Подержанные и новые авто дорожают в Казахстане. Как потратить меньше?
Нестабильность в мире и дефицит толкают цены вверх
Новые и подержанные автомобили продолжают дорожать в Казахстане. Об этом говорят исследования агрегаторов объявлений по их покупке и продаже. Так, падение курса тенге, которое казахстанцы наблюдают ещё с конца февраля, отразилось на стоимости новых автомобилей в автосалонах, сообщают kolesa.kz.
"Дистрибьюторы начали переписывать ценники. Одни модели подорожали всего на 100 тысяч тенге, другие прибавили сразу несколько миллионов", – пишет автопортал.
К последним, например, относится солидная часть линейки Toyota. Самый популярный автомобиль марки – седан Camry в своей простейшей версии с двухлитровым мотором и вариатором теперь стоит 14,9 млн тенге вместо 13,4 млн тенге (+10,9 %), тогда как рекомендованная цена топовой версии "Люкс" с V6 3.5 выросла с 22,9 млн до 25,5 млн тенге (+10,9 %).
Добавим, что рост цен вовсе не начался в этом году и не ограничивается только новыми авто, а продолжает своё ралли ещё, по крайней мере, с прошлого года.
"Из-за острого дефицита новых автомобилей рынок подержанных машин вырос более чем на 20 %", – сообщал в исследовании за январь–октябрь 2021 года OLX. Средняя стоимость легкового автомобиля отечественных и иностранных марок на вторичном рынке выросла тогда более чем на 26 % и составила в среднем 1,2 млн тенге.
О росте цен на новые автомобили, произведённые в Казахстане в прошлом году, можно судить по статистике, которую предлагает Ассоциация автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ).
По данным АКАБ, в 2021 году производство казахстанских автомобилей составило 92 839 единиц, что на 20 % выше, чем в 2020 году. А в стоимостном выражении рост произведённых автомобилей составил 27,6 % – 782,1 млрд тенге. То есть рост цен составил в среднем порядка 7,6 % по сравнению с 2021 годом.
Как быть автолюбителю в ситуации, когда цены растут, курсы валют быстро меняются, а доходы нестабильны?
Ищем пути экономии
1. Найти льготный автокредит
Сразу отдать всю сумму за покупку авто может не каждый казахстанец. Именно поэтому портфель автокредитов в Казахстане такой внушительный – порядка 1,09 трлн тенге, под данным Первого кредитного бюро. Важно разбить платежи по кредиту за нового железного коня, сделав их доступными для своего бюджета, и самое главное – не переплатить! В апреле 2022 года в Казахстане должна заработать новая программа льготного автокредитования. На покупку авто отечественного производства государство выделит казахстанцам около 100 млрд тенге. Можно будет взять авто стоимостью до 10 млн тенге (остаток суммы свыше – за свой счёт) в кредит под 4 % годовых без первоначального взноса. Льготный автокредит под такой процент доступен и сейчас (текущая версия программы работает с 2015 года), только потребуется первоначальный взнос в размере 20 %.
2. Ловить момент и торговаться
Тут всё зависит от оперативности и предприимчивости покупателя. Можно годами искать нужное авто по приемлемой цене – вдруг кто-то будет продавать его в срочном порядке. Или ловить предновогодние скидки, когда автодилеры распродают остатки в ожидании поступления новых моделей. По некоторой информации, такие скидки могут достигать 10%. Пытаться ходить в автосалоны в будние дни, экономить на комплектации и отказываться от дополнительных услуг автодилеров. Избегать сделок с перекупщиками и искать предложения от непосредственных владельцев, покупая подержанный автомобиль. Ждать нужный момент и пытаться максимально сбивать цену, торгуясь. Сложновато. Можно ли надеяться на что-то, о чём можно только мечтать, чтобы сэкономить по-максимуму? Например...
3. Получить авто за 1 800 тенге
Да, такая возможность тоже есть. И казахстанцы могут с лёгкостью попытаться реализовать её на практике.
Конечно, не стоит отказываться от планомерных накоплений на нужное приобретение. Но случай, удачу и просто подарки судьбы никто не отменял. Можно попробовать выиграть автомобиль, как это получилось уже у 35 казахстанцев с помощью Национальной лотереи Satty Zhuldyz. 16 апреля в лото 6/49 состоится розыгрыш ещё одного нового автомобиля – Toyota Camry.
Это возможность действительно радикальной экономии – автомобиль по цене лотерейного билета в случае выигрыша.
Приятно, что участвуя в лотерее, можно ещё и поддержать казахстанских спортсменов: 15 % от операционного игрового дохода Satty Zhuldyz перечисляет на развитие отечественного спорта. Всего на поддержание спорта таким образом уже было выплачено 4 млрд тенге.
4. Участие в программах трейд-ин
Ряд автодилеров в Казахстане сейчас предлагает такую опцию. Она позволяет сдать старое авто, которое находится в собственности автовладельца, дилерам или производителям в обмен на скидку при покупке у них нового автомобиля. Тут важно посчитать – выгоднее самому продать своё транспортное средство или воспользоваться такой услугой. Если разница составит 5–10 % не в пользу трейд-ин, то можно учесть экономию своего времени и нервных издержек и смириться с такой комиссией. Или заняться продажей подержанного авто самостоятельно. Однако при выборе варианта трейд-ин ограничением служит то, что нужно уже быть счастливым обладателем подержанного автомобиля.
5. Сдать свой старый автомобиль в утиль
Программа утилизации старых автомобилей сейчас действует в Казахстане. В 2022 году Мининдустрии и инфраструктурного развития и Министерство экологии, геологии и природных ресурсов одобрили увеличение квоты на приём 70 тысяч старой легковой и большегрузной техники для дальнейшей утилизации. Электронная очередь на приём техники и 18 пунктов сбора ВЭТС работают с 5 января. В 2022 году в связи с изменением размера МРП выплаты денежной компенсации за сдачу ВЭТС варьируются в диапазоне от 165 тысяч тенге до свыше 600 тысяч тенге. Они зависят от категории и комплектации транспортного средства. Возможно, эти ставки будут пересмотрены.