Нехватка кадров в дорожной отрасли: как решается вопрос подготовки специалистов
Нехватка кадров в дорожной отрасли сегодня ощущается остро. Проректор Казахского автомобильно-дорожного института имени Гончарова Гульсум Еспаева считает, что связано это с небольшим выпуском специалистов.
– Гульсум Аблахатовна, расскажите, ощущается ли на сегодня кадровый дефицит в дорожной отрасли и с чем он связан?
– Действительно, сегодня присутствует нехватка кадров в этой сфере, что связано с небольшим выпуском специалистов. Готовят специалистов для автодорожной отрасли восемь вузов в Казахстане: Таразский государственный университет имени Дулати, Академия логистики и транспорта, Казахский автомобильно-дорожный институт имени Гончарова, Павлодарский государственный университет имени Торайгырова, Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Серикбаева, Казахский университет путей сообщения, Карагандинский государственный технический университет и КазГАСА.
– Уменьшилось ли число абитуриентов, поступающих на направления, связанные с дорожной отраслью?
– В последнее время наблюдается резкое сокращение подготовки специалистов для отрасли, одной из причин этого стали изменения в Классификаторе направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием в части объединения и укрупнения направлений подготовки по данной области.
Например, в 2004 году объединили специальности "строительство автомобильных дорог, мостов и тоннелей" и "строительство зданий и сооружений", в результате чего специальность "строительство автомобильных дорог и аэродромов" потеряла не только своё уникальное название и самостоятельность, к ней стали предъявлять требования как к специальностям строительства, без учёта их специфики. Это привело к снижению уровня квалификации, необходимой для дорожного строительства.
– Как распределяются государственные гранты на обучение?
– Раньше государственные гранты для поступления в вузы распределялись по специальностям, а теперь – по группам образовательных программ. Кроме того, с 2018 года размещение госзаказа на подготовку кадров осуществляется в рамках групп образовательных программ, что в свою очередь приводит к неравномерному распределению образовательных грантов внутри группы.
К примеру, в группе образовательных программ "Градостроительство, строительные работы и гражданское строительство" гранты распределяются в среднем на 10–15 программ среди 23 вузов, которые готовят специалистов в строительной области в целом.
Ещё одна немаловажная причина сокращения подготовки специалистов – это отмена заочного образования и запрет на дистанционное обучение для студентов, обучающихся на базе школы и высшего образования по группе образовательных программ "Градостроительство, строительные работы и гражданское строительство". Это не даёт возможности обучаться по сокращённой форме совмещая работу и обучение.
– Что можно сделать в данной ситуации?
– Логично открыть отдельно направление подготовки "транспортное строительство" и разделить на группы "строительство автомобильных дорог и аэродромов", "строительство железных дорог", "строительство мостов и транспортных тоннелей", "строительство газонефтепроводов и газонефтехранилищ".
Только в этом случае гранты будут распределяться по специальностям. В данное время гранты выделяются в целом по группам образовательных программ.
Также в НПА "Квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечень документов, подтверждающих соответствие им" МОН РК можно ввести изменения, уменьшить долю остепенённости преподавателей. Это позволит привлекать специалистов с производства в вузы для чтения лекций, проведения практических и лабораторных занятий. Ведь, как правило, производственники не имеют учёной степени.
К тому же, я считаю, необходимо выделять грантовые места в докторантуру по специальности "транспортное строительство". За все годы не было выделено ни одного государственного образовательного гранта по докторантуре.
– Какие специальности автодорожной отрасли выбирают студенты?
– Как правило, выбирают "строительство автомобильных дорог и аэродромов". Большая проблема со специальностью "строительство мостов и транспортных тоннелей" – там обучается очень мало студентов. Причина в том, что не хватает преподавателей для этой специальности.
Так, к примеру, число студентов, которые обучаются сейчас в дорожной сфере, в частности, в сфере строительства автомобильных дорог и аэродромов, во всех восьми вузах страны – 627 человек.
Из них наибольшее число учится в нашем вузе – 319 человек. В целом число выпускников вузов в дорожной отрасли в 2021 году составило 382 человека. Из них, опять же, лидирует Казахский автомобильно-дорожный институт – в этом году у нас выпустился 161 человек.
– Проводится ли дальнейшее трудоустройство выпускников?
– Да, выпускники находят работу благодаря ярмаркам, которые ежегодно проводят вузы, а также по запросу предприятий, с которыми заключены договоры на сотрудничество. Это и трудоустройство на постоянные рабочие места, и производственная практика.
Среди предприятий такие компании, как: РГП "Национальный центр качества дорожных активов", АО "НК "ҚазАвтоЖол", АО "КаздорНИИ", BI Group, ТОО "Асфальтобетон 1", ТОО "АЗМК", ТОО "Каздорпроект", СК Инжиниринг, ТОО "АДЭКАДОР", ТОО "MSK-Engineering" и другие.
– Дорожники считают, что плохое качество дорог напрямую зависит от кадрового дефицита в автодорожной отрасли, согласны ли вы с этим?
– Да, это так. Кадровое обеспечение является главным для любой отрасли. Проблема дефицита квалифицированных кадров в дорожной отрасли становится все актуальнее. Объёмы строительства растут, рынок труда в этой отрасли нуждается в квалифицированных специалистах всё больше, а выпускается их недостаточно. Это всё, естественно, отражается и на качестве строительства автомобильных дорог.
– Какие меры предпринимаются, чтобы из вузов выходили уже готовые специалисты?
– В дорожной отрасли хорошо налажена связь между вузами и производством. Предприятия всегда готовы к сотрудничеству: выделяют свои лаборатории для проведения практических занятий, выделяют места для прохождения производственной практики, обеспечивают социальным пакетом, выплачивают заработную плату. Студенты с удовольствием проходят практику на таких предприятиях.
Комитет автомобильных дорог МИИР РК, РГП "Национальный центр качества дорожных активов", АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" проводят лекции, семинары с обучающимися и преподавателями вузов, ведущих подготовку специалистов для автодорожной отрасли.
Казахский автомобильно-дорожный институт является членом ОЮЛ "Ассоциация автодорожников Казахстана" и Межправительственного совета дорожников СНГ. В плане сотрудничества ведётся хорошая, плодотворная работа.
– Как в дальнейшем планируется привлекать в дорожную отрасль абитуриентов?
– У нас ведётся профориентационная работа: например, мы проводим беседы с выпускниками школ и колледжей о направлениях и профилях, организуемых преподавателями вуза; приглашаем школьников и учащихся колледжей на вузовские мероприятия; ведём информационную работу о направлениях и профилях вуза.
Также устраиваем дни открытых дверей, участвуем в выставке "Образование и карьера", организуем олимпиады для школьников и учащихся колледжей. А кроме того, мы готовим кадры по заказу предприятий.
– Какие программы поддержки для абитуриентов из социально уязвимых слоёв населения предусмотрены?
– Социально уязвимые слои населения нуждаются в поддержке, потому мы оказываем её для студентов из этих групп. Меры включают в себя скидки до 50% на оплату обучения для детей, которые являются сиротами или остались без попечения родителей, инвалидам I, II и III группы, студентам из малоимущих семей, неполных семей; студентам, чьи родители являются инвалидами или пенсионерами. Также на скидку могут рассчитывать участники локальных войн или имеющие детей.
Помимо того, предусмотрена компенсация стоимости проживания на частной квартире при условии отсутствия мест в общежитии в размере 50% от суммы.