"Ты чё, рэпер, да? ": путь казахстанских брейк-дансеров от улиц до мировых сцен
Killa Kolya, или Николаю Черникову, 32 года, из них 17 он в хип-хопе. Изначально в брейк-данс его привлекла зрелищность, эмоциональность и энергичность танца. Потом, увлёкшись и начав изучать вопросы детальней, он узнал, что брейк – лишь часть хип-хоп культуры. Это мощное культурное течение объединило танцоров, диджеев, граффитистов и творческую молодежь по всему миру, и Казахстан не исключение.
Он не считает, что в 2000-х брейкинг изжил себя, – просто появилась вторая, более ярко выраженная волна движения.
– До этого брейк-данс уже появлялся в виде движений волнами по телу, об этом говорят люди возраста наших родителей. В 2000-х появились новые формы: клипы, передачи, которые вели сами би-бои. Это заставляло людей, никак не связанных с брейком, обращать на нас особое внимание: например, мы часто танцевали прямо на улицах в начале 2000-х. Кстати, именно из-за рождения на улицах брейкинг можно назвать субкультурой. Потом всё это стало привычным, и на смену пришли новые направления, культуры и субкультуры.
Брейк-данс же развивался безостановочно, и на данный момент по-прежнему имеет большую популярность во всем мире.
– Люди из наших кругов постоянно замечают, как сильно изменился сам танец, как вырос в уровне, а теперь он также стал одной из дисциплин на Олимпийских играх. Не уверен, что именно с ним будет дальше, но уверен, что танец будет развиваться всё быстрее и быстрее.
В Казахстане спрос на танец немаленький, но, например, на начало 2010-х пришёлся пик интереса к брейкингу среди подростков и детей, говорит Николай. Сейчас основная масса занимающихся – дети доподросткового возраста, подростков уже не так много. При этом даже дошкольники подают большие надежды для будущего казахстанского брейкинга. В команде "Киллы" – 9 человек, у каждого по несколько школ, в сумме на всех – около 300 учеников. Кроме них, есть и другие школы, развивающие направление. Но его поколению приходилось учиться на собственных ошибках из-за отсутствия информации; сейчас же они напрямую передают все знания и навыки младшим танцорам.
Николай участвует в баттле Red Bull BC One Cypher с самого первого года, который тогда же и выиграл. Red Bull BC One – крупнейшее в мире состязание один на один для танцоров жанра, би-боев и би-гёлз, которое впервые стартовало в 2004 году в Швейцарии. С тех пор ежегодно тысячи танцоров соревнуются, чтобы стать одним из 16 финалистов. В 2019 году отборочные турниры пройдут в 35 странах мира, а мировой финал Red Bull BC One World Final состоится 9 октября в Мумбаи.
– Много раз я побеждал в Казахстане и получал возможность ездить на ЧМ – проходить дальнейший отбор. Один раз у меня получилось выиграть восточноевропейский отбор, попав на мировой, – так я стал первым и пока единственным представителем Казахстана на Red Bull BC One World Final.
Кстати, в 2019-ом фестиваль хип-хоп культуры Red Bull BC One Cypher Kazakhstan пройдет 22 июня в Нур-Султане – там 16 лучших брейк-дансеров Казахстана сразятся за звание чемпиона и путевку на мировой финал в Индии, чтобы представить нашу страну на главной брейк-данс сцене мира.
Брейк-данс вполне возможно не только считать своим хобби и жизненной философией, но и монетизировать: преподавание, выступления, судейство и организация танцевальных мероприятий, мастер-классы и по сей день кормят "Килла Колю". А вот "бытовуха" даже не успевает наступить – настолько яркой и полной впечатлений, путешествий и спонтанностей делает жизнь его любимое дело.
– Тренировка – это как работа: не пошёл на работу – не получил денег. Не пошёл на тренировку – не отработал, споткнулся во время танца, схалтурил.
Sayora B-girl, или Саёре Алибековой, всего 17 лет, 5 из которых она в брейке. Саёра победила в номинации Red Bull BC One Cypher B-girl в Казахстане в 2018 году, а также неоднократно побеждала в баттлах Upgrade и в номинации junior на "Парковке Стилей".
Она рассказала, что выбрала брейкинг, так как в прошлом уже занималась спортом: физическая подготовка и активность определили выбор стиля. Хип-хоп, вакинг и другие стили ей нравятся, но их недостаточно, чтобы выплёскивать всю энергию. Так, брейк-данс стал для Саёры оптимальным решением.
– Хип-хоп культура не изжила себя, она продолжает развиваться. Теперь мы собираемся не в маленьких залах и на парковках – у нас наконец есть огромные стадионы и сцены. Отношение к танцорам меняется. Например, после Олимпиады би-бои и би-гёрлз привлекли к себе внимание не только танцоров и спонсоров, но и простых зрителей, даже политики не остались в стороне. У нас также есть достойные представители следующего поколения танцоров: школы брейк-данса развиваются в столице. Грустно только, что учеников приходит много, но немного тех, кто горит желанием остаться. Дети занимаются 1–4 месяца, потом уходят. Или не хотят тренироваться, поэтому спустя 1–2 года у них нет никакого прогресса.
Саёра говорит, что часто слышит от взрослых брейк-дансеров: "Знаешь, мы в свои годы тоже так на голове крутились..." Солидарная с Николаем, она считает, что если какое-то время человек жил хип-хоп культурой, он пропитывается ей насовсем, а философия жизни меняется. Поэтому, если даже кто уходит, опыт остаётся с ним навсегда.
8 июня Саёра закончила школу. Училась она в частной школе, нагрузка была серьёзной, поэтому было сложно совмещать танцы и учебу. На время экзаменов пришлось приостановить тренировки, но сейчас она постепенно возвращается в строй.
Чувствует ли она какое-то "особое" отношение по половому признаку?
– Если честно, да. В Казахстане мало би-гёрлз, отдельной номинации для них нет. Против парней играть непросто, но я считаю, что пусть лучше так, чем множество средних соперников. Отношение другое, да и танец тоже отличается. Что бы ни говорили, но существуют небольшие отличия между женским и мужским брейкингом. За рубежом разница в отношении тоже есть, но там, из-за большого количества би-гёрл, мы не редкость, поэтому оно выражается в мелочах, вроде классического "после дам". Откровенно сексистских вещей нет – наоборот, отношение более бережное, что за границей, что у нас.
Ахану Фиксу 33 года, из них "в теме" он 20 лет. Ахан занимал 1 места в конкурсах Treestyle, Red Bull BC One Cypher Astana и Play Battle. Хип-хоп ему, прежде всего, близок по духу – самовыражение посредством современных форм искусства, в котором каждый может найти себя.
– В 2000-х был культурный "бум", который дал толчок "второй волне". Почти каждый второй подросток занимался брейкингом. Со временем происходит "естественный отбор": остаются самые стойкие ребята, которые ценили и любили то, что делали. Мы были полны энтузиазма и амбиций. Информации было мало, и каждое новое движение или знание считалось на вес золота. Возможно, я не открою вам Америку, но к любому делу важно подходить с энтузиазмом и душой. Остальное придёт со временем.
Те, кто остались, вовсю пожинают плоды своего труда – выезжают на международные соревнования и занимают призовые места. Хип-хоп, по мнению Ахана, не мог себя изжить: он развивается и эволюционирует. Это буквально образ жизни, определяющий речь, вкус, походку, – всё до мелочей.
– Садишься в такси, и тут водитель спрашивает: "Ты чё, рэпер, да?" Эта ситуация характеризует нашу ментальность. В большинстве случаев мы сами виноваты, что первая ассоциация с нами – это ребята, танцующие в ресторанах на заказ, или пьяный рэпер, который рассказывает про наркотики по телевизору. Это печально, но, с другой стороны, любому человеку искусства у нас непросто. Средний возраст танцора – от 15 до 25 лет, пока он не найдет супруга или не выйдет на работу. Но, допустим, вы построили дом. Уйдёте ли вы из него по своей доброй воле? До сих пор ребята, которые бросили брейкинг, интересуются, как он там... Просто в нашей стране не всегда получается зарабатывать, занимаясь любимым делом. Либо в этом не видят перспектив.
Ахану же повезло быть управляющим танцевальной студией, поэтому совмещать любимое дело с заработком ему удаётся. Подготовку он видит актом самодисциплинирования, поскольку никто не заставляет его постоянно тренироваться и отрабатывать приёмы: кто хочет, напоминает Ахан, тот найдёт время, а остальные оправдываются.