Почему некоторые казахстанки бросают дома и едут в Сирию и как объяснить дочери, что этого делать нельзя
С началом войны в Сирии мировые СМИ запестрили сообщениями о том, что в зону конфликта из разных стран потянулись молодые женщины. Встречаются среди них казахстанки. Кто они такие и что ими движет? На эти и другие вопросы согласилась ответить теолог Центра консультации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы Лейла Рысакова.
– Лейла, что заставляет казахстанок бросать дом и ехать в Сирию?
– Причин здесь много: есть чисто идеологические, есть экономические, прослеживается и манипуляции людьми на фоне их одиночества, на их социальных проблемах. Поступки экстремистов можно назвать как угодно – фанатизм, невежество, односторонность. Это, как правило, неофиты.
"Неофит" в переводе с греческого языка означает "новообращённый в какую-либо религию человек". Неофит – нередко радикал, который, обретя новый смысл жизни, готов принести в жертву ради него практически всё и всех, включая счастье и благополучие близких. Они могут безвозмездно помогать нуждающимся и жертвовать огромные суммы, но в то же время с неукротимой ненавистью обрушиваться на всех, кого посчитают врагами религии.
Читайте также: "Было страшно за свою жизнь". Монолог казахстанки, вернувшейся из Сирии
Всплеск позитивных эмоций от ошибок других даёт им возможность считать своё мнение единственно правильным.
Экстремисты, занимающиеся тем, что вовлекают в свою деятельность женщин, ведут работу на основе психофизиологии, прибегают к специфичным рычагам влияния, к вещам, необходимым женщине для счастья в её личной жизни.
И около 60% из тех, кого завербовали экстремисты, – наши неокрепшие как в перипетиях жизни, так и в вопросах духовной сферы девушки в поисках внимания мужчины. Желая создать семью, они поддаются влиянию вербовщиков. Оставшаяся часть женщин руководствуется идеологией или стремлением улучшить свою материальную сторону жизни.
– Как в таком случае родителям и окружающим переубедить девушек? Объяснить им, что ими манипулируют и банально используют.
– В процессе воспитания дочери или сына сегодня необходимо говорить об особенностях религий, участвовать в их обучении религиоведению, в выполнении домашних заданий по этому предмету, например.
– Наверное, арсенал убеждений не может ограничиваться только религиозными знаниями...
– Да, исконно традиционные корни воспитания казахских девушек сегодня остались в прошлом. Это необходимо возрождать и говорить о корнях своего народа, славившегося своими женщинами как батырами, так и несущими на своих плечах процесс воспитания последующего поколения.
Женщина-казашка не была затворницей (и это надо показывать), а была защитницей своего рода, своей земли, своего языка и своей религии.
Необходимо знание себя через знание своих корней, через знание своих традиций, понимание разных ролей, даже анатомических, мужчины и женщины, женщины как хранительницы очага, носительницы тепла, хранительницы уюта.
– В СМИ часто говорят о женщинах, которые выехали в Сирию. Хотелось бы узнать, есть ли какой-то их социальный портрет? Кто они?
– Практически невозможно создать типичный портрет женщины, которая могла бы направиться в Сирию, исходя только из данных о возрасте, месте происхождения, национальности, семейном положении.
Однако известно, что это большей частью девушки и молодые женщины от 16 до 24 лет, хотя есть и подростки, уехавшие с родителями. Как правило, это выходцы из типичной для Казахстана среды мусульман, хотя растёт и число неофитов.
Многие девушки и молодые женщины имеют хорошие перспективы для получения западного образования и вполне успешной последующей жизни в светских странах, происходят из благополучных семей с умеренными взглядами.
Значительное число девушек окончили школу, среди них есть студентки, некоторые очень хорошо образованны, способны независимо мыслить. Порой произведение Грибоедова "Горе от ума" становится воплощением в действительности.
Полагаясь на свой ум и на свои рассуждения, с затуманенным сознанием, уже там, при обучении в Сирии, они уходят от истинного понимания религии. Также знания даются кусками, прерывисто, именно в области, необходимой для развития радикализма.
Три главных аргумента теолога:
- Пророк любил свою родину и говорил с нежностью о родном городе Мекка. Это пример для всех мусульман – любовь к родине. Родина не продаётся.
- Изучая любой предмет, всегда начинают с малого. От простого к сложному. Религия – нелёгкий предмет для изучения и основательность обучения нужна и тут.
- Женщина – это дом! Это она стоит у тёплой колыбели малыша, вскармливая его материнским молоком. Кровь, текущую в жилах, не обманешь. Будь там, где родилась, и тем, кто ты есть.