Модернизация ТЭЦ-2: Выбросы в атмосферу сократятся более чем в 15 раз
В диалоге приняли участие экологические активисты, общественные деятели, жители п.Алгабас, руководители компании, представители акимата, АО "Самрук-Энерго".
Напомним, во время посещения алматинской ТЭЦ-2 имени Айткали Жакутова глава государства Касым-Жомарт Токаев принял участие в церемония закладки памятной капсулы, символизирующей начало работ по переводу станции на экологически чистое топливо – природный газ.
Рассказываем о деталях предстоящей модернизации, которые стали известны общественности.
На какой стадии находится реализация проекта
Проект ТЭО модернизации проходит комплексную вневедомственную экспертизу. Получение заключения ожидается 31 декабря 2021 года, а в марте-апреле 2022 года, в соответствии с графиком, планируется начало строительства.
Ввод первого блока ожидается к концу 2023 года, окончание и ввод в эксплуатацию – в 2026 году.
Технические характеристики, возможности и принципиальные отличия новой ТЭЦ от старой
Проект новой станции предусматривает до 600 МВт установленной электрической мощности и 957 Гкал/ч тепловой мощности. Станция будет работать не на угле, а на экологически чистом топливе – природном газе, с использованием современных парогазовых технологий.
Это позволит получить КПД электрический – более 60%, а коэффициент использования топлива – порядка 80%.
Почему окончательная стоимость модернизации станции выросла с 98 млрд тенге до 315 млрд тенге
Первоначальный вариант предполагал реконструкцию действующего оборудования. Но было принято решение о строительстве новой газотурбинной станции из-за невозможности перевода существующих котлов на газ. Это сказалось на увеличении стоимости проекта. Кроме того, вследствие пандемии произошёл рост стоимости основного оборудования, металла, услуг в мире.
Принятое решение позволит выбрать наилучшие доступные технологии, сократить выбросы в атмосферу, обновить генерирующие мощности ТЭЦ-2.
Кто будет строить новую станцию
Подрядная компания будет выбрана по итогам тендера в соответствии с правилами ФНБ "Самрук-Казына".
Газотурбинное оборудование в Казахстане не производится, поэтому при выборе его производителя ориентировались на технические характеристики, соответствующие площадке.
Что будет со старым оборудованием ТЭЦ-2 после запуска парогазовой установки
В соответствии с ТЭО, старое оборудование и цеха будут переведены в аварийный резерв.
Будут ли эти мощности достаточными, учитывая растущую застройку города
Разрабатываемое ТЭО предусматривает перспективу развития города и увеличение потребления электрической и тепловой энергии до 2030 года.
Придётся ли останавливать действующую ТЭЦ-2
По мере ввода в эксплуатацию нового оборудования (3 блока по 200 МВт) оно будет поэтапно замещать существующее.
Остановки выработки электроэнергии и тепла не будет.
Кто строит новый газопровод дя снабжения ТЭЦ-2
Строительство подводящей газовой инфраструктуры будет осуществлять АО "КазТрансГаз".
Обладает ли Казахстан необходимым запасом газа для обеспечения им такого мегаполиса как Алматы
В рамках визита премьер-министра Аскара Мамина на Алматинскую ТЭЦ-2 представителями АО "ФНБ Самрук-Казына" и АО "КазТрансГаз" подтверждено наличие необходимых объёмов газа для Алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 и возможность обеспечения газом объектов АО "АлЭС" и внешней газовой инфраструктурой до конца 2023 года.
Как изменятся тарифы для алматинцев после запуска новой установки
Стоимость производства тепловой и электрической энергии увеличится: даже в текущих ценах стоимость газа уже в два раза превышает стоимость угля.
Понимая социальную значимость вопроса, в целях снижения нагрузки на тариф мы прорабатываем вопросы снижения стоимости расходов.
Для этого требуется внесение некоторых поправок в действующее законодательство, над которыми ведётся работа.
Насколько снизятся выбросы вредных веществ в атмосферу после перевода ТЭЦ-2 на газ
В настоящее время выбросы из дымовых труб ТЭЦ-2 составляют 36,7 тысячи тонн/год, после модернизации этот показатель не превысит 2,3 тысячи тонн/год.
То есть выбросы в атмосферу сократятся более чем в 15 раз. При этом их доля в общегородских выбросах (123 тысяч тонн/год, по оценкам 2018 года) сократится с 27 до 1%.
При этом доля выбросов от автотранспорта является преобладающей и составляет 65%.
Как будет утилизироваться накопленная за десятилетия зола
Золоотвал сухого складирования подлежит рекультивации согласно основным техническим решениям ТЭО.
При наличии потребителя эта зола может быть использована: уже подписан меморандум между АО "АлЭС" и ТОО "НИиПК "Каздоринновация" и ТОО КазНИиПИ "Дортранс" по использованию золошлаковых отходов в дорожном строительстве.