О так называемых "салафитах" широкие массы казахстанцев узнали относительно недавно. Салафиты заявляют о себе, как об отдельном и "самом правильном" религиозном течении в рамках ислама. Однако некоторые салафиты становятся экстремистами и стоят за терактами. Являются членами экстремистских "спящих ячеек". Представителей этого религиозного течения часто выявляют среди тех, кто отправлялся в горячие точки на Ближнем востоке. Кто же такие салафиты? Во что они верят и чего они хотят? С такими вопросами мы обратились к главному имаму мечети Али-Мухаммед, теологу, исламоведу Канатали Такирову.

– Сегодня часто встречается упоминание о псевдосалафитах. О чём и о ком, собственно говоря, идёт речь?

– Истинные "саляфу салихуны" – это те, кто следуют за сподвижниками в акиде (вероубеждении), в воспитании, в решениях шариата. Когда уже прошло время сподвижников, пришло время табиинов и табиу табиинов (это два поколения, которые пришли после периода посланника Аллаха (мир ему) и его сподвижников), например Имам Малик, Имам АбуХанифа были из числа табиинов (последователи сподвижников. – Ред.), а далее табиу табиины – как Имам Шафии, имам Ахмад (да будет доволен ими Аллах).

Словарный смысл термина "салафизм" (салафия) от арабского "салаф" означает "идущие впереди, предшественники, предки". В Коране слово "салаф" в разных формах используется в восьми аятах – аль-Бакара – 275, ан-Ниса – 22-23, аль-Маида – 95, аль-Анфаль – 38, Йунус – 30, аль-Хакка – 24 и аз-Зухруф – 56. Однако не в одном из них не подразумевается религиозное течение, поколение мусульман или методология понимания исламских первоисточников – Корана и Сунны.

Эти учёные ислама, основатели четырёх мазхабов, были последователями истинного саляфизма, потому как сами были саляфу салихинами, а те, которые следует за ними, есть приверженцы истинного пути (саляф).

Но сегодняшнее оспаривание прав на название "саляф" не является правильным, потому как нынешнее искажённое понимание термина "саляф" далеко от истинного его значения следовании пути саляфу салихунов.

В наше время пришли те, которые не понимают даже малого из книги Аллаха и сунны Пророка (мир ему и благословение), так как же они могу оспаривать звание "саляф"? Мы их называем "лжесаляфами", потому что истинные саляфы сегодня – это последователи имамов четырех мазхабов.

Поэтому правильно будет называть их лжесаляфами или псевдосаляфами.

В настоящее время, в отличие от словарного определения, термин "салафия" (салафизм) чаще всего употребляется для определения религиозно-политического течения, основателями которого принято считать ранних ханбалитов, Ибн Таймию (умер в 1328 г.), Ибн аль-Каййима (умер в 1350 г.), Ибн Абд аль-Ваххаба (умер в 1792 г.) и проповедников современной недждитской школы.

– Среди верующих можно как-то определить псевдосалафитов?

– На протяжении нескольких лет мы говорим о том, что салафизм опасен для государства, общества и, самое главное, – для мозга. На протяжении нескольких лет мы (ДУМК. – Ред.) пытаемся донести до тех, кто имеет глаза, уши и разум, что салафизм – это вирус, который наполняет сердца ненавистью. Это заблудшее течение религии, основанное на радикализированной идеологии.

Для начала следует знать, что течение, объявившее себя единственно верным последователем первых трёх поколений праведных предшественников (ас-саляфу ас-солих), известное как "салафия", само разделилось на несколько внутрисалафитских групп. Это у нас в Казахстане ваххабиты, мадхалиты, суруриты, такфириты, хариджиты и так далее.

Но сами себя они так не называют и отрицают это название по отношению к себе. Однако в данном вопросе не принципиально, как они сами себя называют и соглашаются ли они с таким названием в отношении себя. Хотя все они называются по-разному, как правило, суть одна.

Так, все внутрисалафитские и ваххабитские группы являются приверженцами одной акыды, трактующей аяты Корана и хадисы буквально и утверждающей по отношению к Аллаху место в пространстве, наличие органов тела и тому подобное.

Это одно из основных и главных заблуждений и отличий от правильного вероубеждения (акиды) пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует их сподвижников!), а также учёных четырёх мазхабов и так далее.

Так как вероубеждение является основой и стержнем религии ислам, именно от вероубеждения зависит, какой вы! Истинный мусульманин, придерживающийся прямого истинного пути, который сеет окружающим милость и доброту, или заблудший, который, наоборот, сеет вражду и разногласия, обвиняя самих же мусульман в неверии.

Современный салафизм – это религиозно-политическое течение, которое с призывом следования праведным предкам (салафам) в современном виде было разработано Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом и другими недждитскими проповедниками путём селекции положений учения Ибн Таймии и Ибн аль-Каййима и отличается:

  • притязанием на исключительную истину;
  • обособленной трактовкой единобожия, впервые введённой на основе иджтихада Ибн Таймией, и широким пониманием таких понятий как "поклонение" и "многобожие";
  • агрессией по отношению к несогласным с их воззрениями, которая проявляется в обвинениях в неверии и многобожии (такфир);
  • буквализмом как методом восприятия исламских первоисточников;
  • возвеличиванием предания (накль), критикой разума и отрицанием рациональности (акляния);
  • несовместимостью со светскостью и стремлением к созданию определённого теократического государства;
  • арабоцентризмом;
  • порицанием и отрицанием общепризнанных суннитских теологических школ – ашаритов и матуридитов;
  • политизацией отдельных религиозных понятий, таких как "джихад" и "тагут";
  • адаптацией и приспособлением положений Корана и Сунны под собственные убеждения.

Что касается попыток современных салафитов оправдать самоназвание Кораном и Сунной, то известно, что салафизма как названия определённой группы или течения, претендующей на особую исключительность, нет ни в Коране, ни в Сунне.

Более того сами праведные предки (салафы) не называли себя так и не считали себя источниками религии и права.

Коранические аяты и пророческие хадисы описывают достоинства этих поколений. Существует общепринятый объединяющий термин "Ахль ас-Сунна валь-Джамаа" – сторонники сунны и согласия с его методологией понимания и сопоставления первоисточников (усуль аль-фикх). Любой, признающий данную методологию (по другому кауаид фахм ан-нусус), признавался суннитом вне зависимости от того, в каком веке он жил. Но в книгах первых поколений нет ссылок на то, что в какой-то период истории ислама сторонники истины называли бы себя салафитами, а всех остальных называли сторонниками новшеств (бидитами).

– Сегодня в СМИ и социальных сетях часто говорят об опасности салафизма. На ваш взгляд, в чём она состоит?

– Международная террористическая организация ИГИЛ, запрещённая во многих странах, и умеренные салафиты, которые у нас в РК, изучают одни и те же книги, у них одни и те же лидеры, идеологи. Отсюда следует, что акида (вероубеждения) их одинакова.

В салафизме есть радикальные течения, которые готовы к вооружённому свержению законной власти только за то, что она не соответствует их идеологии. И есть те, которые говорят, что не нужно прибегать к насилию, достаточно широко распространять свои взгляды среди населения и выжидать удобного момента. С точки зрения безопасности и сохранения спокойствия в обществе, обе группы опасны.

"Умеренные" безопасны только сегодня. Но в любой момент они могут перерасти в радикальных. Не бывает умеренного или неумеренного салафизма, так как по сути это одна идеология, не приемлющая национальных ценностей и традиций, приверженности мазхабам или другой акиде. Хотя все наши известные личности, такие как Абай, Шакарим, Ибрай Алтынсарин, Машхур Жусуп, Шади-торе, придерживались ханафитского мазхаба и акиды имама Матуриди. Как может быть умеренной идеология, которая утверждает, что наши предки были в заблуждении все эти века?

Для салафитов играть на домбре – это харам. Такие традиции как "сәбиді қырқынан шығару" (обряды в сороковой день после рождения ребёнка), "тұсау кесу" (обряд, связанный с первыми шагами ребёнка) и другие они называют "бидаат" или "ширк".

– Почему салафиты близки к радикальным организациям?

– Это берёт начало от основателей этой заблудшей идеологии. Например, Мухаммад ибн абдуль Ваххаб: его книги носят в себе агрессию и обвинение в неверии самих же мусульман.

Взять его книгу "Науакидуль Ислам": там приводится около 10 пунктов, делающих мусульманина неверным, и те деяния, которые выводят мусульманина из его религии ислам.

Мы с уверенностью можем сказать, что и идеология ИГИЛ, и те псевдосаляфиты, которые организовывали террористические акты на территории РК, брали в основном в качестве знания именно книги этого учёного.

Обвинения в неверии даже своих родителей, ненависть к мусульманам, неподчинение властям и ДУМК, отрицание традиций и культуры и так далее, – всё это результаты слепого следования безграмотных людей вышеупомянутым трудам основателя этой идеологии.

– С салафитами может столкнуться любой человек. Хотелось знать, как они вербуют своих сторонников?

– У каждого человека есть своя идеологема, ценности духовного мира. Это патриотизм, любовь к своей национальности, к своим традициям, истории, культуре. Это также ценные идеологемы, укрепляющие каждого человека в своём государстве, в своей родине. Это и есть ключи вербовки деструктивных течений.

Цель деструктивных течений – уничтожение вышеупомянутых ценностей. Например, приводя аяты и хадисы, "отменённые" в качестве доказательств, они ставят перед молодёжью выбор: ислам или традиция!

Мы знаем, изначально ставить такой выбор перед молодёжью неправильно. Изучая историю республики Казахстан, мы видим, что религия ислам во времена атеизма передавалась из поколения в поколение именно через традиции казахского народа. То есть менталитет, любая традиция казахского народа непременно берут начало из аятов Корана и сунны Посланника Аллаха. Религия и традиция тесно взаимосвязаны.

Представители деструктивных течений считают: если уничтожить традицию, то уничтожится и родной язык, за ним – любовь к родине, любовь к своей культуре, любовь к своей истории и так далее. Цепочка за цепочкой. В результате тот человек будет подобен облаку, парящему в пространстве. Достаточно дуновения ветра – и он поплывёт. А куда, решают представители деструктивных радикальных течений.

Также у них есть специальная программа: "Показать своего врага". Действительно, когда человеку показываешь, кто враг для него, он автоматически тебя будет воспринимать как друга. И следуя этой программе, деструктивные религиозные течения показывают в роли врага именно представителей ДУМК, имамов и устазов, так как они считаются религиозно грамотными, и это опасность для экстремистов номер один.

Тем самым деструктивные религиозные течения берут под контроль новобранца и, предоставляя ему только свои книги, отдаляют его ото всех и делают его чужим среди своих.

– Как казахстанцы и особенно молодёжь могут избежать салафизма?

– Если у вас отсутствуют знания, обращайтесь к тем, кто разбирается. Например, когда у человека возникают проблемы со здоровьем, он идёт к врачам. Это наилучший метод в наше время. В Исламе запрещено быть охлократом. Это несведущие в вопросах религии люди, но уверенные, что лучше других в ней разбираются. Это всё равно что человек, не умеющий водить машину, садится за руль. Он подвергает свою и чью-то жизнь опасности. Таким образом он становится охлократом.

Если человек не имеет религиозного образования, не заканчивал специальные исламские вузы, есть риски заблудиться и ввести в заблуждение других. Поэтому молодым людям советую обращаться к специалистам в религиозной сфере.

В Казахстане есть представители ДУМК – имамы, главные имамы, устазы. Исламовед, имам должен окончить исламский вуз, минимум – быть магистрантом. В числе представителей ДУМК, которые работают в мечетях, есть докторанты-исламоведы, докторанты-религиоведы. Они намного лучше разбираются в вопросах религии ислам.

С интересующими вопросами молодые люди могут обращаться через интернет. У ДУМК есть официальные сайты: azan.kz, muftiyat.kz, muslim.kz, где в онлайн-режиме даются достоверные ответы. Можно ещё обратиться в ближайшую мечеть. Подобные действия помогут им и их близким людям избежать заблуждений, не оказаться в числе радикалов.

Второе, у молодёжи мусульман Казахстана должны быть хотя бы базовые знания касательно пяти столпов ислама. Это единобожие, пятикратный намаз, священный пост во время Рамазана, закят и хадж. Именно по вопросам вероубеждения "акиби" они непременно должны обращаться к представителям ДУМК.

Одна из важнейших задач ДУМК – это профилактическая работа с прихожанами мечети: давать им базовые религиозные знания, указать им, где прямой путь к Аллаху. Пояснять, где разрешённая, а где запрещённая литература, каких устазов, каких проповедников нельзя слушать и читать их книги. Всё это уже давно регламентировано на официальных сайтах.

Знания, полученные из надёжных источников, приносят пользу окружающим, а из сомнительных – вводят в заблуждение, ведут к разногласиям, разделяют мусульман.

До молодых людей необходимо донести, что религия ислам – это религия, основанная на милосердии, доброте, толерантности к другим конфессиям. Если какая-то религия призывает к вражде и разделению мусульманской уммы, призывом к неверию, к ненависти, к ненависти к своим родителям, то вы должны задаться вопросом: "Правильна ли эта религия и достоверна ли информация, которая дается от имени религии ислам?". Потому что религия ислам призывает к единству, милосердию, любви, дружбе.