Путешествие из Астаны в Атырау
В стране начал курсировать новый скоростной пассажирский поезд «Атырау» № 19-20, состоящий из вагонов «Тулпар-Тальго». Он сократил время следования в пути от Астаны до Атырау в 1,5 раза.
ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ
«Время, которое мы имеем, это деньги, которых мы не имеем», – процитировал аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов крылатое изречение незабвенного Остапа Бендера, встречая на перроне вокзала Атырау новенький скоростной поезд из Астаны.
Пассажиры с нетерпением ждут отправления. |
Состав прибыл точно по расписанию – минута в минуту, в 17 часов 15 минут астанинского времени (16.15 атырауского). Расстояние в 1839 километров между двумя городами новенький, только с завода «Тулпар-Тальго», фирменный скоростной пассажирский «Атырау» № 19-20 преодолел за 22 часа 57 минут. Раньше поезда добирались из одного города в другой не менее чем за 33 часа. При этом на всём следовании всего 9 станций.
Для кого-то такая экономия времени связана с жизнью и здоровьем.
Алтынай Конакова перенесла сложнейшую операцию в столичной клинике нейрохирургии. Вместе с ней в купе самые близкие и родные люди, которые поддерживали её всё это время, – муж Абдрахман Галиев и родная сестра Шынар с мужем Тлеком Адилгалиевым и сыном Батихоллой.
– Мы очень довольны, что взяли билеты именно на этот поезд. В вагоне тишина и порядок. И самое главное – спокойствие. Все условия старалась создать для нас проводник Айгерим, всю дорогу она нам помогала, – делится Шынар.
В торжественной церемонии встречи нового состава на станции Атырау принял участие аким области Бактыкожа Измухамбетов. |
На старых поездах семье пришлось бы добираться до дома день и две ночи. Теперь целую ночь сократили.
Им, конечно, непривычно, что нет в купе общего стола. Лишь как в самолёте приставные-откидные столики для еды. Не соберёшься за круглым дастарханом. Но такой дастархан семья накроет за выздоровление своей жены и сестры для всех родных и друзей уже дома.
КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ МЕДПОМОЩЬ
Другой дастархан обещали проводникам накрыть за здоровье своего сына родные маленького Дамира. Это его первое путешествие на поезде. А запомнится надолго.
– В пятом вагоне пассажиру требуется медицинская помощь, – разнеслось по рации проводников всего поезда в 20 часов 20 минут. До ближайшей станции Атбасар оставалось 10 минут.
Начальник поезда Гульбану Нахипалиева оперативно отправила запрос на станцию о вызове бригады «скорой помощи». А сама не теряла зря времени. Трёхлетний Дамир в пятом штабном вагоне громко плакал. Не уследил за ним папа в вагоне-ресторане, где они вдвоём ужинали. Ребёнок упал в коридоре, ударился головой, получив рассечение лба.
Не дожидаясь медиков, Гульбану оказала первую медицинскую помощь. Промыла кровоточащую рану, обработала перекисью водорода, наложила повязку. Да так ловко, что когда бригада «скорой помощи» в Атбасаре осмотрела ребёнка, оставалось только зафиксировать: первая медпомощь оказана очень квалифицированно.
Проводники всю ночь проверяли самочувствие маленького Дамира, около полуночи сделали перевязку. И малыш спокойно уснул. И уже днём радостно попрощался со своими проводниками на станции Кандыагаш, куда прибыл вместе со своей семьёй.
О чём в это время думала Гульбану, мама трёхлетнего Нурбека? Вспомнила другого пассажира предыдущего своего рейса? Разве можно забыть радость в глазах маленькой девочки, возвращавшейся в Кызылорду с мамой и бабушкой после сложнейшей операции, которую ей делали в Алматы? Начальник поезда поинтересовалась, не тяжело ли в дороге маленькой пассажирке. Девочка, которая ещё не могла разговаривать, глазами выражала свои чувства и эмоции – ей очень нравится в поезде.
Ветеран железнодорожной отрасли Рысты Хасенова даёт старт новому поезду. |
Медицинские навыки для начальника поезда очень даже не случайны. Она с детства мечтала стать врачом. Но после школы поступила в КазГУ и получила специальность химика. А в 2005 году резко поменяла свою жизнь и прошла конкурс на право работать проводником на поездах «Тальго». Уже в 2007 году Гульбану Нахипалиева стала начальником поезда. И даже после рождения сына не оставила полюбившуюся профессию. Посоветовавшись с мужем и старшей дочерью, она вышла на работу, когда Нурбеку исполнился год. Сейчас продолжает колесить в направлении Алматы – Атырау. В компании именно ей доверили руководство первым рейсом нового маршрута на Атырау. И теперь она мама не только Нурбека и 13-летней Асели, но всем пассажирам и бригаде проводников. В коллективе у неё в основном молодёжь, все с высшим образованием. Их отбирали на «Тальго» в том числе и по внешним данным. Проводник – лицо поезда.
«ТУРИСТ», «ГРАНД» И «БИЗНЕС» С ДУШЕМ И ЧАШЕЧКОЙ КОФЕ
К хорошему привыкаешь очень быстро. И после «Тальго» с вагонами класса «гранд» (двухместные люксы), «бизнес» (двухместные) и «турист» (четырёхместные) на простых поездах уже не всякий согласится ездить, уверяли нас пассажиры «Атырау». Хотя поначалу те, кто впервые приобретал билеты на «Тальго», удивлялся литере «п» в билете. «Плацкарта» – это четырёхместный «турист». Просторное, комфортное купе.
Многие из тех, кто прежде ездил на «Тальго» испанской сборки в столицу, ещё по привычке сетуют на узкие коридоры вагонов. В «Атырау» все изменилось. По просьбе казахстанцев испанцы внесли коррективы в проект. При неизменной ширине кузова вагонов коридор теперь расширен на 20 сантиметров. Увеличения ширины коридора удалось добиться за счёт сокращения стойки вешалки в купе. И теперь ширина коридора не 400 мм, как была ранее, а 600 мм.
Атыраусцы радостно встречают поезд. |
Поезд сформирован АО «Пассажирские перевозки» из 27 вагонов, 22 из которых предназначены для перевозки пассажиров. 18 «туристов» и по 2 вагона класса «гранд» и «бизнес». При этом в последнем есть возможность принять душ, выпить чашечку кофе.
Один из вагонов класса «гранд» предназначен для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и оборудован специальным подъёмным устройством. Здесь столько технических новшеств, которые не только облегчают жизнь на колёсах, но и делают её очень приятной и комфортной, что, как утверждают ехавшие в таком купе пассажиры, покидать его ни за что не хочется. Кнопка вызова проводника, связь с рестораном, специально оборудованные душевая, кресла, система оповещения в случае ЧП и многое-многое другое.
Вообще вагоны «Тулпар-Тальго» отличаются высокой комфортабельностью, обладают лёгкой конструкцией и изготовлены с использованием последних технологий и разработок специально для климатических условий Казахстана. В них имеются централизованная система энергообеспечения, кондиционирования воздуха, электрическая система контроля безопасности. Кроме того, они оснащены специальной системой вакуумной очистки биотуалетов.
В составе 3 технических, 1 вагон-ресторан и 1 вагон-бар.
КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ
Тех, кому что-то не нравилось в «Атырау», мы на протяжении суток не встретили. Разве что сами выступили в роли капризных пассажиров. Не устраивала женскую часть журналистского десанта температура в купе. Хотелось потеплее. Ехавшие же в соседних купе настаивали на усиленном кондиционировании воздуха. Им подавай прохладу!
– Люди в поезде едут с разными запросами. Но если правило водителей – пешеход всегда прав, то в поезде прав всегда пассажир. Стараемся в пределах разумного находить компромисс, – объяснил Бахыт Сатиев, бортовой механик филиала компании PatentesTalgo,S.L. в РК, которые обязательно сопровождают поезд в пути следования. Они внимательно следят за техническим состоянием поезда и контролируют безопасную его работу. Ежечасно круглосуточно проводят осмотр всех деталей и узлов в каждом вагоне. А это электроника, которой напичканы «Тальго», начиная от кухни с её холодильными установками, плитами, заканчивая туалетом.
Новенький «Тальго» ждёт своего звёздного часа. |
Бортмеханики контролируют своевременное пополнение не только дизтопливом, но и водой. Заправка водой осуществляется только на тех станциях, где есть водозаправочные станции: Ка-раганда, Астана, Петропавловск, Шымкент, Актобе. На Атырауском направлении заправлялись на станциях Кушмурун, Кандыагаш, затем в Атырау. Это техническая вода. С питьевой водой установлены диспенсеры через каждый вагон. Поэтому проблемы выпить чашку чая здесь просто нет.
Но многие предпочитают чаепитию в купе посиделки в ресторане. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что желающие не покидать своё купе могут заказать себе чайничек в номер. Достаточно нажать специальную кнопку связи с вагоном-рестораном. И обаятельная официантка доставит всё необходимое прямо на место. И не только чай, но и всё, что есть в меню. О нём, кстати, заботятся высококлассные повара. Для них ничего не стоит приготовить отличный домашний бешбармак, вкуснейшие манты, лагман, борщ, лапшу, сорпу, утром кашу или глазунью и ещё много чего – пальчики оближешь.
В ресторане же, как и в специальном вагоне-баре, пассажиры признавались журналистам, что предпочитают приятно проводить время, совмещая трапезу с приятной беседой с попутчиками.
ЛОКОМОТИВ
Трижды на всём протяжении пути менялся локомотив состава. Из Астаны стартовал Эволюшен KZ4Ac0020, который уверенно повёл машинист электровоза первого класса Акмолинского эксплуатационно-локомотивного депо Ринат Музипов под руководством машиниста-инструктора локомотивных бригад Владимира Ульяненко.
На станции Тобол они передали состав машинисту второго класса Кандыагашского локомотивно-эксплуатационного депо ТЭО 5 Болату Шникулову. В первом рейсе до станции Кандыагаш его сопровождал директор Канды-агашского локомотивно-эксплуатационного депо ТЭО-5 Ерболат Кусниязов.
– Для 20-го поезда отобрали 5 самых лучших локомотивных бригад, – подчеркнул Кусниязов.– Это не просто скорый, а скоростной. Большая ответственность для всего депо.
Поезд шёл как часы, то разгоняясь до 130 км в час, то слегка сбрасывая скорость, поддерживая в среднем на уровне 110–120 км в час.
Эстафету в Кандыагаше принял машинист 1 класса Хайрош Сатыбалдиев, который и доставил всех пассажиров до Атырау точно по расписанию.
– Для безопасности поездов главное – это соблюдение скорости. Мы по СМИ знаем, что происходило в Европе, в частности, во Франции, Испании, какие там были трагедии. Чтобы этого избежать, безопасности движения уделяется огромное внимание со стороны руководства АО «НК «КТЖ», АО «Пассажирские перевозки». Данный вопрос постоянно находится на контроле. Совместно с «PatentesTalgoS.L.» в РК осуществляется контроль за проведением технического обслуживания поездов «Тальго», – подчеркнул директор филиала «Экспресс» АО «Пассажирские перевозки» Шамиль Кожабеков.
ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ
И со скоростью, и безопасностью, комфортом все участники первого рейса справились успешно. Первый блин получился не комом, пошутил Шамиль Кимович, сопровождавший весь рейс. Открытие поезда всегда важное событие. Для Атырау в этом году уже второй раз оно повторяется. В июне здесь в торжественной обстановке встречали скоростной поезд Алматы – Атырау № 77-78. И вот снова праздник. Традиционное шашу.
– В западном направлении протяжённость маршрута самая большая до Атырау. Мы привыкли, что едем одну ночь из Алматы до Астаны. Теперь поезд более суток Алматы – Атырау самый протяжённый наш маршрут. Из Астаны до Атырау всего 22 часа. Люди к этому поезду быстро привыкнут. В этот регион многие едут из южных и центральных областей на работу вахтовым методом. Немало иностранных граждан посещают эти места. В дальнейшем поезд будет пользоваться большой популярностью, – уверен Шамиль Кимович.
Периодичность курсирования поезда «Атырау» № 19/20 – один раз в четыре дня. Общее время в пути следования 22 часа 57 минут из Астаны в Атырау и 22 часа 15 минут обратно.
А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ
– Пожалуйста, добавьте ещё, когда будете писать, – догнал меня в вагоне Наиб имам Есильского района Жумагали Садуакасов. Несколько минут они с женой подробно рассказывали, как путешествовали в отпуске по всей стране: Алматы, Астана, Кызылорда, Шымкент, Жезказган, Тараз. Побывали у всех родственников. Передвигались где на автобусах, где на поездах. И вот на завершающем этапе, как они считают, очень повезло. И попали на открытие нового поезда «Атырау», на котором до родного Есиля добрались за 3 часа 32 минуты, тогда как раньше этот путь занимал часов 8–9.
И когда я вновь включила диктофон, сказал:
– Хотелось бы, чтобы такие поезда ходили по всему Казахстану: и в Костанай, и Жезказган. Чтобы всегда на них были свободные места для всех желающих ездить по нашей родине.
В национальной компании знают такие настроения своих граждан. И работают над реализацией этих пожеланий. В рамках реализации программы обновления и повышения технического ресурса подвижного состава АО «Пассажирские перевозки», в соответствии с которой до 2014 года заводом «Тулпар-Тальго» в Астане будут построены 420 пассажирских вагонов.
На сегодняшний день скоростные перевозки представлены пятью маршрутами пассажирских поездов, сформированных из вагонов «Тальго»: № 1-2 сообщением Алматы-2 – Астана и № 25-26 Алматы-2 – Шымкент, которые курсируют с 2001 и 2003 года,
№ 151-152 Алматы-2 – Петропавловск», № 87-88 Актобе – Астана с 2012 года, а также № 77-78 Алматы-2 – Атырау, который запущен в июне текущего года.
В рамках реализации Программы по развитию транспортной инфраструктуры РК до 2015 года планируется организовать ещё 4 скоростных маршрута из вагонов «Тулпар-Тальго»: Астана –
Кызылорда, Алматы – Актобе (2014 г.); Астана – Защита, Алматы – Защита (2015 г.).