Потерянные семьи. Почему из-за деструктивных течений в Казахстане растёт число разводов
От 40-летней алматинки Алины (имена изменены) недавно ушёл муж Алибек, с которым они счастливо прожили 14 лет. На одном из популярных женских форумов она рассказала свою историю: муж никогда не был особо религиозным, редко посещал мечеть, не заставлял никого из членов семьи соблюдать ритуалы. Но во время пандемии перешёл на удалённую работу, стал много времени проводить в интернете, и всё чаще его внимание привлекали разные ролики, посвящённые деятельности деструктивных религиозных течений. В отношениях начался разлад, мужчина требовал от Алины соблюдения всех запретов, в том числе запрещал просмотр телевизора, приглашение гостей, семейные торжества. Взгляды разошлись настолько, что семейная жизнь стала бессмысленной и перестала приносить радость. По словам Алины, она бы очень хотела вернуть "прежнего" мужа и быть, как и раньше, счастливой женой.
По словам кандидата философских наук, старшего преподавателя кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби Жанны Кантарбаевой, идеология деструктивных течений, к сожалению, подразумевает не только масштабное разрушение и уничтожение, например, действующего государственного строя, но и разрушение элементарных ценностей, в том числе и семейных. Более всего этому подвержены пары, где разные религиозные взгляды и мировоззрение. Так было и в случае с Алиной: она атеист, и раньше её мужа это устраивало, ведь он ценил в ней другие качества – уважал как хранительницу очага, мать и жену.
"Практически во всех деструктивных течениях к женщине относятся как к вещи, удобному объекту, – говорит Жанна Кантарбаева. – Радикалы даже не обращаются к женщинам по имени, им запрещены практически все действия, кроме бытовых, таких как постирать, приготовить, помыть посуду. Нельзя находиться в одной комнате с мужчинами, выходить в одиночестве на улицу. Во многих деструктивных организациях женщины не могут получать образование, водить машину, – в общем делать то, что никогда не запрещают традиционные религии и светские государства.
Естественно, что в Казахстане, где большинство мусульман исповедуют ханафитский мазхаб, такое отношение к женщине является варварством. Поэтому чаще всего, когда мужья становятся приверженцами деструктивных религиозных течений и начинают унижать своих жён, перестают их уважать и ценить, такие семьи обречены на развод. Деструктивность влияет на психику и межличностные отношения в самом отрицательном ключе.
"Адепты очень быстро принимают идеологию, что всё в мире делится только на белое и чёрное, а все люди на "свой/чужой (враг)", – рассказывает Жанна Кантарбаева. – По этому принципу чужим может стать даже самый близкий человек, если он делает что-то, что считается "харамом". Идеология деструктивных течений ведёт к агрессии и даже к ненависти к устоявшимся традиционным ценностям. Так, к примеру, если раньше в семье отмечали праздники, то теперь это под запретом. А мы знаем случаи, что даже когда жена шла вслед за мужем, надевала хиджаб и принимала радикальную веру, она всё равно хотела в душе как-то порадовать детей, накрыть на стол, принять гостей, поговорить о чем-то, кроме обсуждения религиозных вопросов. А для мужа это означало несоблюдение правил и принципов и также вело к разводу".
Очевидно, что семья не входит в список основных ценностей для приверженцев деструктивных течений, поэтому, становясь членами запрещённых в Казахстане организаций, люди чаще всего уходят от своих родных людей, перестают радоваться простым вещам, таким как, к примеру, улыбка ребёнка или вечернее чаепитие в кругу семьи. Разрушительность как один из главных принципов любого деструктивного культа проникает во все сферы жизни адептов, в том числе и в семейную. А это в свою очередь приводит к увеличению печальной статистики разводов.