В чём ценность веры? Монологи казахстанцев о религии
Слепая вера не менее опасна, чем оружие в руках преступника! Одержимые и фанатичные люди способны творить зло, наполнять свои сердца гневом и не отдавать отчёта в своих поступках. Так отзываются об экстремистах и террористах опрошенные нами казахстанцы и гости нашей страны. Как они оценивают религиозную среду в Казахстане и в других странах, и что даёт им вера? Об этом можно узнать от них из первых уст.
Асель Мамедова – 26 лет, кулинар, мусульманка
В чём ценность веры? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Наверное, в том, что чувствую себя частью этого мира. Моя вера даёт мне уверенность и силу, помогает справляться с трудностями. И конечно же, религия мне даёт уверенность в будущем: "Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя".
Если говорить о религиозной жизни в Казахстане, то я бы определила её как комфортную. По крайней мере меня никто не ограничивает в вере, я могу посещать мечеть, другие могут исповедовать свою религию. В последнее время (в социальных сетях и СМИ. – Ред.) часто обсуждается вопрос религиозной одежды. Мнения людей делятся по этому вопросу. Считаю, главное, чтобы человек искренне верил, был душой открыт для других людей и соблюдал чистоту своих помыслов.
Терроризм и экстремизм стали частью современного мира. Это не может не беспокоить людей. Я негативно отношусь к радикалам. Они не ведают, что творят. Прикрываются верой, а на деле не понимают её и искажают её суть. Создатель сотворил мир не для того, чтобы разрушать его, а для того, чтобы люди жили в нём счастливо и праведно.
Валерий Блум – 42 года, автомеханик, католик
По национальности я немец, по вере – католик. Религия играет в моей жизни важную роль. Она помогает мне разобраться в себе. В трудные моменты обращаюсь к Богу. Если говорить о религиозной ситуации, то с обретением независимости она улучшилась. Сегодня католические церкви можно встретить в крупных городах. Каких-либо ограничений в вопросах верования я не ощущаю.
Мы живём в мире, где есть много проблем. Одна из них – терроризм. Самое ужасное, что гнусные дела творят от имени Бога. Для меня Бог и теракты несовместимы. Религия – это путь избавления от страданий, и она не может причинять горе людям. Поэтому террористы достойны только осуждения. Кто впускает в свой мир зло, не может больше творить добро!
Анастасия Беликова – 31 год, служащая банка, православная
Я выросла в религиозной семье. Мои родители регулярно посещают церковь. Да и я никогда не задавала себе вопрос: а могла ли я не верить в Бога? Себя не считаю чрезмерно набожной. Мы живём в стране, где кроме религии течёт светская жизнь. А иногда бьёт ключом. На мой взгляд, в обществе, если не божественные законы, то моральные принципы должны существовать, так как часто видишь хамство, слышишь вульгарную речь, молодёжь не уважает стариков. Это неправильно!
Для верующих в Казахстане я не вижу ограничений. По работе хорошо общаюсь с разными верующими. Главное, чтобы люди были порядочными и вежливыми. Приятно, что президент поздравляет население с религиозными праздниками. Но больше всего мне нравится получать поздравления от знакомых и друзей, которые исповедуют иную веру. Понимаешь, что мы одна семья. Сама также стараюсь поздравить друзей с их религиозными праздниками.
О терактах узнаю из зарубежных новостей. Больно смотреть на тех, кто пострадал от действий террористов. Терроризм противоречит не только вере, но и общечеловеческим нормам. Лично я не могу понять, как от имени религии можно совершать насилие. Какая бы цель ни была, она не должна причинять страдания людям. Зло и ненависть, направленные против других, убивают самого человека.
Раджеш Гауда – 21 год, студент, индус
В Казахстане нахожусь третий год, учусь, я студент. Приехал из Индии, из города Мумбаи. В Индии большинство населения – верующие, я не исключение. Мои родители – верующие люди, свою веру я получил от них.
В Казахстане религиозная принадлежность не является чувствительной для людей. Меня чаще спрашивают откуда я родом. Внимание обращают не на вероисповедание, а на самого человека. Такое восприятие окружающих помогает мне быстро заводить знакомства. У меня появились новые друзья, с которыми продолжу общение по возвращении на родину. За время проживания в Казахстане я не сталкивался с религиозными предубеждениями. Даже заметил, на улице или в кафе рядом могут находиться и общаться представители разных конфессий. Например, мусульмане и иудеи. Опасений и страхов между ними нет.
В Казахстане ясно осознаёшь, что не религия делит людей. Если человек воспитан, уважительно относится к другим, то для него не имеет значения, кто и в кого верит. Я тоже считаю, что главное – доверие между людьми. Но есть и другие люди. Мой родной город Мумбаи в прошлом подвергся теракту. В СМИ это событие сравнивали с происшествием в США в 2001 году. Теракт унёс жизни многих людей.
Справка. Теракт в Мумбаи произошёл в конце ноября 2008 года. Группа вооружённых фанатиков по морю на лодках из Карачи добралась до индийского мегаполиса Мумбаи. Практически сразу по прибытии они начали беспорядочную стрельбу по окружающим горожанам. Позже укрылись в отеле Taj Mahal Palace & Tower, где продолжили расправляться с постояльцами гостиницы. В результате теракта погибло 166 человек. По трагичным событиям в Мумбаи были сняты фильмы "Отель Мумбаи: Противостояние" и "Атаки 26/11".
Подобная трагедия заставляет задуматься о том, что жизнь хрупка и если человек наполняет её ненавистью, то он может причинить страдание и боль не только себе, но и окружающим людям. Большой грех на душу взяли террористы в Мумбаи, убив невинных людей. В те дни многие молились за спасение живых и тех, кто уже никогда не вернётся к своей семье, в родной дом. И всем было всё равно, кто из них и какой веры придерживался. Значение имело то, что их жизнь трагично оборвалась и они не смогли проститься с близкими и любимыми людьми.
Саяулы Курманов – 29 лет, менеджер, атеист
Есть ли Бог или нет, я не знаю. Могу только сказать: если верить, то искренне. Чувство должно возникать в сознании и идти от сердца. Может, я поверю в Бога, но не сейчас. Сегодня, на мой взгляд, много "псевдоверующих", чьи поступки не вяжутся с убеждениями. По мне, это лицемерие. Но есть верующие, которые вызывают уважение к себе. Их вера крепка, и они не переступают через неё, такие проявляют заботу к окружающим, отличаются кротким характером, не причиняют боль окружающим людям.
Как атеисту мне трудно судить о религиозной жизни в Казахстане. Меня никто укорительно и прилюдно не называл безбожником. Сам не делю окружающих на верующих и неверующих. Считаю, что любая адекватная религия декларирует общечеловеческие ценности: не творить зло, избегать насилия, ценить людей. Я разделяю такие взгляды. Конечно есть и другие люди, которые от имени религии совершают теракты. Фанатики причиняют больше вреда Богу, чем атеисты. Но ещё больше страданий они причиняют простым людям. Поэтому считаю, что светские принципы в обществе должны существовать.
Александр Гольд – 43 года, предприниматель, иудей
Я родился и вырос в Алматы, но в какой-то момент как репатриант выехал в Израиль. Если сравнивать религиозную ситуацию, то в Израиле немного сложнее. Дело не в том, что в обществе проживают разные верующие. Нет! Проблема как раз в иудаизме. Люди ходят в синагогу, но по-разному верят. Есть умеренные верующие, а есть ортодоксальные, которые могут быть опасны. В 90-х годах было совершенно покушение на премьер-министра страны. Осуществил его не исламист, а израильтянин.
В Казахстане намного проще. Хотя в последнее время количество верующих (по сравнению с 90-ми годами. – Ред.) выросло, тем не менее религиозный фактор в обществе сильно не ощущается. Люди достаточно толерантные, приветливые.
Конечно, моё отношение к террористам и экстремистам крайне негативное. Жизнь ценна, и никто не имеет права отнимать её. В Израиле эту истину понимаешь ясно. Террористы часто сами являются жертвами своих убеждений, но это обстоятельство их не оправдывает. Поскольку намного больнее тем, кто пострадал от их действий.
Справка. Ицхак Рабин – шестой и одиннадцатый премьер-министр Израиля. При нём стартовал ближневосточный мирный процесс, направленный на урегулирование палестинского вопроса по принципу "мир в обмен на землю". Это решение раскололо израильское общество на сторонников и противников переговоров. Но в мировом сообществе ему была оказана поддержка. Ицхаку Рабину была присуждена Нобелевская премия мира. В январе 1995 года в возрасте 73 лет он был застрелен религиозным фанатиком – студентом Игалем Амиром.