До конца этого года в Алматы должно быть снесено 300 остановочных комплексов. В соответствии с городскими Правилами благоустройства на территории остановок запрещается размещение каких-либо объектов обслуживания населения, за исключением торговых автоматов и таксофонов. Предприниматели же – владельцы этих самых остановочных комплексов – считают активизировавшуюся в этом году деятельность по сносу их объектов настоящим рейдерством. А стоят за этими действиями, по их мнению, интересы вполне конкретных компаний и конкретных лиц.

Логику чиновников, ратующих за благообразие облика города, можно было бы хоть как-то понять, если бы не методы, которые избрало в этой борьбе управление земельных отношений, исполняющее, надо полагать, волю местной исполнительной власти.

Хороши ли, плохи ли были предыдущие градоначальники, но они руководствовались буквой закона, выделяя территорию остановок под бизнес гражданам, среди которых немало инвалидов. Таких, к примеру, как инвалид афганской войны Павел Хижняк, которому в 2001 году было дано разрешение на проектирование и строительство остановочного комплекса с объектами обслуживания на остановке «Парк 28 героев-панфиловцев». На, мол, Павел Григорьевич, обустраивай, развёртывай свой малый бизнес, зарабатывай и не проси у нас ничего. И Хижняк не просил. Справедливо полагая, что прописанное в законе право на долгосрочную аренду с преимущественным правом её продления надёжно гарантировано ему государством, он продал свою квартиру, чтобы отстроить этот остановочно-торговый комплекс, который все эти годы был единственным источником существования его семьи. И не только: Павел Хижняк помогал и до сего времени помогает материально большому числу инвалидов-«афганцев», которые не могут работать по состоянию здоровья.

о на просьбу о продлении аренды, поданную в 2011 году, Хижняк получил отказ. Городская администрация прекратила право временного землепользования Хижняка на этот земельный участок в связи с истечением срока аренды и потребовала освободить территорию от строений, которые принадлежат предпринимателю на правах личной собственности.

Просрочка срока аренды достигается легко. Заявления арендаторов на продление, поданные, по их словам, загодя даже не за месяц, а за три, чиновники просто мурыжат, не отвечая ни да, ни нет, пока все сроки не пройдут. А затем разводят руками: всё, поезд, мол, ушёл.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

По информации KASE, 50% акций АО РТС «Деко» владеет Jcdecaux Asie Holding, 30% принадлежит АО Lancaster Group Kazakhstan (основные учредители – Нурлан Каппаров (министр охраны окружающей среды РК) и Ерболат Досаев (министр экономики и бюджетного планирования).

Часть из трёхсот мелких предпринимателей, получивших уведомления о сносе их остановочных комплексов, – арендаторы. Часть в своё время, опять же с разрешения властей и с соблюдением всех законных процедур, выкупили землю, оформили право собственности на неё и на возведённые ими объекты. Тем не менее и частный предприниматель Бойцова, и 72-летний инвалид Овсепян, и ряд других владельцев остановочных комплексов скопом записаны в «нарушители закона» и самозахватчиков. В полученных ими предписаниях так и значится: освободить самовольно занятые земельные участки. Мало того, вначале они ещё должны уплатить немалые штрафы за «самозахват». Юрист Татьяна Хлопотенко, представлявшая уже не в одном процессе интересы ряда владельцев остановочных комплексов, говорит:

– Судебные решения выносятся заочно. В этом году три судебные инстанции вынесли решения без применения вообще какого-либо материального права, ни на какой закон не сославшись. При том, что сам суд запросил департамент юстиции, получил ответ, что земельный участок принадлежит гражданину на правах частной собственности. Но тем не менее выносится решение о самозахвате и отправляется в административный суд для наложения штрафа.

У предпринимателя Софьи Кадыровой, выращивающей цветы и реализующей их на двух арендуемых у города остановочных комплексах, вообще абсурдная ситуация. Она рассказывает, что её остановочный комплекс пытались снести дважды. В первый раз в 2011 году бравые судоисполнители снесли крышу. Предпринимательница восстановила её. Нынешней весной вновь пришли с предписанием. Причём это предписание выписано на её объект, но на неизвестное Кадыровой лицо:

– Поехали разбираться, а мне говорят: ну и что? Всё равно у вас всё незаконно. Я показываю судоисполнителю официальные документы, где имеется кадастровый номер, но он даже не смотрит на эти бумаги и отвечает: нам дали указание вас убрать. Беспредел полнейший.

Причём о том, чтобы компенсировать бизнесменам средства, вложенные за много лет работы в капитальные торговые точки на остановках, в благоустройство их или хотя бы предложить в обмен какой-нибудь приемлемый вариант, речи вообще не идёт. Хозяевам просто предлагают освободить территорию без всяких разговоров.

Предприниматели считают, что активизация в этом году деятельности по сносу остановочных комплексов связана с лоббированием интересов АО РТС «Деко», больше известного в народе под именем «Перекрёсток». Аргументация их такова. Первое. Все ранее снесённые остановочные комплексы переданы РТС «Деко», который, кстати, установил на некоторых из них точно такие же торговые точки, торгующие всякой мелочёвкой. И, по словам Татьяны Хлопотенко, к ним решение о сносе почему-то не относится. Прессуют только мелких предпринимателей. Второе. Павел Хижняк, Куатбек Кондыбаев, представляющий интересы своего брата Ержана, индивидуального предпринимателя, инвалида 2 группы, и многие другие готовы согласиться с тем, чтобы на остановках не было объектов обслуживания, как этого требуют Правила благоустройства. «Оставьте нам нашу землю, мы готовы убрать торговые объекты, оставить только автоматы, работать с «Алматы жарнама» напрямую, как и РТС «Деко», – говорят они. – И оборудовать остановку, и ухаживать за ней мы можем не хуже монополиста. Укажите, в конце концов, на наши недочёты, мы их устраним, мы готовы потратиться». Но никто не хочет даже обсуждать с ними такую возможность.

Многие предприниматели считают, что идёт планомерное удушение мелкого бизнеса, чтобы загнать народ в полупустые супергипермаркеты с гиперценами, за которыми тоже стоят «большие» люди.

– За каждым таким «комочком» стоит благополучие и просто существование тысяч человек, – говорит Татьяна Хлопотенко. У Ирины Ватинцевой в семье – пятеро. Ещё шесть человек – наёмных работников. У неё единственный вопрос к властям: почему их просто выбрасывают на улицу, не предлагая никакой компенсации, никакой альтернативы, оставляя без средств к существованию?

– Президент страны ратует за развитие малого бизнеса, призывает людей заниматься частным бизнесом, потому что мы снимаем большую нагрузку с государства. Наши власти что, не согласны с призывами президента? – вопрошает она.

На пресс-конференцию, организованную владельцами и арендаторами остановочных комплексов, пришли и главы мелких предприятий. Динара Туркпенбаева поставляет продукцию своей пекарни мелким магазинам и таким вот комплексам. Большим супермаркетам такие, как она, не нужны – слишком высока стоимость места на полках их торговых залов. Теперь она, по её словам, на грани разорения.

Вполне вероятно, что к концу года сложится ситуация, когда на остановках невозможно будет купить бутылочку воды или мороженого в жару, пачку сигарет, «единички» для своей сотки. Но трудно представить, что за всякой мелочью, которую привыкли покупать на остановке у дома, возвращаясь с работы, люди будут бежать в супермаркет. И кому тогда, кроме самих чиновников, выгоден этот снос?

КОММЕНТАРИЙ

Ситуацию со сносом остановочных комплексов прокомментировала руководитель юридического отдела управления земельных отношений города Алматы Аурика ДЖУНИСБЕКОВА.

Решением VI сессии маслихата 4-го созыва были утверждены Правила благоустройства города Алматы, в соответствии с которыми городские остановки должны быть без объектов обслуживания. Был проведён конкурс, который выиграла компания АО РТС «Деко». Согласно условиям подписанного соглашения она должна установить уличное оборудование, в том числе остановки. Сегодня РТС «Деко» осуществляет свои обязательства. Информацию о том, что на остановках РТС «Деко» имеются объекты обслуживания, комиссия проверяет. В случае обнаружения таких объектов компания также получит предписания убрать их.

Что касается прежних землепользователей, на настоящий момент прекращены права пользования на 512 остановок, из них 154 землепользователя добровольно освободили земельные участки. По 273 участкам мы подали в суд. У 37 землепользователей ещё не истёк срок аренды, поэтому их никто не трогает, они продолжают работать.

По нашим данным, участков с остановочными комплексами в частном владении на территории города нет. В соответствии с законодательством территория общего пользования не предоставляется в частную собственность. У предпринимателей, работавших на остановках, были права только на временное краткосрочное землепользование. Но эти права закончились, и теперь эти земельные участки поэтапно возвращаются в госфонд для того, чтобы были соблюдены условия, предусмотренные Правилами благоустройства.

Это поэтапная работа, она проводится в течение нескольких лет. Права прекращены гораздо раньше, чем выдвинуты наши требования. И если у землепользователя есть там какое-то движимое имущество, ему предоставляется возможность и время демонтировать его, позаботиться о его передислокации.

Если говорить о возможности продления срока аренды на остановочные комплексы при условии выполнения требований Правил, хочу сказать, что предприниматели не заинтересованы работать без объекта обслуживания. Ни одного заявления такого рода, мол, дайте мне остановку без объекта обслуживания, к нам не поступало.