Религия как наука. Где и как в Казахстане обучают теологов и религиоведов
В Казахстане есть несколько университетов, в которых можно получить высшее образование по специальностям теология и религиоведение. Все они имеют государственную лицензию и готовят специалистов во многих сферах. В первую очередь это КазНУ им. Аль-Фараби и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. В этих вузах успешно функционируют кафедры теологии и религиоведения, на которых работают кандидаты и доктора наук, профессионально разбирающиеся в предмете. Кроме того, возможность получить эту специальность предлагает Карагандинский государственный университет им. Букетова и университет Ахмед Ясави в Туркестане.
Как говорится на сайтах большинства этих вузов, основная их задача – подготовить теологов и религиоведов, которые будут чётко понимать место религий в современном мире, уметь проводить теологический анализ любых религиозных явлений и, используя современные информационные методы, давать прогнозы на короткое и длительное время.
В республике есть еще одно – специализированное – высшее учебное заведение, в котором можно получить дипломы исламоведов, религиоведов, преподавателей арабского языка и литературы, переводчиков, отвечающих международным современным стандартам. Это – Египетский университет исламской культуры "Нур-Мубарак", открытый в Казахстане по инициативе Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.
"Здесь осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере ислама, – говорит теолог Асхат Кумашев. – Если человек хочет получить диплом теолога, то лучшего места ему не найти. Здесь работает преподавательский состав высокого уровня, студенты с первого курса изучают арабский язык, а после окончания университета здесь можно также получить магистерскую или докторскую степень".
Программа обучения в университете построена с учётом требований МОН РК к сочетанию светских и исламских дисциплин, возможностью получения знаний арабского языка непосредственно у его носителей. В "Нур-Мубарак" работают доктора из университетов "Аль-Азхар", "Айн-Шамс", Каирского и Александрийского университетов, это известные специалисты в области "хадисоведения", "фикха", "исламской проповеди", арабского языка и культуры.
"Основная специфика подготовки современного теолога или исламоведа заключается в том, чтобы человек мог, в соответствии с актуальной ситуацией в мире и стране, анализировать происходящее, работать с людьми и разъяснять острые вопросы, - говорит Асхат Кумашев. – Если представители экстремистских группировок стремятся сузить сознание тех, кто примыкает к ним, то задача теолога – наоборот, расширить кругозор, дать человеку полное понимание тех или иных религиозных вопросов".
Так, например, радикально настроенные исламисты считают, что "джихад" – это только борьба с неверными. На самом деле, "джихад" необходимо начинать с себя, со своего пути к самосовершенствованию, избавлению от низменных помыслов и идей. К тому же, "джихад" может объявить только главнокомандующий страны, и только, если в ее отношении была проявлена агрессия извне. Это лишь небольшой пример, очень много есть терминов и вопросов, ответы на которые должен знать современный имам.
Напомним, что большая часть населения страны исповедует традиционный для Казахстана ислам суннитского направления мазхаба имама Агзама Абу Ханифа. А поскольку наши предки оставили множество своих материалов в библиотеках арабских стран, то сегодня одна из целей студентов-теологов исследовать их работы и донести до нынешнего поколения правильное понимание ислама.
"Важно чётко понимать, что ислам – это религия мира, – отмечает Асхат Кумашев. – А теологи и религиоведы должны быть теми, кто может уберечь население страны от пагубных экстремистских течений и объяснить, что ислам – это сосредоточение глубоких знаний, направленных в первую очередь на созидание, сохранение мира и согласия".
Что касается христианства, то духовное образование можно получить , например, в Алматинской православной духовной семинарии. Это, по словам специалистов, сложившееся высшее духовное учебное заведение, готовящее клириков, регентов и псаломщиков для казахстанских приходов. Срок обучения в семинарии на пастырском отделении составляет пять лет (год – подготовительный курс и четыре года – основной курс), на регентском отделении – два года. В течении всего периода обучения студенты осваивают основной корпус богословских наук, включающий вероучительные дисциплины, богословие, библеистику, церковную историю, древние и новые языки. В семинарии созданы библейско-богословская, церковно-историческая и церковно-практическая кафедры.
Как отметил во время последней встречи со студентами семинарии Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, священник должен быть украшением церкви, надёжной опорой для своих и непреодолимой преградой для чужих. Чтобы стать достойным пастырем недостаточно овладеть богословской терминологией или заучить наизусть перечень дат церковной истории. "Аудиторией номер один" в духовных школах является храм.
Если же говорить о католической ветви христианства, то нельзя не упомянуть о Межъепархиальной Высшей Духовной Семинарии "Мария — Матерь Церкви", которая находится в Караганде и является единственной в своем роде во всей Центральной Азии. Здесь готовят священников для всех четырех епархий. В вопросах общеобразовательных дисциплин семинария тесно сотрудничает с Карагандинским государственным университетом.
Важно, что в нашей стране признается культурная и историческая ценность всех религий, совместимых с духовным наследием народов Казахстана, уважается право каждого человека на свободу убеждений, гарантируется равноправие граждан независимо от их вероисповедания.