Почему в Казахстане могут вырасти тарифы на тепло и свет
Документ нацелен на то, чтобы улучшить состояние окружающей среды в стране через наложение эко-обязательств на промышленные предприятия. Вот только в конечном итоге это может ударить по карману простых потребителей. О том, как законопроект может сказаться на тарифах и повлиять на три ключевые отрасли экономики, читайте в материале Nur.KZ.
Что нужно знать о проекте нового Экокодекса
Одно из главных обязательств, которые накладывает документ – внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Норма не является новой, она предусмотрена и в действующем экокодексе, однако теперь требования будут ужесточены. Так, внедрение НДТ будет обязательным для объектов I категории – крупных компаний-недропользователей, тепло- и энергостанций, заводов и фабрик.
Согласно проекту документа, действующим крупным промышленным предприятиям будет предоставлен переходный период. Неисполнение требований чревато повышенными ставками платы, которые, начиная с 2025 года, будут увеличиваться в 2, 4 и 8 раз.
Теплоэнергетика
Объекты теплоэнергетики – это по большей части предприятия первой категории, для которых некоторые принципы нового экологического кодекса уже действуют.
"Влияние окажут принципы документа №3 и №5: внедрение НДТ и создание автоматизированной системы мониторинга выбросов. Это очень капиталоёмкие проекты. А вот принцип №4 (направление платы за эмиссии на экологические мероприятия) должен способствовать природопользователям в их стремлении соответствовать новым требованиям экостандартов", – утверждает начальник Управления охраны окружающей среды АО "Алматинские электрические станции" Рамиль Галиев.
Он также отмечает, что новые экостандарты ударят по карману предприятий отрасли.
"Когда в 2007 году был введён новый, ныне действующий кодекс и соответствующие ему экостандарты, АО "АлЭС" провело большую работу для соответствия им и выполнило свою задачу. Чтобы соответствовать вновь вводимым экостандартам нового Экологического кодекса 2021 года, нужны значительные капитальные затраты, которые будут зависеть от принятых в нём норм – норм ЕС или норм, соответствующих нашим экономическим и технологическим возможностям. Например, по модернизации ТЭЦ-2 капитальные затраты составят в интервале от 99 до 560 млрд тенге, в зависимости от выбора варианта и достижения выбранных экологических норм", – делится подсчётами представитель предприятия.
По его словам, из-за дороговизны проектов компании не в силах реализовать их самостоятельно, и для покрытия затрат без вливаний из республиканского бюджета или изменений в тарифной политике не обойтись.
"Модернизация ТЭЦ-2 отразится на тарифах на тепло и электричество для горожан, которые могут значительно вырасти, так как увеличатся затраты на производство и, соответственно, себестоимость продукции", – говорит специалист.
По его мнению, кроме поддержки из бюджета необходимы и другие экономические механизмы финансирования проектов, но тот же поиск потенциальных инвесторов без ясных способов реализации проектов невозможен.
"Инвесторов интересуют сроки и надёжность возврата инвестиций. Проект, который реализуется только за счёт тарифа, для них малопривлекателен. Как известно, энергетическая отрасль характеризуется длительными сроками окупаемости, поэтому без помощи государства и инвесторов такие проекты реализовать тяжело", – акцентирует спикер.
Он также уточняет, что в тарифы включаются все затраты, понесённые предприятием. Если предприятие несёт убытки, то это приводит к увеличенному износу оборудования, авариям и в последствии – к остановке. "Случаи, когда замерзали города из-за отсутствия средств у энергетиков, в нашей истории есть", – напоминает Рамиль Галиев.
При этом соблюдение экостандартов – важная норма для предприятий, и экологическая безопасность – это наша ответственность перед будущими поколениями, подытоживает он. Однако важно найти компромисс между качеством среды обитания и социально-экономическими условиями жизни населения.
"Высокие стандарты по экологии требуют соответствующих технологий и финансирования, которые возможны только при наличии крепкой экономики", – заключает Рамиль Галиев.
Горно-металлургический комплекс
Модернизация производства для соответствия высоким стандартам стран ОЭСР путём внедрения НДТ и перехода на комплексные экологические разрешения (КЭР) – обязательство, которое экологический кодекс накладывает и на отрасль ГМК. Здесь затраты на эти цели также грозят влететь в копеечку.
"Новые экообязательства потребуют больших инвестиций в отрасль. По нашим предварительным расчётам, на первом этапе внедрения НДТ (10 лет) на горно-обогатительном комплексе и металлургическом переделе сумма расходов составит порядка 700 млрд тг", – говорит председатель правления АО "Kazakhmys Copper" Бахтияр Крыкпышев.
По словам представителя отрасли ГМК, внедрение экостандартов смогут позволить себе только высокорентабельные предприятия, и то поэтапно.
"Большинство наших предприятий эксплуатируются более 30 лет, и сегодня мы прилагаем все усилия для их безубыточной эксплуатации и сохранения рабочих мест. Так что внедрение экостандартов для данных предприятий очень проблематично. Это отрицательно скажется на обновлении оборудования и социальных проектах, реализуемых за счёт этих предприятий", – считает эксперт.
По его мнению, принятие новых экостандартов приведет к тому, что все инвестиции компаний должны будут быть направлены только на реализацию экологических проектов. При текущем износе оборудования в отрасли это приведет к её полной деградации и дальнейшей остановке, утверждает он.
Здесь также не удастся избежать роста капитальных затрат из-за модернизации производства, однако увеличение себестоимости основной продукции не прогнозируется.
"Но учитывая то, что инвестиционная составляющая включена в стоимость электрической и тепловой энергии, производимой и транспортируемой предприятиями нашей компании, то, соответственно, увеличится стоимость производства энергии и тарифы. Так, к примеру, по энергетической отрасли холдинга внедрение норм нового экокодекса в конечном итоге приведёт к росту тарифов на тепло и электроэнергию при внедрении НДТ как минимум на 40%", – говорит Бахтияр Крыкпышев.
Но это еще не всё. С принятием документа существенно повысятся платежи за эмиссии в окружающую среду для тех объектов, которые не смогут получить в обозначенные сроки комплексное экологическое разрешение.
"Платежи будут повышаться в геометрической прогрессии каждые 3 года, что в конечном итоге заставит производство внедрить НДТ и перейти на КЭР, либо закрыть производство при невозможности последнего. В условиях эксплуатации производств с 1940-х годов не на всех производственных объектах представляется возможным внедрить НДТ", – уточняет спикер.
С принятием нового ЭК также предусматривается увеличение адмответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды. С учётом того, что не все смогут одномоментно соответствовать высоким стандартам кодекса, то это также не лучшим образом скажется на производстве, уверен эксперт.
При худшем сценарии, высокие экологические штрафы приведут к банкротству предприятий.
Что касается господдержки, то механизм, который сегодня предусматривает документ, по мнению эксперта, несовершенен. К примеру, в странах ОЭСР предусмотрена экономическая поддержка производств по внедрению финансово затратных экостандартов через налоговые льготы, механизм ускоренной амортизации оборудования или выделение кредитов по выгодным условиям. В Казахстане же вся поддержка упирается в освобождение от платежей за эмиссии, сумма которых покроет не более 5-6% затрат.
"В этой части необходима доработка документа на примере мирового опыта с включением господдержки при проведении экологической реформы. Внедрение экостандартов, принятие нового ЭК безусловно является важным для нашей страны, для нашего народа, это поможет внедрить более чистое производство, но в условиях мирового кризиса данные цели будут практически неосуществимы", – заключает представитель отрасли ГМК.
Нефтегазовый сектор
Для нефтегазового сектора в проекте экокодекса предусмотрены отдельные нормы по регулированию специфических вопросов данной отрасли. Так, например, это касается обращения с серой и закачки воды в целях поддержания пластового давления. Однако, по словам генерального директора Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив Ecojer Рустема Кабжанова, эти нормы предусмотрены не в целях ужесточения требований, а для урегулирования специфических моментов данной сферы. Эксперт отмечает, что они направлены на достижение международных стандартов.
"Нормы проекта дают старт для выхода предприятий на международный уровень. И тем, кто уже давно шагнул вперёд по этой лестнице, легче будет соблюдать требования нового экокодекса. Трудности будут испытывать старые месторождения, которые прошли пик добычи и которые имеют высокую себестоимость", – отмечает Рустем Кабжанов.
По данным эксперта, расходы на внедрение НДТ в нефтегазовой отрасли на ближайшие 10 лет могут составить 1,2 трлн тенге. Это примерная цифра, подсчитанная НПП РК "Атамекен" и ассоциацией Kazenergy в сравнении сегодняшнего технологического оснащения компаний с требованиями европейских и российских справочников. Но без конкретных требований справочника НДТ подсчитать точную сумму невозможно.
"Сегодня мы можем только составить план, какие объекты необходимо модернизировать, какие установки нужно поменять. А посчитать мы сможем только тогда, когда будет готов национальный справочник по НДТ, и мы увидим пределы, которых должны будем достичь. То есть какой фильтр надо установить, какой технологический метод требуется использовать, – это всё зависит от тех предельных значений, которые справочниками по НДТ будут установлены для конкретной отрасли", – разъясняет спикер.
Одно очевидно, утверждает он: переход на НДТ потребует определённых расходов.
"Это будет затратно, так как в Казахстане отсутствуют собственное производство установок очистки, собственные методы и методологии, естественно, всё это будет закупаться за рубежом. Стоимость таких установок будет зависеть от производителя, технической характеристики эффективности, качества и надежности. Так, у наших соседей перевод Московского НПЗ на НДТ за 10 лет (с 2010 по 2020 год) потребовал инвестиций в размере 210,2 млрд тенге. Однако какие расходы будут в Казахстане, пока нельзя сказать точно, потому что нет анализа технологического оснащения компаний, нет понимания, каким нормативам нужно соответствовать", – говорит эксперт.
Как следствие – неизбежен рост стоимости продукции, ведь затраты на модернизацию будут требовать возврата. А это, как следствие, окажет влияние на тариф. Однако в то же время, по его мнению, такая модернизация необходима, и экономическому блоку Правительства следует активное вовлекаться в процесс проводимой экологической реформы, чтобы оценить, где и в каких случаях государству придётся поддержать частный сектор.
Вместе с тем спикер не исключает, что меры по ужесточению экостандартов в долгосрочной перспективе себя оправдают.
"Отдельные эксперты говорят, что газификация города Алматы приведёт к росту тарифа в 2-2,5 раза. Но, опять же, нет учёта затрат на лечение болезней, связанных с низким качества воздуха в городе. Нужно смотреть на проблемы в комплексе, учитывая не только прямые затраты, но и косвенные", – отмечает Рустем Кабжанов.
Эксперт также уверен, что государство не должно повышать планку, выше которой компании прыгнуть не смогут. Пока же предусмотрена одна мера поддержки – обнуление ставки платы за эмиссии, но этого недостаточно, считает глава ассоциации Ecojer.
"Для качественной модернизации и внедрения лучших мировых практик однозначно требуется больше мер поддержки, чем одно обнуление ставок. Необходимо развивать инструменты "зелёного" финансирования и фондирования, привлекать "зелёные" инвестиции именно в те сектора, экологизация, которых необходима нашей стране", – считает он.
В случае, если предприятия не потянут расходы на экостандарты, это чревато плачевными последствиями, считает эксперт.
"Думаю, ответ тут очевиден: падение добычи нефти, сокращение персонала предприятий, сокращение доходов у смежных компаний, осуществляющих сервисные услуги, сокращение поступлений в государственный бюджет и Национальный фонд. Но объективно пока нет таких ярких и неоспоримых негативных факторов, что подтверждают столь негативные сценарии", – резюмирует Рустем Кабжанов.
Вывод
Для каждой из трёх отраслей в новом экокодексе, согласно специфике деятельности, предусмотрены свои нормы и стандарты. Но, как видно, для каждой из них эти обязательства значат одно и то же – повышение затрат, ведь технологии стоят денег, и речь идёт о многомиллиардных суммах, которые могут стать нагрузкой для системообразующих предприятий страны. Никто не отрицает, что забота об экологии – дело благое, вот только даже в таком благом деле важно не перегнуть и не навредить экономике страны.
Сегодня, в условиях мирового кризиса кажется уместным для начала стабилизировать экономику, наладить инвестиционный климат и только потом браться за экологические вопросы. А с учётом рисков, обозначенных экспертами, есть смысл перенести сроки рассмотрения и принятия нового экологического кодекса.