Страсть к власти: почему появляются деструктивные религиозные течения
Почему же появляются деструктивные течения, которые зачастую стремятся разрушить действующий порядок и применяют при этом самые жёсткие и жестокие методы?
Как рассказывает в своей статье кандидат юридических наук КазНУ им. аль-Фараби Какимжан Бишманов, религиозно радикальный взгляд формируется от строгого исследования, однобокого толковании религии, независимо от её верования. И это несёт угрозу для моральных ценностей, духовных традиций, объединяющих людей на определенных территориях.
Одно из первых радикальных течений, которое появилось ещё во времена пророка Мухаммеда – хариджизм. Оно стало обособленным, вывело свой вариант понимания первоисточников ислама, противопоставив его всем уже существующим. Хариджитас были свойственны жестокость, бескомпромиссность, отчуждение, и они первыми начали оперировать таким понятием как "джихад" именно в буквальном смысле этого слова, используя его как призыв убивать неверных.
"Самая главная беда всех радикальных течений – это их невежество, а основная причина их появления – эгоистичное желание власти лидера той или иной деструктивной группы, – говорит Какимжан Бишманов. – Они чаще всего идут по наиболее простому пути, это видно даже из истории хариджитов, объявляют инакомыслящим мусульманам "такфир". А это, как мы знаем, означает "разрешает" использовать их имущество и даже убивать".
Чаще всего среди лидеров радикальных течений оказываются убежденные фанатики, которые нетерпимы к любым другим взглядам. Они одержимы своей идеей, используют необразованных людей, которые откликаются на это и становятся такими же слепо преданными одному вероучению, которое в радикальных течениях основывается порой всего на нескольких аятах Корана, к тому же ещё и вырванных из общего контекста Священной книги мусульман.
Ещё одним фактором возникновения деструктивных течений является противостояние действующей власти.
Важно отметить, что ислам – это самая миролюбивая религия, которая ни в коем случае не поощряет жестокость и разрушения. Пророк предсказывал разделение верующих в ислам на группы, но подчеркивал, что только те, кто останутся в большинстве (а это именно мирные мусульмане) попадут в рай, остальные же – в ад. В одном из хадисов пророка говорится: "А того человека, который откололся от пути большинства мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка".