Джамиля Тулегеновна БАСПАКОВА – солистка Государственного академического театра оперы и балета им. Абая и Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой, заслуженный деятель РК, заслуженная артистка Узбекистана. В феврале этого года состоялся ее сольный концерт в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В октябре оперой Дж. Верди «Травиата», в которой она поет главную партию более десяти лет, дирижировал Джулиан Галлант, маэстро из Великобритании, приглашенный в Казахстан агентством «Астана-импресарио».

Завершив свой первый абонементный сезон в конце мая блистательным концертом «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова и «Академии солистов» Айман Мусаходжаевой при участии лауреата международных конкурсов пианиста Амира Тебенихина, агентство «Астана-импресарио» оперой «Травиата» Дж. Верди начинает свой новый концертный сезон. Представляя на пресс-конференции в оперном театре Джулиана Галланта, генеральный директор «Астана-импресарио» профессор Раиса Мусаходжаева подчеркнула, что маэстро не только концертирующий музыкант и дирижер, но и владелец концертного агентства, проводящего в Лондоне Русские сезоны с участием Юрия Башмета, Владимира Федосеева, Виктора Третьякова, Владимира Спивакова, других известных музыкантов, артистов оперы и балета. Результатом творческих контактов с казахстанскими коллегами стали организованные г-ном Галлантом гастроли народной артистки республики Айман Мусаходжаевой и Государственного камерного оркестра «Академия солистов» по семи городам Англии. И это сотрудничество продолжается.

Джулиан Галлант выступает в разных странах и лучших концертных залах мира, он работал с Геликон-оперой в Москве, оркестрами Лозанны, Оксфорда, Пекина, Московским филармоническим, Киевским камерным и т. д. Маэстро давно хотел продирижировать «Травиату», которую считает лучшей оперой Дж. Верди. И вот его мечта осуществилась сначала в Алматы, в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, а затем в Астане – в Национальном театре оперы и балета им. Куляш Байсеитовой.

– Я очень доволен вашими артистами и оркестрантами, – признается маэстро. – Они продемонстрировали высокий класс подготовки, полное проникновение в ритмы и мелодии творения великого композитора, понимание, чего ждет от них дирижер. Написанная в ХIХ веке «Травиата» остается современной и сегодня. Она вся окрашена темой светлой любви, расцвечивается колоратурами, и эту радужность, полетность хорошо передали и музыканты, и певцы.

После исполнения оперы на сцене театра им. Абая маэстро назвал дуэт Виолетты Валери и Альфреда Жермона в исполнении заслуженного деятеля РК Джамили Баспаковой и народного артиста республики Султана Байсултанова выдающимся.

– Замечательно, потрясающе, – осыпал он комплиментами нашу оперную приму. И действительно Джамиля Баспакова находится в превосходной форме, это подтверждают отзывы на ее сольный концерт в Большом зале Московской консерватории и участие в первом международном оперном фестивале «Дни оперы в Астане – Опералия», фестивале «Шахимардан и его друзья» в Павлодаре, многочисленные гастрольные поездки по Казахстану и за рубеж. Помню, как восхищались ее пением слушатели в Центральном концертном зале Москвы, в филармонических залах Минска и Вильнюса почти десять лет назад, на Днях казахстанской культуры, посвященных 100-летию Мухтара Ауэзова. За эти годы ее талант окреп, развился, ее прозрачные заоблачные колоратурки в «Травиате» сопровождались неизменным зрительским восторгом: «Браво, Джамиля!». Однако из трех наших изумительных лирико-колоратурных сопрано – народной артистки РК Нуржамал Усенбаевой, заслуженного деятеля РК Джамили Баспаковой и заслуженной артистки РК Майры Мухамедкызы – о Джамиле и ее пути на большую сцену известно менее всего.

Колыбель ее – Магнитка

Джамиля Баспакова не относится к актрисам, выросшим в сени кулис и слышавшим домашние распевки с утра до вечера. Скорее, таким ребенком становится теперь ее пятилетняя Амина, у которой и сама певица, и ее педагог заслуженная артистка республики, профессор консерватории Сауле Гарифулловна Курмангалиева находят замечательные вокальные способности. А Джамиля выросла в городе металлургов Темиртау, ее родители, приехав на Казахстанскую Магнитку по комсомольским путевкам и окончив тот же завод-втуз, что и наш первый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, всю жизнь посвятили Карметкомбинату. И мама отдала своих дочерей Джамилю и Альфию в музыкальную школу не потому, что считала их домашние концерты и инсценировки началом музыкальной или артистической карьеры, а потому, что желала им более женской – в тепле и уюте – работы, чем была у нее самой.

Однако Альфия музыкальную школу оставила и стала врачом, а Джамиля не только успешно окончила ее по классу фортепиано, но решила продолжить образование в Темиртауском музыкальном училище на фортепианном отделении. Принять-то ее могли, но сразу честно предупредили, что со временем с программой справляться будет сложно – ее рука, ладонь инструменту не соответствуют. Джамиля поступила на вокальное отделение. Ни мать, ни отец не были от этого в восторге. Отец хотел видеть ее на физико-математическом факультете Карагандинского университета. А мама?

– Какая же мать захочет для дочери артистической карьеры? Сегодня я сама вижу небезосновательность подобных родительских предубеждений. Профессия искушает, подвергает многим опасностям. Хотя меня Бог миловал, я не переступала через свои принципы, – говорит Джамиля. – У меня с детства был упорный характер. Свернуть с задуманного невозможно.

Училась она легко, с большим желанием. Работоспособная, с хорошей музыкальной памятью она спокойно справлялась с программой педагога, разбирая до десяти-пятнадцати произведений в день. И всегда ей было мало. В сравнении с приехавшими из сельской глубинки студентами, у нее была хорошая музыкальная подготовка, которая и в консерватории пришлась кстати.

– Инструментальщики часто снисходительны к вокалистам, считая, что им недоступны философские глубины произведений. Но они-то приходят с десяти-двенадцатилетней специальной подготовкой, а у вокалистов зачастую кроме голоса ничего за душой нет. Постижение классики приходит с годами. И я не думала, что буду оперной певицей, – вспоминает Джамиля. – Мне всегда нравилась оперетта. Мне нравился Иоганн Штраус, нравилась «Летучая мышь» еще и по знаменитому фильму, где играют братья Соломины. Я представляла, что буду исполнять партии гризеток. Что-то в этом роде.

– В Темиртау же начинал работать театр музыкальной комедии, переехавший потом в Караганду? На него вы, видимо, и ориентировались?

– Да, оперетта была рядом, а что такое опера, балет – я не знала, только по телевизору их показывали, и то чаще в траурные дни. Потом по ходу учебы, конечно, начала приобщаться. Когда мы поступаем в училище, мы же еще маленькие, мы не можем полностью знать свой голос, его диапазон, его технические возможности. Но уже тогда мы изучали творчество Моцарта, Верди, слушали великих певцов. Мне запало в душу исполнение Неждановой – ее знаменитый алябьевский «Соловей». К слову сказать, за этого «Соловья», которого я спела на Днях казахстанской культуры в Ташкенте, мне присвоили звание заслуженной артистки Узбекистана. Так мое исполнение понравилось президенту Каримову. Уже в училище знала я Калласс, других великих вокалистов. У каждого были свои привязанности и кумиры. У меня была большая коллекция грампластинок с записями итальянских теноров. Я ее потом подарила своему сокурснику в консерватории. Конечно, в молодости мы больше впитываем, с годами притупляется этот жадный интерес ко всему.

Из рода Курмангалиевых

Общеизвестно: для счастливой артистической карьеры нужно три непременных составляющих – талант, работоспособность и удача. Джамиля Баспакова считает, что в Алматинской консерватории ей невероятно повезло с педагогом. Встреча с Сауле Гарифулловной Курмангалиевой определила всю ее дальнейшую артистическую судьбу. Студентов с хорошими вокальными данными немало, а выдающимися певцами становятся единицы. Почему?

– Вокалист приходит с сырым материалом, педагог ставит его голос, его инструмент. Если инструмент искалеченный, вы его уже не исправите, будете играть на нем всю жизнь. Или вы играете на расстроенном «Красном Октябре» или на шикарном «Стенвее». Есть разница? – популярно объясняет мне роль педагога Джамиля. И вспоминает:

– Когда мой педагог отлучалась на совещание, и у меня пропадал урок, для меня это была катастрофа. Я переживала так, что для меня весь мир переворачивался: я потеряла урок! Ведь на академическом концерте я непременно почувствую, какой процент качества ушел с потерянными уроками, как много я могла бы еще сделать под чутким руководством педагога, под чутким его слухом! Этот страх не доработать живет во мне всю жизнь. Зато разбуди меня ночью, и я без подготовки спою любую свою партию на языке оригинала.

Но и Сауле Гарифулловна Курмангалиева считает, что ей повезло с ученицей. Хорошо давать тому, кто хочет брать, кто способен приумножать даваемое. А у Джамили Баспаковой не только голос необычайных возможностей, она – человек редкого трудолюбия и целеустремленности, счастливых внешних данных, обаяния и артистизма. «Ее Господь со всех сторон поцеловал!» – считает Сауле Гарифулловна, сама в прошлом блистательное сопрано.

Вокальная школа профессора Сауле Курмангалиевой уникальна. Она питается и народными истоками, и блестящей московской традицией. Имя ее отца, знаменитого акына, народного артиста и лауреата Государственной премии республики Гарифуллы Курмангалиева, носит Западно-Казахстанская областная филармония, на сцене которой в Уральске в отреставрированном старинном доме Карева с удовольствием играет Марат Бисенгалиев с лондонским Королевским оркестром, поют Алибек Днишев, Джамиля Баспакова, Нуржамал Усенбаева, Шахимардан Абилов, Макпал Жунусова… В этом году в районном центре Каратобе в честь 95-летия Гарифуллы Курмангалиева открыт памятник.

Из семерых детей знаменитого певца и композитора только Сауле пошла по его стопам (предупредим возможный вопрос: Эрик Курмангалиев – однофамилец, хотя тоже из Западного Казахстана). И все же родители были обескуражены ее решением ехать учиться в Москву: шутка ли – пятеро суток на поезде добираться. Но решительная и упорная Сауле Курмангалиева стала ученицей и последовательницей великих певцов и педагогов – Владимировых-Барсовых, Лемешева, Дорлиак. Она была еще в расцвете своей вокальной карьеры, когда Газиза Ахметовна Жубанова позвала ее преподавать в консерваторию. Сама выпускница, аспирантка Московской консерватории, она могла оценить ту вокальную школу, которую представляла Сауле Курмангалиева.

И все же в первые годы молодому педагогу доставались ученицы, которых не выбрали себе более опытные коллеги. И на темиртаускую девушку не обратили особого внимания. Сама Сауле Гарифулловна сначала удивилась не столько ее вокальным данным, сколько паспортным: и год, и месяц, и день рождения ее новой ученицы точь-в-точь совпадали с ее дочери Гаухар. Просто двойняшки! Но ни одна из двоих ее дочерей не унаследовала дара акына Курмангилиева. Зато он с чудесной силой раскрылся у Джамили, дочери Тулегена, темиртауского инженера– механика конверторного цеха, рожденного в Уральске, корнями своими уходящего в атыраускую, западноказахстанскую землю. Вот этой своей ученице и передает уникальную вокальную школу Сауле Гарифулловна Курмангалиева.

Я не ошиблась, написав – передает. Хотя Джамиля Баспакова давно уже на первых партиях в оперном театре, премьерша и прима, дает блестящие сольные концерты, записала компакт-диск с Государственным симфоническим оркестром России под управлением Федосеева, концертировала в Большом зале Московской консерватории с оркестром Юрия Башмета «Молодая Россия», она продолжает оставаться ученицей Сауле Курмангалиевой. Вот и на последнем представлении «Травиаты» Сауле Гарифулловна была в зале.

– Я давно не слышала твою «Травиату», – объяснила она Джамиле.

– У меня сел голос, на сцене очень холодно, – пожаловалась певица.

– Ты пела гениально. Запомни – гениально. Ты еще никогда не была в такой хорошей форме. А будешь еще в лучшей, – убежденно сказала Сауле Гарифулловна. Она знает, что самое значительное обретение ее ученицы за годы их совместной работы – это вера. Вера в преображающую силу искусства, в собственное предназначение, в грядущий успех.

Между тем консерваторские сокурсники Джамили все больше находят у нее сходство с Сауле Гарифулловной – в характере, манерах, поведении, а темпераментом они всегда сходились. И, само собой разумеется, что маленькая Амина, дочка Джамили, зовет вырастившего ее маму любимого педагога – аже, ажека, бабушка.

Джамилю открыл президент

Сауле Гарифулловна привела Джамилю Баспакову показать в оперном театре в конце пятого курса. И она сразу же понравилась тогдашнему его директору – народному артисту республики, профессору консерватории Базаргали Жаманбаеву, нынешнему главному хормейстеру театра. Готовился правительственный концерт к 8 Марта. Джамилю включили в него. Она спела арию Виолетты из первого акта «Травиаты» и уже переодевалась в гримерке, когда вбежали с новостью, ставшей той самой удачей, что так необходима артисту в определении его пути: «Президент на сцене! Он сказал, что тебя надо учить в Италии!». Президента в тот день Джамиля не увидела, но его музыкальное чутье и участие в ее судьбе дали ей крылья на всю жизнь.10 июня она защитила диплом и сразу же получила партию Виолетты Валери в опере Дж. Верди «Травиата». А потом поехала учиться в Италию, в академию оперного искусства города Озимо.

Шел 1992 год. Советский Союз распался. Со ста долларами США, впервые увиденными, данными матерью на дорогу, она впервые одна ехала за границу в капиталистическую Италию. Ей потом говорили коллеги: «Неужели ты не могла поездить по стране, показаться в итальянских агентствах, ты же певица Пуччини, Верди? Ты могла остаться там!». Она не могла остаться. Произведя нехитрые математические расчеты – оплата квартиры, счетчиков, еды, – получалось, что стипендии в 500 тысяч лир (около 380 долларов) на жизнь катастрофически не хватало. Даже в музей сходить, не то, что куда-то поехать. (Италия тогда платила стипендии иностранным студентам. Сейчас обучение в академии стоит 6 тысяч евро. Да и в тот год из полусотни приехавших приняли двоих).

Но дело даже не в первоначальном капитале. Чтобы жить за границей, считает Джамиля, нужны особые бойцовские качества. А она человек домашний, не тусовочный, не зараженный безмерным тщеславием, жаждой денег и славы. А потом начались визовые проблемы, и она вернулась. Но она дышала воздухом великой итальянской музыкальной культуры! Она начала петь на итальянском и уже сносно разговаривала. Сегодня Джамиля Баспакова поет свои концерты на пяти языках – итальянском, французском, немецком, русском, родном казахском. Немного английском. Труднее всего дается немецкий. Но ведь это весь ее обожаемый Моцарт! Какой великолепный концерт «Посвящение Моцарту» дала она в прошлом году в камерном зале алматинского оперного театра! И предстоящий год объявлен ЮНЕСКО моцартовским… Так что можно ждать нового концерта. На итальянском она поет «Травиату» и «Риголетто», на итальянском же состоялась премьера оперы «Богема» Пуччини, поставленная Ляйлим Имангазиной в ГАБТ, где Джамиля блестяще провела партию и роль гризетки Мюзеты.

На творческое становление артистов поколения Джамили Баспаковой пришлось время реформ. Они получали образование в советских учебных заведениях, где закладывались определенные основы личности и ее творческой, общественной реализации. Им еще довелось поездить на гастроли по линии Министерства культуры и за границу – в Германию, Францию, Турцию, Китай и по СНГ. И теперь такие сборные концерты не редкость. Но заботиться о своей профессиональной реализации каждый должен сам согласно законам наступившего капитализма. Причем капитализма в его первой хаотической накопительной стадии, когда человек человеку если и не волк, то и не Санта Клаус. Бесплатных подарков в виде записей дисков, концертов в престижных залах людям искусства ждать не приходится. Хотя купить в принципе можно и залы, и записи в лучших студиях – все, кроме успеха у публики, кроме признания коллег, кроме уважения своего педагога.

Джамиля Баспакова очень осторожно относилась к предложениям спонсорской поддержки ее творчества, стараясь понять – кто и что за этим стоит. И потому, когда в Павлодаре, где она часто выступает, участвует в фестивале «Шахимардан и его друзья» (в этом году помимо концерта они пели в рамках фестиваля «Травиату»), ей предложили помочь записать компакт-диск, она согласилась не сразу. Недешевое это удовольствие, если делать запись с симфоническим оркестром, в хорошей студии. А ей хотелось не просто хороший оркестр – мирового уровня, под управлением Владимира Федосеева. И не просто студию, а ту самую пятую, где писал цикл своих знаменитых симфоний Евгений Светланов.

– Когда это сбылось, я думала: неужели я стою здесь, реально существую в этом пространстве, слушаю этот оркестр в 90 человек и пою с ним! Для меня это было невообразимое счастье. Дирижировал народный артист России Владимир Понькин, прекраснейший вокальный дирижер, он работает в академии у Вишневской, дирижирует в Большом театре, преподает в Московской консерватории. В первый день нас приняли настороженно, а во второй смотрю – он всех своих студентов привел. Мы писались по пять-шесть часов ежедневно целую неделю, труд был неимоверный. Но я не оставляю надежды записать с симфоническим оркестром и произведения казахских композиторов.

– Оркестр скандировал Джамиле после окончания записи, – добавляет краски Сауле Гарифулловна, очень помогавшая своей ученице в Москве. А Владимир Александрович написал на совместно выпущенном диске с одиннадцатью ариями ее классического репертуара: «С огромным удовольствием работал с талантливой, обворожительной, тонкой, изящной и грациозной Джамилей Баспасковой. Самый удачный выбор оркестра, коим явился Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, дал замечательный результат – все филигранные тонкости выдающегося музыканта Джамили выявились в полной мере! Счастья, здоровья, успехов! Лети, звезда. Ваш маэстро – В. Понькин».

Голос – это ежедневный труд

Этот год начался у певицы действительно звездно: 24 февраля она спела свой сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, о выступлении в котором мечтает каждый классический музыкант, – в стенах, осененных духом великой музыкальной традиции, на публике, успех у которой и определяет настоящее место музыканта в избранной профессии. Концерт состоялся при содействии Министерства культуры РФ, Посольства РК в России и спонсорстве компании КЕGOC, после успешной записи компакт-диска поддержавшей и этот проект певицы. В сопровождении Государственного симфонического оркестра Юрия Башмета «Молодая Россия» Джамиля Баспакова исполнила арии из опер В. Моцарта, Г. Доницетти, Дж. Пуччини, Дж. Мейербера, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, Л. Хамиди. Дирижировал Евгений Бушков.

Российские информационные агентства сообщали: «Свидетелями прекрасного вечера вокальной музыки стали не только столичные ценители классической музыки, но и представители многих дипломатических миссий, аккредитованных в Москве, а также казахстанская молодежь, обучающаяся в РФ, и многочисленная казахская диаспора. Концерт казахской оперной певицы стал значительным событием в культурной жизни российской столицы». А самой Джамиле дороги такие воспоминания об этом вечере: – В оркестре «Молодая Россия» у Башмета собраны молодые музыканты, очень часто выезжающие за границу. Это уже совсем другое поколение, знающее как себя продвигать не только с помощью агентств и импресарио, но даже Интернета. В этом оркестре на гобое играет родной брат нашего певца Марата Шалабаева, и я видела по его глазам, что он гордится мной. А в перерыве и после концерта он и другие ребята говорили: вы же европейского уровня и репертуара певица, вам надо петь там. Что ж, наверное, это когда-то случится. Замечательным примером здесь является агентство «Астана-импресарио», первым предпринимающее не просто отдельные концерты оркестра «Академия солистов», Айман Мусаходжаевой и других наших музыкантов и артистов за рубежом, приглашающее к нам мировых звезд, но организующее целые сезоны классической музыки.

Сегодня Джамиля Баспакова – солистка не только Государственного Академического театра оперы и балета им. Абая, но и недавно открывшегося астанинского. Уже летом этого года молодая столица заявила о себе Международным фестивалем «Дни оперы в Астане – Опералия» с участием солистов оперных театров Италии, России, Китая, Грузии, Казахстана и Санкт-Петербургского симфонического оркестра Мариинского театра под управлением знаменитого Валерия Гергиева. Фестиваль открылся оперой «Риголетто» Дж. Верди с Шахимарданом Абиловым и Джамилей Баспаковой в главных партиях. Участвовала певица и в заключительном концерте на сцене столичного Конгресс-холла.

Однако мой вопрос о том, какие еще оперы, кроме «Риголетто», «Травиаты» и премьерной «Богемы», она поет, заставил приму погрустнеть. Кроме Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Микоэлы в «Кармен» Бизе, Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, других партий для лирико-колоратурного сопрано в наших театрах пока нет. Как-то так повелось, что чаще ориентированы они на лирико-драматический репертуар, на более «крепкие» голоса. И получается, что в сезон каждую из означенных партий Джамиля Баспакова споет в лучшем случае один раз.

– Раньше меня это очень огорчало, – говорит она. – Ведь такое богатство – три редких голоса – мало используются в нашем театре! Но со временем поняла: то, что есть Нуржамал Усенбаева, Майра Мухамедкызы, само по себе благо для меня. При такой конкуренции ты просто не можешь не расти. Я всегда стараюсь бывать на их концертах, и Майра на моих сидит. Но учишься по-прежнему не на примере своих коллег, а те же самые арии берешь и каждый день, как Отче наш, в медленном темпе прорабатываешь, так что пот льет. Это тот же тренаж, что и у спортсменов. По сто раз одно и то же, одно и то же. И это дает результат.

На мой вопрос, ощущает ли она себя звездой, сказывается ли это на отношениях с коллегами, порой не менее «звездными», Джамиля отвечает:

– Не знаю, звезда я или не звезда, но я стала крепким профессионалом. С партнерами проблем не бывает, и на выезде говорят, что со мной легко петь. Наверное, потому что я «не тяну одеяло на себя», всегда помню: мы – ансамбль. У того же Верди прекрасные квинтеты, дуэты, терцеты. Нынче в 4 акте «Травиаты», когда эмоции уже разошлись вовсю, Султан Магомедович мне шепчет: «Как мы с тобой верхние ноты поставили!». Да, вся красота музыки заключается в гармонии, когда все гармонично, красиво выстроено, когда все равнозначно. Эта красота в первую очередь для слушателя. Мы же вышли не свои амбиции удовлетворять. И когда среди зимы в Астане довольно сдержанная тамошняя публика несет тебе букеты роз – это счастье. И всякий раз, выходя на сцену, понимаешь – я не могла бы быть в другой профессии. Мое место здесь. Как-то наш художественный руководитель, прекрасный дирижер, народный артист Татарстана Ренат Салаватов сказал, что только к шестидесяти годам ощутил свою силу. У оперных певиц не такой долгий век. И нужно работать, работать и работать. Здесь никаких других секретов успеха нет.

Джамиля Баспакова легка на подъем, отзывчива на предложения, хотя в этом ее не всегда понимают домашние. Вот и сейчас в канун Дня Республики я дописываю о ней материал, а Джамиля пакует чемодан, она летит на Волгу, в Чебоксары, в столицу Чувашии, чтобы спеть там «Травиату» и сольный концерт. И, может быть, ей удастся обговорить в Москве свой новый проект, с которым вновь прославится не только имя певицы, но и музыкальная культура Казахстана. Лети, звезда!

P. S. Для любителей классической музыки сообщаем, что в рамках музыкального абонемента агентства «Астана-импресарио» в ноябре в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла состоятся концерт струнного квинтета «Аль-Фараби» со словенским кларнетистом Дарко Брлеком, будут исполнены никогда не игравшиеся в Казахстане струнные квинтеты Моцарта, Брамса и Вебера, а в конце месяца – вечер камерной музыки Государственного камерного оркестра «Академия солистов» под управлением заслуженного деятеля республики Бахытжан Мусаходжаевой.