Танец как судьба: впервые легендарный украинский ансамбль имени П. Вирского выступил в Нур-Султане
В стихию народного танца погрузил зрителей Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П. Вирского. Коллектив, созданный в далёком 1937 году, и сегодня является одним из лучших в мире ансамблей народного танца и вот уже более 80 лет не перестаёт удивлять энергией, великолепной техникой исполнения и красочным калейдоскопом костюмов.
Программа "Танец как судьба", показанная зрителям, включала 14 номеров, из которых половина принадлежит основателю ансамбля Павлу Вирскому.
Павел Вирский – имя совершенно особенное для украинской культуры. Это тот эталон, на который стремятся равняться все коллективы народного танца в Украине. Он является эталоном не только для отечественной танцевальной культуры в первую очередь качеством исполнения, профессионализмом, отношением к работе.
Яркая театрализация народного танца, обогащённого виртуозной техникой с видоизменёнными акробатическими трюками, стала противопоставлением прямому переносу на сцену фольклорно-танцевальных образцов в их изначальном виде.
Красочные костюмы, чередование ритмов и красок в каждом новом номере, вихрь вращений, полётность прыжков, завораживающая красота хороводов, искромётный юмор, – вся эта гамма впечатлений не оставила равнодушным ни одного зрителя в зале. Начинался концерт с хореографической композиции "Украина моя, Украина!" в постановке Мирослава Вантуха, в которой нашли выражение танцевальные традиции и костюмы всех регионов страны. Венчал концерт легендарный "Гопак" Павла Вирского, квинтэссенция украинского казачества, визитная карточка ансамбля.
На сегодняшний день ансамбль побывал в 80 странах, в Казахстане был в советский период, в годы независимости принимал участие лишь в гала-концерте небольшим составом, так что это первое полноценное выступление всемирно известного коллектива в Нур-Султане.
На репетициях поразила строжайшая дисциплина, как в армии. Никаких лишних разговоров, раскачек, проходок в "полноги", – все работали с полной отдачей, как на концерте, пот катился градом, но на лицах цвели улыбки, а удовольствию, с которым работали артисты, можно было только позавидовать. Такую дисциплину внедрил ещё Вирский, который сам работал до седьмого пота и артистам спуску не давал. Старожилы вспоминают, что он мог довести до слёз балерин замечаниями вроде: "У тебя что, обе ноги левые?.." Стиль репетиций, которые проводил в театре "Астана Балет" народный артист Украины Владимир Туягин, в прошлом ведущий солист труппы, а сегодня балетмейстер-репетитор, тоже отличался лаконизмом, редкими, но едкими замечаниями и беспрекословным подчинением и полной отдачей танцовщиков.
Артисты привыкли к гастрольной жизни, повидали много театров и различных сценических площадок. От театра "Астана Балет", как и в общем от столицы были в полном восторге.
Директор-распорядитель Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины им. Павла Вирского Виктор Завадский:
"Первое впечатление от театра – это зависть, белая чистая зависть, от того что увидели в Нур-Султане. Меня также поразил в своё время Китай, где построены великолепные, по последнему слову техники оборудованные залы! Тот факт, что страна позволяет себе строить и содержать такие театры для людей, о многом говорит, это здорово! Надеюсь мы у себя в Украине тоже к этому придём."
Известно, что авторский театр умирает вместе с режиссёром, а хореография – тем более. Павел Вирский давно ушёл со сцены жизни, а коллектив продолжает существовать, не сдавая своих позиций в современном танцевальном мире, причём самыми живыми и актуальными постановками по-прежнему остаются номера его основателя. В чём же секрет? Вероятно, эта магия объясняется очень просто: Вирский всю жизнь следовал одной мечте – выразить в танце дух народа и вложить в произведения свою любовь к нему. У него получилось сделать танец своей судьбой.
Подтверждение тому – полные залы на концертах по всему миру. На фестивале балетного искусства Eurasian Dance Festival в Нур-Султане зал тоже очень долго аплодировал стоя за прекрасную возможность погрузиться в мощную стихию народного танца.