Проверка временем: флагман казахстанской автоиндустрии отмечает 27-летие
Глобальная статистика гласит: в первый год жизни с рынка уходят 90% новых бизнесов, во второй – 90% от оставшихся.
На этой неделе компании-флагману казахстанской автоиндустрии исполнилось 27 лет. В 1992 году молодой предприниматель Анатолий Балушкин с командой единомышленников начал непростой путь, который сделал Усть-Каменогорск столицей новой отрасли. Звучит патетично, но это факт. Холдинг "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" доказал делом, что воли и профессионализма вполне достаточно для создания новых мощных источников роста отечественной экономики.
Сейчас это назвали бы модным словом "стартап": 27 лет назад не обладавший предпринимательским опытом устькаменогорец Балушкин начинает поставки в город дефицитного в те времена товара – автомобилей ВАЗ. Уже с 1996 года география сбыта расширяется до четырёх точек на карте страны, а на рубеже 2000-2001 годов БИПЭК становится эксклюзивным импортёром автомобилей Lada и Skoda. Компания разворачивает обширную сеть автоцентров во всех крупных городах Казахстана – так жители страны впервые получают возможность покупки и обслуживания автомобиля в цивилизованных условиях. Более половины всех покупателей новых авто становятся клиентами БИПЭК.
Бизнес-модель, построенная по наитию, методом проб и ошибок, с акцентом на региональную экспансию, оказалась успешной. Продукт компании востребован, потребитель лоялен, партнёры надёжны.
Казалось бы, можно ли мечтать о большем? Пришло время получать дивиденды. Так рассуждало большинство предпринимателей эпохи девяностых.
Но в начале двухтысячных стало понятно, что задача извлечения прибыли как таковая Анатолия Балушкина не вдохновляет. По крайней мере не это служило главным мотивом создания крупнейшего в стране автомобильного холдинга.
На рубеже десятилетий основатель БИПЭК обескураживает казахстанцев, мягко говоря, неожиданной идеей: в стране должно быть создано собственное автомобильное производство, говорит он.
Спустя годы строительство автозаводов в республике станет трендом: сегодня в Казахстане создано уже пять площадок, выпускающих автомобили. Но производственные перспективы развития отрасли сумел предугадать именно Балушкин.
Идею строительства первого в стране автозавода поддержал Президент страны Нурсултан Назарбаев.
С 2000 года БИПЭК направляет все имеющиеся финансовые ресурсы на воплощение своего производственного замысла. В то, что он будет реализоан, верили, прямо скажем, не все. Но уже в конце 2002 года конвейер завода "АЗИЯ АВТО" начал работу и вскоре предложил казахстанцам внедорожники Lada местного производства.
Так страна и город получили новый бренд и быстрорастущую отрасль, которой никогда не было в "табели о рангах" казахстанской промышленности.
Второй "стартап" команды Балушкина – уже производственный – "выстрелил". Он прошёл проверку рынком и временем. Уже в 2005 году чешский концерн SKODA доверил усть-каменогорскому предприятию выпуск своих моделей. Спустя еще два года на конвейер "АЗИЯ АВТО" встала линейка американского бренда Chevrolet, а в 2010 году четвёртым партнёром завода стала KIA Motors.
Неспециалисту трудно понять, чем столь серьёзных игроков глобального автопрома смог привлечь новоиспечённый казахстанский партнёр. В действительности ответы на этот вопрос достаточно просты.
Прежде всего, уникальные компетенции. За долгие годы работы в регионах страны команда БИПЭК как ни один другой участник рынка изучила потребности казахстанского покупателя. БИПЭК, что называется, понимает рынок. Компания присутствует сегодня в 20 городах страны. Это самая разветвлённая сеть автоцентров в республике. Они шли туда, куда другие дилеры по разным причинам идти не спешили.
Другое неоспоримое преимущество – сильнейшая команда производственников, которая составляет коллектив "АЗИЯ АВТО". Завод давно стал местом "паломничества" для гостей Усть-Каменогорска. В штате предприятия появился даже отдельный сотрудник, ответственный за встречи экскурсионных делегаций. Настолько велико число желающих увидеть первый казахстанский автозавод.
Безупречная организация труда на предприятии, уровень его оснащённости видны невооружённым глазом. Опытные инженеры, по долгу службы знакомые с десятками предприятий автопрома по всему миру, признают, что "АЗИЯ АВТО" сконцентрировал в своих стенах лучшие образцы индустриального менеджмента. В диапазоне от кайдзен и бережливого производства до уже внедрённой технологии "подключённого автомобиля" и полной цифровизации производственных процессов.
Недаром заводская производительность по добавленной стоимости только в прошлом году была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.
Именно синергия производственного опыта в сочетании с уникальной сбытовой инфраструктурой стала залогом многолетнего партнёрства холдинга с лидирующими глобальными автоконцернами и наиболее успешными российскими предприятиями.
Так что формула успеха вполне ясна. Но значит ли это, что другие отечественные предприятия смогут её повторить? И, скажем (в порядке фантазии), переманить партнёров "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО"?
Пожалуй, лишь в теории. Поскольку для начала придётся вложить сумму порядка $497 млн. Именно столько инвестировал холдинг в развитие своего производства, а также в инфраструктуры продаж и сервиса.
Какова отдача на эти вложения? В течение 27 лет в автоцентрах БИПЭК продано ни много ни мало 560 тысяч автомобилей на сумму $7 млрд. В пиковом 2014 году, когда казахстанский рынок достиг своего исторического максимума, выручка холдинга достигла $1,3 млрд.
За период работы "АЗИЯ АВТО" с его конвейера сошли 155 тысяч автомобилей на сумму 996 млрд тенге. Четыре из пяти легковых авто, выпущенных на территории республики за всю историю отрасли, собраны работниками "АЗИЯ АВТО". Каждый сотый совершеннолетний житель Казахстана сегодня является владельцем техники усть-каменогорского производства. Вот такое сальдо.
Так что отношения компании с её зарубежными союзниками крепки и стабильны. Что, безусловно, большая редкость. Верность технологическим партнёрам хранят далеко не все игроки отрасли. Для команды "АЗИЯ АВТО" это вещь принципиальная.
Сегодня на усть-каменогорском конвейере выпускают 27 моделей пяти брендов. Могли бы заводчане взять под своё крыло ещё десяток-другой автомобилей? Конечно. Но прежде чем принять решение о старте производства новой модели, в холдинге проводят кропотливый анализ: будет ли автомобиль принят рынком?
Ставку делают только на те модели, которые выстрелят в десятку. Желательно в десятку наиболее востребованных казахстанцами машин. А таковых в портфеле завода немало: 6 из 10 самых продаваемых автомобилей отечественной сборки – это предложения "АЗИЯ АВТО". Сегодня это прежде всего модели Lada – седаны Granta и Vesta, внедорожник 4x4, универсал Largus, а также Kia Rio и Kia Sportage.
На фоне "вегетарианских" времён начала двухтысячных сегодняшний казахстанский рынок – поле ожесточённой борьбы: новые бренды, новые дилерские группы, новые производители. Несмотря на это, "АЗИЯ АВТО" лидерских позиций не утратил. Напротив, ощутимо их укрепил. Рыночная доля завода по итогам 2018 года достигла исторического максимума в 30%: каждый третий покупатель нового автомобиля в стране предпочёл модельный ряд "АЗИЯ АВТО".
Начало нынешнего года показало, что и эта планка – далеко не предел: по итогам февраля "АЗИЯ АВТО" занял 40% казахстанского рынка в легковом сегменте. Спрос на линейку завода растёт гораздо быстрее рынка в целом. Заводчане делают всё от них зависящее, чтобы темпы производства поспевали за кривой спроса. В минувшем году "АЗИЯ АВТО" увеличил объёмы производства на 60%: с 11,4 до 18,3 тыс. автомобилей. Вклад предприятия в ВВП страны в 2018 году увеличен в 2,2 раза – до 92 млрд тенге, а это 9% совокупного выпуска всех предприятий машиностроительного комплекса республики. Благодаря этой динамике казахстанский автопром вернул себе место самой быстрорастущей промышленной отрасли отечественной экономики.
В 2019 году завод планирует отгрузить 28 тысяч единиц техники – на треть больше прошлогодних объёмов. И это отличная новость, потому что уже рост 2018 года позволил расширить штат на 19% и поднять средний уровень зарплаты на 20% – до 221 тыс. тенге. Важно подчеркнуть, что эта цифра на 39% выше среднереспубликанского значения.
Но это не всё. В 2018 году налоговые платежи завода выросли на 34% и превысили 4,1 млрд тенге. "АЗИЯ АВТО" традиционно является предприятием-налогоплательщиком №1 в отрасли. Разумеется, в республиканском масштабе. Ну а холдинг в целом – в первой пятёрке восточно-казахстанских компаний, "питающих" бюджет области, наряду с металлургическими гигантами. Совокупные налоговые отчисления "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" в казну государства за весь период деятельности составили $453 млн.
Вот почему жители Усть-Каменогорска с особым вниманием вглядываются в ландшафт обширной площадки, на которой развернулось строительство нового автопромышленного кластера. Холдинг возводит его "в чистом поле" совместно с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi. Впрочем, территория будущего производства уже основательно застроена. Холдинг уже вложил в проект $72 млн своих денег. Ещё $20 млн выделено государством на монтаж инженерных сетей и прочей инфраструктуры в рамках "Дорожной карты бизнеса".
С начала строительства бипэковцы залили 18 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай в фундаменты корпусов – всё собственными силами. В ближайшее время рассчитывают завершить монтаж перекрытий цехов сварки и окраски кузова. Работы много – на высоту надо поднять 885 тонн огнестойкого металла. На следующем этапе можно будет переходить к поставке оборудования роботизированной сварки и окраски.
О ходе реализации проекта горожане неплохо осведомлены и прекрасно понимают, что новое производство может серьёзно изменить жизнь города. Его запуск потребует привлечения тысяч рабочих рук. Только на этапе первой очереди строящиеся мощности будут выдавать на-гора 60 тысяч автомобилей в год. Плюс смежные производства деталей – при таких объёмах в их появлении возникает смысл.
Этот проект к категории стартапов уже не отнесёшь. Но в том, что он "выстрелит", сомнений нет. Анатолию Балушкину удалось собрать крепкую и самостоятельную команду, которая, как самоходная гаубица, способна достичь любой из поставленных целей. По крайней мере 27-летняя история компании свидетельствует именно об этом.
Если уже сегодняшний штат "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" насчитывает почти 5 тысяч сотрудников, нетрудно представить, какой импульс развитию экономики региона и его социальной сферы обеспечит старт этой производственной махины. Проект, конечно, далеко не регионального масштаба – новое предприятие станет самым крупным объектом машиностроения в истории Казахстана. По оценке Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, в перспективе он обеспечит годовой прирост республиканского ВВП на $1,1 млрд.
Ставку компания делает не только на внутренний рынок: переход к полному циклу поднимет локализацию как минимум до 50%. А это означает, что усть-каменогорские автомобили смогут беспрепятственно отгружаться на рынки Евразийского союза. Прежде всего, на территорию России. Подготовка к освоению российского рынка уже идёт. Причём внушительными темпами.
Компания развернула собственную сеть из 20 автоцентров в 15 городах. В минувшем году продажи "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" в России приблизились к объёмам сбыта внутри Казахстана. Из 34,3 тыс. автомобилей, проданных холдингом, 16 тыс. пришлось на российский рынок. Так что выход отечественного автобизнеса на пространство Евразийского союза успешно состоялся. Российская сеть БИПЭК специализируется на продаже автомобилей Lada и в минувшем году стала не только самой разветвлённой, но и лучшей по объёмам продаж марки №1 в стране.
Говоря проще, холдинг сегодня занимает первые позиции на двух рынках – в Казахстане и России. А это главный фактор загрузки мощностей, которые компания строит в Усть-Каменогорске. Будут продажи – будет и производство. "На склад", не имея гарантий сбыта, устькаменогорцы никогда не производили.
Показательно, что своё желание влиться в команду будущего машиностроительного гиганта жители города демонстрируют уже сегодня. Рабочие и специалисты обращаются в компанию с просьбой включить их в кадровый резерв нового коллектива.
Это вполне понятно. "Сарафанное радио" не первое десятилетие довольно успешно разносит "разведданные" об условиях работы в подразделениях "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО". Отметим лишь некоторые.
Во-первых, холдинг известен своими скоростными карьерными лифтами: деятельные, ответственные сотрудники зачастую перемещаются с исполнительских на руководящие должности в головокружительно короткие сроки.
Но даже если вы задержались на средних ступенях карьерной лестницы, вам будет комфортно и там: средний размер заработной платы в холдинге равен 230 000 тенге. Однако соцпакет рядового сотрудника БИПЭК содержит объёмный список разнообразных льгот и субсидий, которые гарантируют ему ежедневную весомую экономию.
Лишь три примера. Питание в заводской столовой "АЗИЯ АВТО" дотируется работодателем на 80%, а стоимость услуг корпоративного детского сада равна символическим 100 тенге в месяц. На последней привилегии следует остановиться отдельно. Привилегия – здесь наиболее точный термин. Поскольку заниматься в Центре развития ребёнка могут лишь 320 детей сотрудников компании. И для многих из них возможность обеспечить младшему члену семьи обучение в ЦРР стала без преувеличения главным фактором персональной лояльности компании. Парадоксально, но вполне объяснимо.
Уникальные методики обучения, внедрённые профессионалами Центра развития ребёнка, сделали этот уютный детский рай известным среди педагогов по всему Казахстану. А ведь сравнительно недавно даже здание детсада, на базе которого был создан ЦРР, представляло собой печальное зрелище.
Ещё один весомый бонус, доступный членам команды БИПЭК, – это специальные тарифы на отдых в корпоративных туристических центрах. Вряд ли на востоке Казахстана найдётся человек, который не слышал о том, сколько сделал глава компании Анатолий Балушкин для развития теперь уже легендарных туристических брендов региона. Их имена прекрасно известны: всесезонный курорт "Нуртау", санаторий "Рахмановские Ключи", летняя база "Порт "Фортуна".
Эти природные жемчужины стали подлинными символами региона. Именно команда БИПЭК сделала естественные ландшафты этих мест пригодными для комфортного, активного отдыха. Они открыты для всех казахстанцев. Там любят гостить и туристы из-за пределов республики. Но для сотрудников "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" стоимость пребывания в этих туристических уголках – на 50-100% ниже.
В объекты социальной инфраструктуры, созданные холдингом, инвестировано уже $38 млн, а их содержание ежемесячно обходится в сумму более 60 млн тенге.
Впрочем, и без знания этих цифр очевидно: созданная Балушкиным компания –это не бизнес ради бизнеса. БИПЭК занял место заметного "общественного института", объединяющего восточноказахстанцев вокруг идеи приверженности своему краю и его истории.
Перечисление всех инициатив холдинга потребовало бы пары дней неспешного разговора, но нельзя не вспомнить два важных события, состоявшихся благодаря главе БИПЭК около 4 лет назад. В Усть-Каменогорске был восстановлен старейший в городе Свято-Троицкий храм. В тот же период у подножия горы Белуха, в окрестностях "Рахмановских Ключей", была построена мечеть "Аль-Куддус", ставшая самым высокогорным мусульманским храмом в нашей стране.
На протяжении пяти лет компания организует в Усть-Каменогорске уже традиционный парад военной техники. У мемориала Славы тысячи жителей и гостей города становятся участниками выставки военно-исторической техники, приобретённой и отреставрированной силами компании.
Сотрудники БИПЭК в течение всего года проводят интерактивные уроки памяти для школьников. В ближайшее время компания планирует создать музейно-патриотический комплекс "Намыс" ("честь". – Прим. ред.). Он будет носить имена героев Момышулы и Панфилова.
Лишь понимая и оберегая собственную историю, мы имеем право занять место в будущем, убеждён Анатолий Балушкин. И спорить с ним трудно: как выстраивать отношения со временем, в особенности на длинной дистанции, он знает не понаслышке.