Приятно ли владеть Tesla в столице: инфраструктура, нарратив и комьюнити
В Казахстане инфраструктура для электромобилей только начинает развиваться. С 2014 по 2017 год в стране, по данным "КазАвтоПрома", зарегистрировано всего 119 электрокаров. По результатам восьми месяцев 2019 года в Казахстане продано 11 легковых электрокаров против 43 в 2018-м. Эту тенденцию трудно связать со стоимостью электрокаров. Ведь цены на Tesla, наоборот, становятся всё доступнее, особенно со стартом продаж Model 3. В 2018 году цена на самые доступные модификации Model 3 начиналась от 45 тысяч долларов, в 2019 году – от 35 тысяч долларов.
Любой потенциальный покупатель электромобиля скажет, что от покупки он воздерживается не столько из-за цены, сколько из-за сложностей с зарядной станцией. Комфортно использовать преимущества электрокара невозможно без наличия развитой инфраструктуры. До недавнего времени так и было, но буквально в ноябре текущего года в Нур-Султане в многофункциональном комплексе Talan Towers были установлены первые официальные сверхбыстрые зарядные станции Tesla Supercharger. О них и о преимуществах езды на электромобилях Tesla informburo.kz рассказали владелец электрокара и специалист, работавший с ними.
Санжар Мустафин: "Для меня это было настолько гипер-, ультратехнологично, что я решил: "Это моё"
Приобретение электрокара – стечение обстоятельств. Меня в аэропорту встречал друг на своей новой Tesla. И пока мы ехали в пункт назначения, я загорелся мыслью приобрести себе такой же электрокар.
Раньше инфраструктуры для электромобилей фактически не было. Всё сводилось к зарядным станциям в домах, офисах, которые использовались совместно. Сейчас дела обстоят лучше – Tesla официально зашла в Казахстан. Появились первые супербыстрые зарядки.
Первые годы езды по городу были чем-то невообразимым. Мне всё казалось, что сейчас люди начнут кидаться на машину, чтобы лучше рассмотреть её, – на перекрёстках, во дворах. То есть количество чужих селфи на фоне моей Tesla в тот период было просто огромным. Но сейчас это уже более привычный вид транспорта – люди привыкли, не воспринимают это с каким-то дичайшим энтузиазмом. Сейчас часто вижу одобрительные знаки, пальцы вверх – типа "здорово, круто, правильный выбор!".
Я уже успел воспользоваться новыми зарядными станциями Tesla Supersharger, установленными в Talan Towers, в Нур-Султане. Интересно то, что именно моя машина была первой в Казахстане, которую заряжали на данной станции во время официальной презентации. Это совершенно другой уровень электрозаправок: Tesla полностью заряжается примерно за час. Это очень здорово. К примеру, приехал попить кофе, а у тебя за это время электрокар зарядился, и ты можешь ещё неделю кататься совершенно спокойно.
Supercharger – это второе поколение электрозаправок, созданных американским производителем автомобилей Tesla Inc. для своих электромобилей. Согласно последним данным, Tesla имеет более 12 тысяч станций Supercharger в Северной Америке, Европе и Азии. Сеть постоянно растёт и расширяется.
Я однажды включил автопилот во время поездки и забыл об этом. Сам настолько отвлёкся на переписку в смартфоне, что проехал три светофора, при этом останавливаясь на них, и даже не заметил этого. Для меня это было необычно и даже ошеломительно, причём не в самом позитивном смысле.
Я, конечно, общаюсь с другими владельцами электрокаров. Многие входят в неофициальный Tesla Club Kazakhstan. Это уже не просто автомобильный чат в WhatsApp, а некое братство людей со схожими жизненными принципами, с тягой к инновациям и технологиям.
Дружественная по отношению к владельцам электрокаров столица – это очень правильный посыл. К примеру, выделенная на оживлённых участках дорог полоса для электрокаров сделает их эксплуатацию более привлекательной. И, конечно, потребительское отношение должно перейти на некую новую ступень, в том числе по отношению к экологической ситуации в Нур-Султане. Потому что здесь, к примеру, в сравнении с Алматы воздух чище. Хотя уже сейчас наблюдается ситуация, когда временами стоячий смог портит все представления о столичной экологии.
Считаю, что количество электротранспорта увеличится значительно быстрее, чем увеличивалось раньше. Причина тому – запуск автомобильными производителями своих линеек электрокаров. Это настоящий тренд в автомобилестроении, который будет только развиваться. Та же Tesla, заходя в Казахстан официально, открывая сервис-центр и автосалон, даёт новый импульс этому развитию. Я думаю, что это намного увеличит количество электрокаров в городах нашей страны.
Таир Балбаев: "Когда у некоторых моих знакомых начали ломаться Tesla, меня попросили посмотреть их"
Я занимался разработкой казахстанских электрокаров, когда меня включили в Tesla club и предложили заняться их ремонтным обслуживанием. Я, в том числе, сам вёл страницу Tesla Kazakhstan.
В своё время приезжал к нам на предприятие проект-менеджер из Великобритании, который общался по поводу развития инфраструктуры для электрокаров с представителями акимата. Он утверждал, что количество электромобилей не будет увеличиваться, пока не будет должной инфраструктуры. Никто не захочет ездить на электрокаре, если для него нет даже зарядных станций. Но тогда это было в зачаточном состоянии. Сейчас той инфраструктуры, которая уже есть, достаточно для комфортного обслуживания небольшого количества электрокаров, но недостаточно для экспоненциального роста. Дороги у нас, в Алматы и Нур-Султане, достаточно качественные. Пробки, конечно, никуда не делись, но электрокар тем и удобен, что ты не тратишь энергию впустую, она потребляется тогда, когда автомобиль в движении.
Нужно понимать разницу между типами станций: есть электрозаправки переменного тока, их можно ставить где угодно, главное, чтобы подходила техника по параметрам. Такую структуру можно организовать на любой АЗС и ставить туда электрокары на шесть часов зарядки. Но это некомфортно. Другое дело Supercharger – это те современные зарядные станции, которые нужны для подключения Tesla. Электрокары здесь заряжаются достаточно быстро и с высокой плотностью энергии. В этом плане такие станции сильно облегчат жизнь владельцам Tesla и в Нур-Султане, и в Алматы.
"Сама идея строительства многофункционального комплекса Talan Towers заключается в бережном отношении к окружающей среде и формировании комфортных условий жизни. Уверены, от этого выиграют не только владельцы электрокаров, но и все горожане, так как появление таких зарядных станций – это создание инфраструктуры на перспективу для экологичной столицы в будущем", – добавил Ерлан Оспанов.
Помню, был один курьёзный случай. Человек хвастался приобретённой Tesla, показывал друзьям, говорил, что это высокотехнологичный электрокар. А автомобиль просто не открывался – такое случается иногда: машина требует обновления прошивки или что-то ещё. Получилось, что супертехнологичность встретилась с нашими реалиями.
Сейчас с ремонтом электрокара зачастую в Казахстане возникают сложности. Нет нужных специалистов. Станции ремонта должны быть оборудованы специальными измерителями и инструментами. Мы в своё время сталкивались с такой проблемой. Ни в Казахстане, ни в России нет официальной авторизации. Система Tesla построена следующим образом: когда возникает ошибка, неисправность или поломка, она автоматически отправляется в общий Data-центр, откуда автомобиль автоматически блокируется. После этого электрокар нужно везти в ближайший сервис-центр, к примеру, в Вене (Австрия), в Будапеште (Венгрия), в Варшаве (Польша) или другом городе Европы. Плюс в том, что Tesla очень быстро растаможивается. И неважно, откуда её везёшь. Тема электрокаров в таможенном законодательстве уже известна, поэтому с этим вопросом проблем не возникает.
Читайте также: Шесть сверхбыстрых станций для зарядки Tesla установили в Talan Towers в Нур-Султане
Я считаю, что если число мест длительного пребывания людей, например ТРЦ, будет увеличиваться, то там можно будет располагать электрозаправки.
При этом стоит учесть, что количество электромобилей быстро увеличиваться не будет. Несмотря на то, что они становятся дешевле, надо быть настоящим фанатом инноваций, чтобы выбирать Tesla. С точки зрения надёжности, электрокары, безусловно, смотрятся привлекательнее, чем обычные автомобили. Но я рад, что их количество хотя бы немного в стране увеличивается. Кстати, можно пойти по пути Китая: там вводят в эксплуатацию бюджетные электрокары квартального радиуса действия. То есть автомобиль может использоваться для поездок по городу: за покупками, к друзьям, на работу и так далее. У такого электрокара небольшой запас энергии, невысокая скорость передвижения, но на такой машине очень комфортно осуществлять какие-то ежедневные поездки.