Большая разница
Военных пенсионеров точит обида. В зависимости от периода увольнения, имея одинаковые звания и должности, они получают совершенно разные пенсии. Причём разница существенная. Так называемый пенсионный дисбаланс составляет от 60 до 70 тыс. тенге. А в некоторых случаях и того больше. Ну скажите, разве некоторым генералам и полковникам не обидно недополучить такую внушительную сумму?! Поговаривают, что в Казахстане «уволенный со службы прапорщик может получать пенсию гораздо больше отставного генерала советской поры...» Почему так произошло, а главное, что необходимо сейчас предпринять на правительственном уровне, чтобы устранить «перекосы и перегибы», попытался честно ответить начальник Центра пенсионного обеспечения МО РК Жанат ДЕМЕУОВ...
– Господин подполковник, сейчас в Казахстане все военные пенсионеры, насколько мне известно, разделены на 3 категории. Пенсии у всех разные. Недовольных – пруд пруди. В чём смысл такого «категоричного» разделения?
Жанат ДЕМЕУОВ
– В связи с проведённой пенсионной реформой и принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с 1 января 1998 года военнослужащие, призванные в разные периоды, в отношении пенсионного обеспечения фактически были действительно разделены на 3 категории, между размерами пенсионных выплат которых наблюдается значительная разница. Согласен, это порождает социальную несправедливость в их пенсионном обеспечении. 1-я категория – лица, имеющие выслугу на воинской службе по состоянию на 1 января 1998 года более 10 лет. Все они обеспечиваются пенсионными выплатами за выслугу лет в полном объёме из государственного бюджета в зависимости от выслуги на момент увольнения в пределах от 50% до 65% от денежного содержания по последней занимаемой должности, но не более 104-кратного месячного расчётного показателя (в 2012 году – 168 272 тенге). В Накопительной пенсионной системе эта категория не участвует. Средний размер пенсионных выплат в полном объёме составляет 83,0– 84,0 тыс. тенге в месяц.
2-я категория – лица, имеющие выслугу на воинской службе по состоянию на 1 января 1998 года менее 10 лет. Они обеспечиваются пенсионными выплатами за выслугу лет из государственного бюджета в зависимости от имевшейся выслуги лет на воинской службе и трудового стажа на 1 января 1998 года, за каждый год по 2% от денежного содержания по последней занимаемой должности. То есть в неполном объёме и за счёт произведённых пенсионных накоплений. С 1 января 1998 года для них введён порядок перечисления обязательных взносов в Накопительный пенсионный фонд в размере 20% от денежного содержания из государственного бюджета. Средний размер пенсионных выплат в неполном объёме из государственного бюджета, назначенных за 2012 год, составляет 33,0–35,0 тыс. тенге в месяц, что ниже среднего размера полных пенсий в 2,5 раза. За счёт накопленных пенсионных взносов они обеспечиваются только при заключении договора пенсионного аннуитета с использованием не более 50% своих пенсионных накоплений, сформированных за счёт обязательных пенсионных взносов, на срок до достижения пенсионного возраста. Военнослужащий, уволенный с воинской службы в 47-летнем возрасте, при средней сумме пенсионных накоплений 2 млн тенге может рассчитывать на получение выплат за счёт своих накоплений по достижении пенсионного возраста в размере 4,0–5,0 тыс. тенге в месяц. В конечном итоге суммарное выражение размеров выплат, назначенных из государственного бюджета и за счёт накопленных средств, составляет 38,0–40,0 тыс. тенге. Это ниже в 2,2 раза, чем размер выплат, назначенный 1-й категории.
И, наконец, 3-я категория – лица, поступившие впервые на воинскую службу после 1 января 1998 года. Они обеспечиваются пенсионными выплатами исключительно за счёт произведённых пенсионных накоплений. Кроме того, введён порядок перечисления обязательных взносов в Накопительный пенсионный фонд в размере 20% от денежного содержания из государственного бюджета. Таких военнослужащих на 2012 год – 59,5%. Средний размер ежемесячных выплат, назначенных за счёт накопленных средств (5,0 тыс. тенге), в настоящее время ниже в 18 и 8 раз, чем размер выплат, назначенный 1-й и 2-й категориям военнослужащих соответственно. Это даже ниже размера минимальной пенсии (17 491 тенге) в Казахстане, установленного для гражданского населения.
– На основании каких законодательных норм ваш центр обеспечивает эти категории пенсиями по 65-процентному праву? Почему начисления производятся только от окладов?
– Согласно статье 63 закона в размер денежного содержания, учитываемого для пенсионного обеспечения военнослужащих, включаются должностной оклад и оклад по воинскому званию. Это первое. Подчёркиваю: основной функцией Центра пенсионного обеспечения МО РК является решение вопросов своевременного, полного и качественного пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в соответствии с действующим законодательством. Согласно пункту 5 настоящей статьи общий размер пенсионных выплат не может превышать 65% от денежного содержания. Максимальный размер месячных пенсионных выплат военнослужащим не может превышать сточетырёхкратный месячный расчётный показатель.
– Знаю, что в запросе сенатора Мухтара Алтынбаева премьер-министру РК указано, что «дисбаланс» в размерах пенсионных выплат у 2 645 военнослужащих запаса, заслуживших равные права на пенсию, образовался из-за «назначения по разным схемам» пенсий, в результате чего им ежемесячно недоплачивается от 23 до 47% гарантированной законами РК пенсии. В этой связи прошу пояснить: понятия «назначить пенсию» и «пенсионное обеспечение», по-вашему, одно и то же? Кем, когда и на основании каких статей установлена «схема назначения пенсий военнослужащим»? Почему только центральным аппаратом МО РК, а не, как предписывается ст. 15-18 З РК 136-1, по месту проживания получателя пенсий?
– Назначение пенсии – это первоначальное определение размера пенсионных выплат за выслугу лет по нормам и в порядке действующего пенсионного законодательства, а пенсионное обеспечение – это общее понятие всех пенсионных процессов, то есть назначение пенсии, возобновление пенсии, пересмотр, индексация, повышения. Указанные нормы статей 15–18 закона распространяются на пенсионное обеспечение гражданских лиц. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании раздела 4 Закона «Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов», глава 12, статьи 60–66. Порядок (схема) назначения пенсионных выплат за выслугу лет определён статьёй 61 закона. Согласно пункту 3 постановления правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2007 года № 138 «Об утверждении Правил назначения и осуществления пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты, выплат государственных базовых социальных пособий военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания и классные чины, за исключением таможенных органов, а также лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года», назначение пенсионных выплат за выслугу лет, государственной базовой пенсионной выплаты военнослужащим, проходившим службу в Вооружённых силах, органах военной прокуратуры, по чрезвычайным ситуациям и их подразделениях осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан, то есть непосредственно Центром пенсионного обеспечения МО РК.
– Жанат Саматович, как могли получаться разные пенсии у военнослужащих, которые имели одинаковые выслугу лет, должность и звание, если «Центр МО РК» назначал их по той же «схеме» и по 65-процентной норме и только от окладов? Согласно какой статье закона применялась эта норма к группе военнослужащих, имевших право на пенсию и зарегистрировавших их на 01.01.1998 г. по 85-процентному праву на неё от всех видов выплат и до 2000 г. являвшихся получателями пенсии?
– В 2001–2008 годах динамика повышения уровня денежного довольствия действующих военнослужащих опережала динамику повышения пенсионных выплат за выслугу лет лиц, уволенных с воинской службы. Повторяю, военнослужащие в зависимости от периода увольнения получают разную пенсию при наличии одинакового служебного положения. Это произошло ввиду отсутствия в действующем законодательстве механизма перерасчёта размеров пенсий в прямой зависимости от изменения уровня денежного содержания действующих военнослужащих. Глава государства в своём Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года поручил правительству произвести разовое дифференцированное повышение размеров пенсий пенсионеров силовых структур, суть которого заключалась в том, что военнослужащие при наличии одинакового служебного положения (должность, звание, выслуга лет) должны получать одинаковую пенсию независимо от периода увольнения. В целях реализации данного поручения было принято Постановление правительства РК от 25 мая 2006 года № 454 «О повышении размеров пенсионных выплат за выслугу лет из Государственного Центра по выплате пенсий с 1 июня 2006 года», в соответствии с которым было произведено дифференцированное повышение получаемых пенсионных выплат за выслугу лет, назначенных до 1 июля 2005 года, и достигнуто устранение диспропорции в размерах пенсий, назначенных до 2006 года. Согласно таблице показателей выслуги лет за выслугу 33 года и более размер пенсионных выплат установлен максимально 65%. Эта акция носила разовый характер. Однако в связи со значительным увеличением размеров денежного содержания военнослужащих в 2007–2010 годах вновь образовалась разница (дисбаланс) в размерах пенсионных выплат, назначенных в разные периоды.
– Как, на ваш взгляд, можно исправить сей дисбаланс, нарушающий в течение многих лет не только материальные права военнослужащих запаса (в отставке), имевших право на пенсию и зарегистрировавших их на 01.01.1998 г., но и создающий тем самым социальную несправедливость среди пенсионеров? Каким образом возвратить пенсионерам из числа военнослужащих МО РК эту «большую разницу»?
– Думаю, что данный дисбаланс можно устранить путём повторного проведения дифференцированного повышения получаемых пенсионных выплат за выслугу лет исходя из денежного содержания действующих (состоящих на службе) военнослужащих, для которого необходимо выделить из Республиканского бюджета значительные денежные средства в сумме около 2,5 млрд тенге в год, или внести изменения и дополнения в закон, предусматривающий повышение получаемых пенсионных выплат за выслугу лет исходя из денежного содержания действующих военнослужащих. В целях реализации плана мероприятий по реализации программы «Дорожная карта по развитию Накопительной пенсионной системы и рынка ценных бумаг» в Министерстве труда и социальной защиты населения в апреле 2011 года была создана рабочая группа по вопросу дальнейшего совершенствования пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в состав которой вошли представители министерств труда и социальной защиты населения, финансов, экономического развития и торговли, а также силовых структур. Рабочей группой было рассмотрено текущее состояние пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обсуждены проблемы, имеющие место в их пенсионном обеспечении, а также вопросы дальнейшего совершенствования пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Министерством обороны были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения предложения по совершенствованию пенсионной системы военнослужащих, а также данные по потребности денежных средств в сумме около 2,5 млрд тенге в год из государственного бюджета для проведения дифференцированного повышения, соответственно, Министерство труда и социальной защиты населения предложения Министерства обороны и других силовых структур и в соответствии с поручением руководителя канцелярии премьер-министра РК от 13 января 2012 года и поручения Совета безопасности представило в правительство РК для дальнейшего рассмотрения.
– Какова судьба всех этих ваших предложений? И как действуют сегодня члены той рабочей группы?
– В настоящее время предложения Министерства обороны и других силовых структур рассматриваются в правительстве. Что касается рабочей группы, созданной в Министерстве труда и социальной защиты населения РК, то она продолжает работу по совершенствованию пенсионной системы военнослужащих. Сложа руки её члены, насколько нам известно, не сидят. Мы тоже работаем напряжённо и последовательно...
Получив в МО РК ответы на редакционные вопросы, я обзвонил знакомых генералов и полковников и поинтересовался у них, довольны ли они своими пенсиями? Большинство из опрошенных мною военных пенсионеров вообще затруднились навскидку назвать причитающуюся им по закону сумму. Капает себе на карточку и капает. Одному полковнику, уволенному в запас в 2009 году, 158 тыс. тенге ежемесячно, другому – около 115 тысяч. Согласитесь, довольно неплохо по гражданским меркам. Звонил и генералам. У тех военный пенсион – от 200 тысяч и выше. Дисбаланс составляет где-то 20–30 тыс. тенге. Для них, генералов, скорее всего, это просто «семечки». К тому же все они устроились и на гражданке неплохо, каждый соответственно чину. Обидно только пенсионерам советской поры. Они на поверку оказались в самом конце того «толстого пенсионного хвоста». К примеру, подполковник, уволенный со службы в 1984 году, получает 73 тыс. тенге. Полковник, бывший командир части, у которого 29 лет выслуги и грамота от Леонида Ильича Брежнева – 85 тысяч тенге.