Ремонт дорог в Алматы в этом году пройдёт с не меньшим размахом, чем в прошлом. Будут новые дороги, развязки, а вместе с ними – и пробки на время строительства. Полезно узнать, что и где будут ремонтировать.

28 марта на встрече с журналистами представители акимата Алматы сообщили подробности о грядущем ремонте на городских дорогах.

ПЛАНЫ И ЦИФРЫ

Болат Сауранбаев, заместитель акима Алматы

Болат Сауранбаев, заместитель акима Алматы, в цифрах обозначил масштаб грядущих строек: средним ремонтом будет охвачено 97 городских улиц, среди них 8 магистралей. Капитальный ремонт запланирован только на одном участке: на проспекте Райымбека от улицы Саина до границы Алматы.

Общая протяжённость описанного ремонта – 57,7 км. Но это лишь первая часть. Для сравнения: в 2012 году было отремонтировано 200 км дорог. В этом планируется не меньше – но не все сразу. Продолжение следует.

Будут построены и новые дороги – в микрорайонах «Шанырак-5», «Алгабас». Продолжится строительство 3-х пробиваемых улиц:

– улицы Момыш-улы от улицы Акын-Сара до трассы Алматы-Шамалган;

– улицы Акын-Сара от автодороги на ТЭЦ-2 до проспекта Абая;

– проспекта Рыскулова от улицы Саина до дороги на ТЭЦ-2.

Начнется пробивка улицы Толе би от улицы Кайырбекова до Восточной объездной дороги со строительством транспортной развязки.

А вот в подавляющем большинстве вновь присоединённых к Алматы районов пока ни ремонта, ни строительства дорог за счёт бюджета города проводиться не будет.

Владимир Меренков, начальник Управления автомобильных дорог

– Официально нам эти дороги не передали, бюджет не запланирован, обследование не проводилось, – объяснил начальник Управления автомобильных дорог Владимир Меренков.

СРОКИ

По словам заместителя акима Алматы Болата Сауранбаева сдача новых развязок пройдёт опережающими темпами.

До 15 апреля:

– Будет открыт основной проезд по Аль-Фараби – Розыбакиева, сейчас там строители работают круглые сутки. После открытия проезда закроем улицу Розыбакиева, чтобы начать строительство второй части этой крупной развязки.

До 1 мая:

– Заработает проезд через проспект Райымбека на развязке Райымбека – Момыш-улы.

До 9 мая:

– Откроем верхнюю дорогу на развязке Саина – Жубанова, а всю развязку закончим в середине лета. Как и все остальные развязки.

ЧТО БУДЕТ С БАРАХОЛКОЙ?

– Из трёх проектов транспортного решения на Северном кольце (в районе барахолки. –  Авт.) аким выбрал оптимальный, с большими переходами через Северное кольцо – для пешеходов и людей с тачками, чтобы они могли свободно проезжать.

КАПЧАГАЙСКАЯ ТРАССА

– Министр транспорта (Аскар Жумагалиев. – Авт.) пообещал, что в июне пройдёт тендер, где будет разыгрываться Капчагайская трасса. Это будет абсолютно новая дорога, и, поскольку это трасса республиканского значения, финансирование будет либо из республиканского бюджета, либо будет найдена фирма, которая проспонсирует строительство, а затем в процессе эксплуатации заберёт назад деньги. Этот выбор ещё предстоит сделать.

ПОЧЕМУ НА АЛЬ-ФАРАБИ АСФАЛЬТ ХОРОШИЙ

Гани Мурзаханов, заместитель начальника Управления автомобильных дорог

Проспекты Аль-Фараби и Фурманова, улица Аблай хана – одни из немногих в Алматы, где для создания дорожного покрытия использован щебёночно-мастичный асфальт, срок гарантии которого – 5 лет. Именно поэтому полотно там и держится лучше, и ям меньше, сообщил Гани Мурзаханов, заместитель начальника Управления автомобильных дорог. На остальных дорогах асфальт проще (мелкозернистый. – Авт.), потому и проблем больше.

– Гарантия на мелкозернистый асфальт – 3 года, – сообщил Мурзаханов. – То есть через 3 года его нужно приводить в первоначальное состояние, по-хорошему, его надо менять. Но менять асфальт каждые 3 года во всем городе – никакого бюджета не хватит. Меняем на магистральных улицах. А нормы позволяют проводить ямочный ремонт в случаях, если износ составляет 10% и менее от площади улицы…

Но это не единственная асфальтная проблема Алматы.

– Есть претензии к подрядчикам, которые нарушают правила, – заметил Мурзаханов. – Умудряются укладывать остывший асфальт, работают с поломанной техникой и т.д. В прошлом году, например, из-за таких ошибок асфальт на 4-х улицах был выложен подрядчиком заново по гарантии. В этом году один подрядчик будет за свой счёт перекладывать 2 улицы. Асфальт у нас в стране хороший, а вот технологии укладки нарушаются.

НАВОИ

Одна из десятков прекрасных иллюстраций к «асфальтным» проблемам Алматы – улица Навои, которая каждую весну выглядит как после артобстрела.

– По Навои четвёртый год мы планируем сделать средний ремонт, четвёртый год нам эти планы отменяют, – признал Гани Мурзаханов. – Там идёт масштабное строительство, постоянно прокладывают дополнительные коммуникации. Как закончится строительство – сделаем хороший капитальный ремонт.

– По Навои нельзя полностью ремонтировать дорогу не только из-за строительства, – заметил Болат Сауранбаев. – Там запланировано строительство большого водовода. Вообще же мы разрабатываем комплексную программу: прежде чем какую-то улицу заасфальтировать, будут собираться воедино все сведения о необходимом ремонте водопровода, отопления, канализации и прочих коммуникаций.

– Старые коммуникации – бич Алматы, – развил эту тему Владимир Меренков. – «Теплотрассы» вскрывают дороги, перекладывают трубы, затем кладут асфальт как попало…

– Но вы же городская власть, кому, как не вам, спрашивать за это!

– Наше управление – не контрольно-надзорный орган. Раньше этим вплотную занимался ГАСК, но и сегодня на них частично возложены эти обязанности. Вот они должны следить, наказывать, принимать меры. Как мы можем повлиять? В начале каждого года берём в руки фотоаппараты, обходим все улицы, делаем снимки, докладываем заместителю акима…

УЛИЦА ЕСТЬ, ДОРОГИ – НЕТ

Гани Мурзаханов обозначил ещё одну проблему Алматы:

– Сегодня в городе есть 80 улиц, где нет асфальтного покрытия вообще. В основном это дороги во вновь присоединённых районах. Там готовится строительство дорог на 60 км в текущем году, на 50 км в следующем 2014-м. Но к нему приступят только после того, как на этих улицах протянут все коммуникации.

***

Два года назад, когда в Алматы только-только приступали к строительству развязок, власти просили горожан потерпеть. В этом году терпению пришел конец – в том смысле, что осталось всего несколько месяцев… Кажется. Развязки и пробки по осени посчитаем. 

МЕТРО ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ

Строительство новой ветки метро – один из самых амбициозных проектов Алматы, нуждается в 8,6 млрд тенге. Причины удорожания самые разные: и сюрпризы от речки, и неточный изначальный расчет. 

На недавней встрече с премьер-министром Ахметовым аким Алматы Ахметжан Есимов сообщил, что по технологическим причинам требуется финансовая корректировка проекта на 8,6 млрд тенге. Это примерно 20% уже утверждённого бюджета строительства нового участка метрополитена из двух станций.

28 марта Владимир Меренков, начальник управления автомобильных дорог, пояснил, что именно повлекло удорожание строительства метро:

– Всё предусмотреть невозможно, возникают разного рода необходимости. При прокладке туннеля под руслом Большой Алматинки на заданной глубине выявился большой объём переувлажнённого грунта, что не было уточнено в проекте. Каким способом его пройти? Есть разные методы, мы еще не определились. Далее, одну станцию планировали делать открытым способом, но в итоге решили всё-таки работать под землёй. В дополнение к этому по официальному сборнику расценок на строительство стоимость бетонных работ намного ниже, чем у нас при строительстве метро выходит. Кроме того, при определении финансирования не было предусмотрено повышение МРП. Есть и другие непредвиденные затраты, и все они влияют на финансовое состояние подрядчика, «Алматыметрокурылыс». Его нужно поддержать.

Гани Мырзаханов, заместитель начальника управления автомобильных дорог, назвал и некоторые другие факторы удорожания строительства метро:

– По «антитерорру» нам дали дополнительные техусловия. На год мы отстаём по строительству метро – цены были рассчитаны на 2012 год, а теперь надо пересчитать на 2013-й. А ведь каждый год увеличивается МРП, заработная плата, дорожают материалы. Это основные факторы увеличения стоимости…

Напомним: на отчётной встрече с населением в феврале 2013 года Ахметжан Есимов сообщил, что две новые станции метро: «Сайран» (просп. Абая – ул. Утеген батыра) и «Москва» (просп. Абая – ул. Туркебаева) откроются до конца этого года.