С нового года АО "Отбасы банк" переходит на новые цифровые решения ради комфорта и экономии времени клиентов, а также с целью повышения качества обслуживания и уровня безопасности в целом. В этой связи банк больше не будет принимать платежи через собственные терминалы. Это логичное решение станет одним из множества шагов банка в области цифровизации всех своих финансовых процессов.

Надо отметить, что Отбасы банк начал активно применять различные онлайн-инструменты с 2020 года. Сейчас 72,8% всех банковских операций проводится онлайн. Так, в этом году 2 474 678 операций проведено клиентами удалённо, без посещения отделения банка. В структуре операций чаще всего клиенты открывали сберегательные счета (65%), погашали кредиты или пополняли депозиты. Кстати, треть депозитов была открыта с помощью видеозвонка с консультантом банка и через интернет-банкинг.

Сегодня клиенты Отбасы банка могут провести в режиме онлайн (в личном кабинете на портале недвижимости "Баспана маркет и в мобильном приложении Otbasy bank lite) следующие операции:

  • открыть депозит, в том числе "Акыл";
  • менять условия депозита, делать деление, объединение депозитов;
  • проводить переводы (внутренние и внешние);
  • самостоятельно создать "Семейный пакет";
  • взять выписку по кредиту/депозиту (есть функция проверки на подлинность);
  • частично/полностью досрочно погасить заём (в том числе при участии созаёмщика(-ов));
  • открыть счёт ЕПВ;
  • открыть счёт в рамках программы "Национальный фонд – детям" (для зачисления выплат целевых накоплений);
  • просматривать информацию по своим счетам (сумму накоплений, график погашения займа, начисленное вознаграждение банка, значение ОП, начисление премии государства, а также информацию, сколько осталось накопить для получения максимального размера премии);
  • менять реквизиты;
  • просматривать информацию по детским депозитам и специальным счетам;
  • самостоятельно выбрать депозит, на который будет начислена премия государства;
  • снять обременение (услуга доступна пользователям, полностью погасившим заём досрочно в мобильном приложении Otbasy bank lite);
  • перейти на жилищный заём (в том числе при участии созаёмщика);
  • изменить даты платежа по займу (в том числе при участии созаёмщика).
  • забронировать очередь в отделения банка;
  • уступить депозит близким родственникам;
  • закрыть текущий счёт;
  • воспользоваться "Клубом лояльных клиентов" и многое другое.

Зная предварительно одобренную сумму по кредиту, клиент банка онлайн может выбрать квартиру в маркетплейсе Baspana Market, где представлено жильё от застройщиков и от продавцов вторичного рынка.

Зарегистрировать договор залога недвижимости для физических лиц по системе блокчейн. Ознакомиться с договором залога можно в личном кабинете на портале otbasybank.kz и подписать его с помощью ЭЦП. Уведомление о госрегистрации обременения прав на недвижимость придёт в личный кабинет на eGov.

Все описанные выше процедуры являются различными звеньями в структуре оформления ипотечного займа на приобретение жилья, поэтому совершенно логично, что клиенты банка могут оформить ипотеку в режиме онлайн в любое удобное время. К слову, этой услугой уже воспользовались более 5000 человек. Наибольшей популярностью онлайн-ипотека пользуется в Астане, Алматы и Актобе.

Одним из таких клиентов стала индивидуальный предприниматель из Алматы Гульсим Аяпбергенова.

"Весь процесс оформления ипотеки с момента одобрения займа занял не больше двух недель. В основном процедура проходила онлайн и по видеозвонку с менеджером банка. Такой созвон происходил в строго условленное время и занимал не более получаса. Лишь дважды мне пришлось приехать в банк для подписания документов. Именно тогда, сидя в очереди в отделении банка, я оценила весь комфорт оформления ипотеки онлайн: экономия времени на дорогу, на ожидании в очереди, нет нужды возить с собой большой пакет документов", – рассказывает  Гульсим Аяпбергенова.

При этом предприниматель подчеркнула вопрос безопасности такой процедуры: менеджер чётко и обстоятельно отвечает на все вопросы, какие-либо уведомления приходят через СМС, сопряжённые с eGov, никаких отклонений от инструкций.

Своим опытом также поделился и региональный менеджер компании Air Astana Алмаз Алтай. В Отбасы банке он оформлял заём на строительство частного дома. Весь процесс оформления от одобрения займа от банка до подписания договора занял примерно три недели.

"Взаимодействие с менеджером банка проходило тремя способами: функция видеозвонка на сайте Отбасы банка, по телефону и мессенджеру WhatsApp. Иногда приходится ждать ответ от менеджера. Но поскольку я сам работаю в сфере продаж, я понимаю, что клиентов много, у всех разные вопросы и нужно всем ответить. Также надо понимать, что по некоторым вопросам менеджеру необходимо обратиться к своему руководству, прежде чем дать дать точный ответ. Был момент, когда мой менеджер была на больничном, но её быстро подменили. Заменяющая девушка быстро сориентировалась в моем кейсе, и мы продолжили работу с банком", – рассказывает Алмаз Алтай.

Он также подчеркнул, что в плане безопасности дистанционное оформление ипотеки абсолютно не смущало, потому что документы подписываются в любом случае в отделении, вживую. В целом весь процесс понятный и открытый.

"Я бы посоветовал людям, желающим взять ипотеку, пользоваться онлайн-оформлением, потому что это экономит время и не нужно с утра пораньше занимать очереди в отделении и ждать ради консультации", – отметил Алмаз.

В целом клиенты банка отмечают следующие преимущества помимо озвученных:

  • помощь персонального менеджера, который сопровождает заём от заявки до получения квартиры и даже после оформления сделки готов ответить на любые вопросы клиента;
  • онлайн-решение об одобрении за пять минут и решение о выдаче займа;
  • онлайн-регистрация залога;
  • к видеозвонку можно подключить созаёмщиков, даже если они находятся в другом городе или стране;
  • выбор квартиры и оформление ипотеки по всему Казахстану;
  • безопасность оформления.

Среди онлайн-операций одни из востребованных у клиентов – это пополнение депозита и погашение кредита. В этом году клиенты банка совершили 11,7 млн платежей, или 87,2%, с помощью дистанционных каналов. Через кассы отделений банка прошло 9,7% платежей по пополнению сберегательных счетов или оплате кредитов. Всего 2,1% платежей произвели казахстанцы через терминалы банка. Поэтому было принято решение отказаться от платёжных терминалов, работа которых завершится 1 января 2025 года.

Вместо платёжных терминалов Отбасы банка клиентам уже сейчас доступны лёгкие и быстрые платежи через следующие сервисы:

  • Терминалы и банкоматы: Halyk Bank, Bank CenterCredit, Евразийский банк.
  • Интернет-банкинг: Kaspi Bank, Halyk Bank, Bank CenterCredit.
  • Отделения АО "Казпочта".
  • Мобильные приложения: Otbasy bank, Kaspi Bank, Jysan Bank, Евразийский банк, ForteBank, RBK банк, Bereke Bank, Halyk Bank, Bank CenterCredit.