Религия и дети. Как защищает закон детей от верований деструктивных культов?
Счастливое детство начинается с уважения прав ребёнка. Но нередко речь идёт о воспитании в религиозной семье с набожными родителями. Некоторые верования запрещают родителям учить детей в общеобразовательной школе, обращаться за врачебной помощью, предписывают детскую одежду, которая идёт вразрез с принятой в обществе. Кроме того, ребёнок может с вопросами веры столкнуться не только в семье, но и на улице. Как быть в таких ситуациях и как защищаются права детей в рамках законодательства РК? С этими вопросами мы обратились к старшему преподавателю юридического факультета КазГУ, доктору Phd Адилгазы Серикхану и к адвокату, юристу Молдашарипу Кадыржану.
– В Казахстане часто возникают конфликты в школе, когда дети приходят на занятия в религиозной одежде. Как регулирует закон подобные ситуации?
Адилгазы Серикхан: – Я бы хотел сослаться на законодательство. Конституция РК в ст. 30, п. 1, гарантирует гражданам получение бесплатного среднего образования в государственных школах, независимо от их убеждений. Там же в Конституции в ст. 30, п. 4, мы читаем, что государство в лице правительства "устанавливает общеобязательные стандарты образования", то есть школы обязаны им соответствовать.
Что касается одежды и формы, то следует внимательно ознакомиться с Законом РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319. В ст. 5 закона говорится о компетенции уполномоченного органа – Министерства образования и науки, которое осуществляет единую политику в области образования. И в этом же законе мы читаем, что министерство среди прочего "разрабатывает и утверждает требования к обязательной школьной форме".
В ст. 47, п. 15-1, Закона РК "Об образовании" также говорится о том, что учащиеся средних школ должны соблюдать требования к обязательной школьной одежде. Посещать занятия в утверждённой министерством форме. В ст. 49, п. 2, этого же закона написано, что "родители и иные законные представители несовершеннолетних обязаны выполнять правила, определённые уставом организации образования", и выполнять требования касательно установленной министерством формы. Родители обязаны обеспечить детей соответствующей одеждой.
В целях реализации Закона "Об образовании" министерством был издан Приказ №26 от 14 января 2016 года. В нём говорится, что "включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается".
Молдашарип Кадыржан: – Насколько я понял, речь идёт о платке. Действительно, по канонам религии ислам, когда девочке исполняется примерно 10-12 лет (начинается менструальный цикл), она должна покрыть голову от взора посторонних мужчин.
К сожалению, фанатики религии насильно надевают на своих дочерей платок, уже с 0-го класса (5-6 лет) и отправляют их в школы. Но у школ есть свои уставы и правила. И какими бы ни были религиозными родители, они должны понимать, что живут в светской стране.
Соответственно, если родители хотят, чтобы их дети обучались в школах наравне со всеми, то придётся соблюдать правила школ.
До входа на территорию школы ношение одежды законом не урегулировано. Это говорит о том, что если родители сильно набожны, то они могут спокойно надеть платок на дочерей вне стен школы, а придя в школу, временно снять, либо же вообще перевести детей на дистанционное обучение.
Но в связи с последними событиями карантинного режима практика показала, что многие родители просто сошли с ума, обучая своих детей онлайн, и не каждому это под силу.
А что касается ответственности, школы вполне могут не допустить к занятиям детей, которые нарушают школьные правила, а родителей таких детей можно и привлечь к административной ответственности.
– Как наказывают родителей, которые в принципе детей не пускают в школу. Какой закон даёт право на образование детям?
Молдашарип Кадыржан: – Если родители не пускают в школу своих детей без каких-либо уважительных причин (болезнь, участие в соревнованиях), то в соответствии с административным кодексом таких родителей можно привлечь к ответственности и оштрафовать на 27 780 тенге. Согласно Конституции, среднее образование на территории Республики Казахстан – обязательно. А в соответствии с Законом "О семье", родители обязаны обеспечить ребёнку получение обязательного среднего образования.
– Какой закон защищает здоровье детей? Известны случаи, когда отдельные верующие граждане по причине своих религиозных взглядов не дают кровь переливать, некоторые вообще отказываются от медицинской помощи. Кто в этом случае защитит ребёнка и его здоровье от таких родителей?
Молдашарип Кадыржан: – Право ребёнка на охрану здоровья предусмотрено Законом "О правах детей". Но есть нюанс: за детей отвечают родители. Если родитель посчитает, что переливание крови навредит здоровью его/её ребёнка, то он/она имеет полное право отказаться от такой медицинской процедуры. Если органом опеки и попечительства не будет доказано, что родитель наносит очевидный вред здоровью ребёнка, то никто не сможет вмешаться в отношение родителей с детьми.
– Ещё одной актуальной темой стали прививки. Часто против этого выступают родители, которые ссылаются на свои религиозные убеждения. Под угрозой оказывается здоровье ребёнка. Что по этому поводу говорится в законах?
Молдашарип Кадыржан: – Данная тема касается не только религиозных родителей, а родителей в целом. Законом "О здоровье" прописано, что каждый ребёнок должен пройти прививку в установленные правилами периоды. Но здесь уже решает сам родитель. Так как до 18 лет за детей несут ответственность родители, то и принимать решения им. Если родитель считает, что не хочет привить своего ребёнка, то это его/её право.
– Как защищаются права детей в семьях с верующими родителями, если они пытаются вовлечь его в свою веру против воли ребёнка?
Молдашарип Кадыржан: – К сожалению, данный вопрос чётко не урегулирован законодательством. Так как религия отделена от государства, то и внутрисемейное религиозное воспитание не контролируется законом в том числе. Но это только в том случае, если оба родителя верующие.
На моей практике был случай, когда светский отец вдруг ударился в религию, причём деструктивного характера, и начал давить на свою дочь, насильно принуждая её носить платок, читать намаз, не слушать музыку и так далее.
Мы с его супругой добились того, что он имеет право видеться с дочерью только два раза в неделю и только в присутствии мамы, с которой также был расторгнут брак. К этому делу мы подключили орган опеки, Управление по делам религии и Управление образования. Процесс был долгим, но зато сейчас девочка живёт без всякой религиозной агитации со стороны отца и уже не плачет.
Адилгазы Серикхан: – Касательно спорных аспектов воспитания в семье детей, судам надлежит учитывать положение ст. 12 "Конвенции о правах ребёнка" (г. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года, Постановление Верховного совета РК от 8 июня 1994 года "О ратификации Конвенции о правах ребенка") и ст. 62 Кодекса "О браке (супружестве) и семье", где говорится, что ребёнок вправе свободно выражать своё мнение в семье по вопросам, затрагивающим его интересы, независимо от возраста.
Также согласно кодексу ребёнок может быть заслушан в рамках судебного или административного разбирательства. Если до этого дойдёт.
Справка. Согласно данным КНБ РК, в 2019 году из Сирии были возвращены 595 граждан Казахстана. В рамках первого этапа на родину вернули 47 человек, из них 30 детей. В ходе второго этапа – 231 человека, из них 156 детей, в числе которых было 18 сирот. На третьем этапе в Казахстан возвратились 246 человек, в том числе 171 ребёнок. На четвёртом этапе на родину вернули 71 гражданина Казахстана, среди них 49 детей. "Таким образом, из Сирии были возвращены 595 человек: 33 мужчины, 156 женщин, 406 детей (32 сироты)",– говорится в распространённом КНБ РК сообщении.
– Если по какой-то причине ребёнок захочет принять какую-то веру, но родители возражают, как в данном случае поступает закон?
Молдашарип Кадыржан: – К сожалению, такие случаи законом тоже не урегулированы.
– Как действующее законодательство защищает детей от влияния деструктивных сект?
Адилгазы Серикхан: – Законодательство РК ограничивает влияние на детей деструктивных сект. Но родителям нелегко доказать факт вовлечения их ребёнка в секту.
Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию РК" от 2 июля 2018 года №169 регулирует отношения, касающиеся реализации прав детей на получение информации. В том числе по части защиты ребёнка от информации, способной причинить вред его здоровью и развитию.
Молдашарип Кадыржан: – Если ребёнка агитирует посторонний человек, то такое лицо можно привлечь к административной ответственности, наложив взыскание в виде штрафа от 138 900 тенге. Если же агитируют родители, то закон никак не может вмешаться в семейное воспитание.
Добавлю, что я не имею ничего против религии, но всё же я на стороне соблюдения канонов религии с умом и без фанатизма.