Халык банком хотели поманипулировать?
Читатель «Мегаполиса» сообщил, что «… у порядка восемьсот-тысячи клиентов Халык банка, прежде всего из Алматы, с карточных счетов были несанкционированно сняты крупные суммы денег, а Халык спустил расследование на тормозах». По мнению инсайдера, все потери должен компенсировать банк. Своим письмом он, похоже, хотел подтолкнуть банк к нужному финалу. Халык финансовые претензии и обвинения в затягивании расследования не признаёт и этот случай не комментирует. Хотя полностью хищений не отрицает.
Причину большинства фактов мошенничеств банк расценивает как «неосмотрительность» клиентов.
ИНСАЙД?
В редакцию «Мегаполиса» пришло электронное письмо. Некто Insider Insider (insider_83@yahoo.com) сообщал информацию о хищении средств с банковских счетов жителей Алматы и Казахстана в декабре 2012 года.
«23 декабря 2012 года у порядка восемьсот-тысячи клиентов Халык банка, прежде всего из Алматы, с карточных счетов были несанкционированно сняты крупные суммы денег (от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч тенге). По имеющимся данным, был осуществлен «слив» базы данных клиентов банка преступной группе, которая через поддельные карты далее снимала деньги казахстанцев в России, США и Израиле. Многие откровенно «попали», остались без денег, включая тех, кто находился за рубежом. Налицо брешь в системе безопасности банка (есть вероятность, что в этом замешаны некоторые сотрудники), которую могут использовать мошенники. Халык банк фактически спустил расследование на тормозах, затягивает возврат денег клиентам: первоначально говорилось о 10 днях, сейчас уже о, как минимум, нескольких месяцах. И не факт, что банк вернёт украденные деньги. С пострадавшими можно связаться через некоторые форумы», – писал инсайдер.
Однако связаться не удалось даже с самим инсайдером. О возбуждённых уголовных делах по эпизодам мошенничества с банковскими картами в Алматы ничего не известно. Сколько и как преступники похитили миллионы тенге со счетов клиентов банка – неизвестно.
ИНФОРМАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ, НО ИНКОГНИТО
В Интернете обнаружилось несколько писем, подтверждающих информацию инсайдера. Их авторы в сети обращались к руководству банка с вопросом: «… когда, наконец, будут возвращены деньги, которые несанкционированно пытались снять с моей карточки 23 декабря? В чём причина того, что спустя полмесяца мои деньги до сих пор висят в вашей системе?». Некая Кульнар сообщает: «Перед Новым годом взяла половину суммы из своей пенсии по инвалидности, а после праздников банкомат выдал выписку, что на счету нет денег». Некий Ержан пишет: «23 декабря пропали деньги с карточки Народного банка в 3 часа ночи. С карточки сняли 5 раз по 6000 российских рублей (150000 тенге). Как это возможно? Куда смотрит служба безопасности? Как вернуть деньги?»…
Часть писем посвящёна сервису Халык банка. Вот пара цитат. «Менеджерам Народного банка впору вешать на грудь значки: «Хочешь дойти до истерики, спроси меня как?» Или «Сжигаем нервы! Дёшево!». «Сегодня полдня убила, чтобы написать заявление по диспутной ситуации. Банкомат вырубился, деньги на руки не дал, а со счёта сумму снял. В двух филиалах меня послали в сад с моей проблемой, выставив идиоткой»…
«МАЛЬЧИК» ВРОДЕ БЫЛ
«Мегаполис» сделал запрос в банк. Ведь неточная и неконкретная информация инсайдера могла быть коммерческой, банковской тайной. Её распространение могло оказать влияние на снижение стоимости акций Халык банка.
Руководство банка ситуацию «Мегаполису» прокомментировало. Но были ли хищения или попытки к нему 23 декабря – так и осталось непонятным.
Директор департамента розничного бизнеса АО «Народный Банк Казахстана» Женисбек Досымханов утверждает, что «Подобные случаи в самом банке исключены. Информационные и технические системы надёжно защищены, выстроены эффективные механизмы защиты карточной и клиентской информации. Поэтому мошенники идут на то, чтобы получить необходимую информацию от самих клиентов». Но в конце реплики всё-таки соглашается с тем, что «единичные случаи фиксируются и у нас».
Письмо в редакцию и сообщения в Интернете г-н Досымханов может объяснить только «недостаточно внимательным отношением клиентов к вопросу сохранности личных данных, чем и пользуются мошенники». То есть эта информация – попытка авторов свалить собственную вину на банк? Хищения с карт были, но банк не имеет отношения ко всем этим случаям? Или никакой потери денег с карт не было совсем?
Самым подробным оказался ответ на наш вопрос о мерах банка против повтора случаев потери денег с карт: банк «постоянно разрабатывает меры по защите от мошенничества с карточками». Это переход на карточки со встроенным чипом, мониторинг и установка на банкоматы систем видеонаблюдения и защит, взаимодействие с правоохранительными органами. Г-н Досымханов просит клиентов банка быть более внимательными в сохранении информации по карточке, ПИН-кодов, паролей, кодовых слов и не передавать их третьим лицам. При использовании банкоматов обращать внимание на необычные, подозрительные накладки на приёмном устройстве для карточек, на клавиатуре для набора ПИН-кода, а при его наборе избегать присутствия рядом посторонних и прикрывать клавиатуру ладонью другой руки.
Позиция Халык банка фактически сводится к трём аргументам: случаи хищений очень редки, банк старается предупредить мошенничества с его картами, клиенты часто ведут себя «недостаточно внимательно». Поэтому клиентам банка его вину и собственную невиновность в потере денег придётся доказывать. Видимо, в судах.