 20 млрд тенге в общей сложности. Техническая спецификация, то есть объём работ и их детализация, на портале в открытом доступе представлена не была.

Первое место

Самым дорогим тендером 2019 года среди тех объявлений, что были опубликованы на сайте госзакупок, стал тендер на продолжение строительства метрополитена Алматы – лот на 40 млрд тенге. Его выиграло ТОО "Bazis Construction".

Читайте также: Для строительства метро в Алматы вырубят 2000 деревьев и изымут участки. Все за и против

Предметом госзакупок стал полный цикл строительных работ по возведению зданий. К технической спецификации приложили несколько томов, каждый из которых заключает несколько альбомов с эскизами и подробным описанием того, что нужно построить.

Главным победителем в этом топ-10 можно назвать и ТОО "Bazis Construction", которое выиграло три из десяти крупнейших тендеров на общую сумму в 89 млрд тенге. Bazis Construction (первый руководитель – Женис Нугыманов) входит в группу компаний "Bazis-A", возглавляемую Александром Беловичем. В 2019 году Bazis Construction заплатил налоги на 4,5 млрд тенге. Впрочем, это не самые большие отчисления компании: в 2015 и 2016 годах они платили более 6 млрд тенге налогов.