В ноябре исполнилось 170 лет со дня рождения ученого, путешественника и офицера Чокана Валиханова, внесшего большой вклад в историческую и географическую науку России. Но и по прошествии стольких лет в биографии ученого остались белые пятна, сомнение вызывает и причина его смерти.

Мы, нынешнее поколение, почему-то недооцениваем своего знаменитого соплеменника. Он был странной личностью, со своими причудами, но и с поступками. Чокану Валиханову казахи и русские обязаны дипломатическими миссиями, которых царское правительство добивалось не один век. В1858 году состоялась его конфиденциальная поездка в Кашгарию. Тогда, впервые после Марко Поло и иезуита Гоеса (1603), ему удалось побывать в этой малоизвестной стране и написать знаменитый труд «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухары)». Эта работа была высоко оценена востоковедами как России, так и других стран. В 1860 году Валиханова встречали уже в Петербурге с орденом как отважного путешественника и знатока жизни народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана.

Найденные мною записи в Омском краеведческом музее объясняют, с чем была связана такая радость: оказывается, до Чокана Валиханова, в 1827 году, Россия безуспешно отправляла в Кашгарию титулярного советника Бубенова. Но ему не удалось перейти границу даже под прикрытием специально снаряженного из Семипалатинска торгового каравана.

Однако похвалы и награды вдруг сменились настороженностью царских властей. «Существует версия, что Валиханов умер не от туберкулеза, его убили. Все возможно», – пишет одна из исследовательниц биографии ученого Ирина Стрелкова.

До сих пор никто не может дать внятный, четкий ответ на вопрос: почему Чокан Валиханов стал так вреден и опасен с точки зрения российских властей? Почему его торопят выслать из Семиречья и категорически отказываются принять в Западной Сибири? Нетрудно догадаться, что царские власти вели за ним постоянную слежку. Валиханов, который не мог оставаться равнодушным к судьбе своего народа, стал опасен своим «вредным» влиянием на умы казахов. Именно Чокан Валиханов впервые выработал целую программу развития Казахстана, в которой ратовал за развитие торговли и накопление денежных капиталов внутри страны. Вряд ли кто-либо из казахских султанов имел такую стройную экономическую программу! Валиханов сильно тяготился тем, что преобразования в Степи идут не так скоро, что меры Петербурга встречают повсюду большие препятствия.

Имперские власти исходили из недавнего российского опыта подготовки и проведения крестьянской реформы (1861 г.), слухи о которой вызвали вспышку мужицких бунтов. То же самое могло начаться в Степи. Если бы Чокан остался жив, то мог получить приказ о высылке в Петербург или Сибирь…