Апробация новой модели обязательного социального медицинского страхования охватила одну из самых густонаселённых и экономически развитых областей Казахстана.

Informburo.kz совместно с проектным офисом ОСМС решил сделать "моментальный снимок" этого непростого эксперимента глазами "полевого командира", на подразделение которого легла ответственность за тестирование нового пакета медстрахования.

Гульнар Дельдешевна Есiмсеиiт, руководитель темиртауской поликлиники, которая в меру сил воплощает в жизнь одну из самых важных в истории страны социальных реформ – ОСМС – делится своим опытом.

Время сомнений

Каждое утро в 8.00 Гульнар Дельдешевна Есiмсеиiт совершает обход своей поликлиники. Вместе с цепочкой ранних посетителей она входит в серый корпус с вывеской "Емхана №1". Маршрут директора привычен: сначала подвал, затем четыре этажа центрального корпуса. Иногда бывает, что обход начинается не с главного корпуса, а с двух вспомогательных, стоящих рядом с главной больницей города Темиртау.

В 9.00 она открывает двери своего кабинета со знанием полной картины происходящего на вверенной ей территории.



На вопрос о том, тяжело ли быть первопроходцем, работая по новой модели казахстанской медицины, Гульнар Дельдешевна задумчиво пожимает плечами. Для неё реформа медицины началась не с 1 сентября 2019 года, когда Карагандинская область стала полем для испытания ОСМС – обязательного социального медицинского страхования, а намного раньше.

Темиртауская поликлиника, конечно, подготовилась к запуску пилотной версии ОСМС, как и десятки других заведений области. Изучили документы, провели обучение персонала по каскадному принципу, разместили стойки с раздаточным материалом. Ошибались, конечно, на первых порах, забывали какие-то вещи. Вновь погружались в документы, всем коллективом заново проходили тесты. Но ветер перемен прошелестел по двору лечебных корпусов намного раньше.



Директор признаётся, что пять лет назад, когда впервые переступила за порог поликлиники №1, от отчаяния ей хотелось заплакать. После карагандинской поликлиники №3, укомплектованной, что называется, под ключ, главное лечебное заведение Темиртау показалось ей опустошённым. С одной стороны, она чувствовала, что готова занять директорское кресло после многих лет работы в роли второго руководителя, а с другой – один за другим вспыхивали вопросы: справлюсь ли, хватил ли сил что-либо изменить?

Но, как выяснилось, время работало на неё. Отправив новоиспечённого руководителя на тяжёлый участок, управление здравоохранения Карагандинской области вовсе не собиралось бросать его на произвол судьбы.

В итоге заштатная поликлиника, в которой банально стульев не хватало, за два года сумела обновить всю техническую базу. Даже устранили вечную, казалось, проблему – нехватку специалистов. Гульнар Дельдешевна специально делает на этом акцент: сейчас на 38 участках работают 37 участковых врачей, и это серьёзный прогресс.



Но стартовой точкой перемен она считает 2015 год, когда началась цифровизация здравоохранения. Наверное, именно тогда врачи осознали, что казахстанская медицина меняется по-настоящему. Центр давал понять, что обладает не только планом действий, но и ресурсами, и волей исполнить план реформ до конца.

Уже через два года поликлиника смогла на собственные средства приобрести цифровую систему для рентгенографии стоимостью 49 млн тенге. Это в плане диагностики выводило периферийное учреждение на современный европейский уровень. Все ключевые подразделения – хирургия, офтальмология, ультразвуковая, лабораторная получили новое оборудование. На собственные же средства приобрели две автомашины скорой помощи в полной комплектации, соответствующие всем требованиям.

Познакомьтесь с возможностями вашего электронного паспорта здоровья:

В чём разница между ОСМС и ГОБМП?

Главной целью пилотного запуска ОСМС на территории Карагандинской области является "обкатка" новых пакетов ОСМС и ГОБМП. Пока вся страна ждёт 1 января 2020 года, когда повсеместно будет запущена новая форма социального медицинского страхования, для 1,4 млн жителей области эти планы стали реальностью.



Первым делом надо было рассеять сомнения пациентов по поводу того, что система ОСМС "отбирает" часть бесплатных медицинских услуг, которые до этого всегда входили в минимальный гарантированный объём медицинской помощи, тот самый ГОБМП.

Команда Гульнар Дельдешевны составила карту обслуживаемой территории, в которой выделила наиболее крупные объекты для информационного воздействия.

Как показала практика, в первую очередь людям нужно разъяснить особенности обновлённых пакетов ГОБМП и ОСМС. Если привычная нам модель гарантированной бесплатной помощи предусматривает контроль над так называемыми заболеваниями, значимыми для всего общества, то ОСМС – это полноценное лечение, оплачиваемое исключительно за счёт ежемесячных страховых взносов.



Фонд страхования компенсирует рядовому гражданину расходы на лечение любого уровня и затрат, будь-то дорогое диагностическое обследование, операция, плановая госпитализация, восстановление после болезни.

Экономики целых стран, например, Израиля или Южной Кореи, настроены на привлечение больных со всего мира. Люди отдают деньги чужим государствам, не доверяя собственной медицине. Задача фонда – направить аккумулированные средства плательщиков на местный рынок медуслуг. И он закономерно будет расти, обновлять оборудование, обзаводиться кадрами.

Создавая конкуренцию между лечебными учреждениями, давая пациенту свободу в выборе поликлиники, ОСМС переворачивает привычную схему, в которой пациент всегда был стороной слабой и зависимой. Теперь, если пациент не захочет лечиться в одном конкретном заведении, то с лёгкостью выберет себе другое.

Какие ещё трудности Гульнар Дельдешевна отмечает в работе с посетителями? Конечно, некоторый скепсис в среде людей старшего возраста, ещё помнящих негативный опыт первого запуска медицинского страхования. И вполне ожидаемые трудности в понимании всего, что касается ежемесячных страховых выплат: например, входят ли денежные взносы в подоходный налог, можно ли получить обратно оплаченные взносы?

"Терпеливо объяснять, терпеливо помогать в понимании основ реформы – в этом состоит наша тактика", – уверена директор.

Как воспринимает реформы рядовой врач?

Гульнар Дельдешевна вспоминает, как новость о пилотном проекте ОСМС в Карагандинской области буквально взбудоражила медработников. В стане сомневающихся зазвучали вопросы в адрес реформы. В ответ звучали аргументы тех, кто четыре года назад убедился в действенности перехода на электронный формат работы.

Были и те, кто сразу воспринял новую модель государственной страховой медицины как часть общего процесса обновления казахстанского здравоохранения. Для них главным доводом в пользу реформы стали реальные подвижки в росте заработной платы. Все врачи отлично знакомы с постановлением Правительства № 1193 "О системе оплаты труда", благодаря которому заработная плата медработников поднялась на 30%.



Одним словом, для врачей подготовительный период запомнился не только чередой семинаров с показом слайдов. Последовавший затем контрольный опрос на знание основных моментов Закона "Об ОСМС" и приказов Минздрава выявил много ошибок, связанных с неправильным восприятием новой модели здравоохранения.

Очевидной становилась простая истина – руководству поликлиник и больниц следует изменить мышление персонала.

Гульнар Дельдешевна замедляет речь, делая ударение на такой мысли: главным в аббревиатуре ОСМС является слово "социальное". Даже опираясь на лучшие иностранные модели государственного страхования, наша система строится на принципе солидарной ответственности. Иного пути в этой реформе нет.



"Мы переносим центр тяжести медицины на ПМСП – первичную медико-санитарную помощь, на профилактические меры, – с убеждением говорит директор. – Будем стараться выявить серьёзные болезни на стадии профосмотра. Но если уж обнаружили тяжелый недуг – надо лечить максимально качественно, полностью оплачивая страховку каждому больному, никого не бросая в беде".

Профилактика и реабилитация – предвестники новой медицины

Немного освободившись от текучки, Гульнар Дельдешевна подводит разговор к одному из главных инсайтов, который она получила в условиях двухлетнего продвижения нового пакета страхования. Речь идёт о профилактике и восстановительном лечении – двух обрамляющих медицину процессов, которым долгое время приходилось прозябать на периферии внимания.



Пилотный запуск ОСМС ясно показал, что в новой модели казахстанского здравоохранения профилактике и рекреации больных будут отводить на порядок больше внимания и средств.

Пару слов об этом важном компоненте ОСМС. Нововведение направлено на снижение стоимости реабилитационных услуг на одного пациента за счёт возмещения расходов государством. Программа детально просчитана и прописана, в ней охвачены все профили и виды помощи: амбулаторно-поликлиническая, круглосуточная, дневной стационар.

О серьёзности подхода говорит открытие в Караганде проектного офиса ОСМС и созданиеи четырёх проектных подгрупп, одна из которых полностью занимается апробацией тарифов на медицинскую реабилитацию. Причём средства на профилактику и реабилитацию уже выделены и активно используются.



Всего на организацию осмотров отведено 1,8 млрд тенге, а это без малого 175 тысяч человек по области. Цели профилактики вполне традиционные, известны даже студентам медицинских колледжей. Это "тихие убийцы" человечества: атеросклероз сосудов, повышенный сахар крови, глаукома, вирусные гепатиты. В поликлинике города Темиртау обследовано уже 1597 человек, что составляет примерно треть от запланированного числа граждан старше 40 лет.

Два кейса пациентов темиртауской поликлиники:




Реабилитация по области представлена тоже на приличном уровне – почти 400 млн тенге на все 9 районов, 4 города районного и 7 городов областного значения. И удар вновь нацелен в самое сердце проблемы – на устранение последствий инсульта, инфаркта, послеоперационных осложнений. В Карагандинской области на учёте состоят 3400 больных, для которых восстановление жизненно необходимо.

Предвосхищая вопросы про эффективность этих мер, Гульнар Дельдешевна предупреждает: прогресс в финансировании профосмотров и реабилитационного периода будет проявлен позднее, текущая статистика не даёт полную картину изменений. Она показывает для наглядности цифры по поликлинике.



"По всем случаям проводится лечение", – говорит директор, показывая на экран. И вновь отвлекается на очередной звонок.

Здесь мы и завершили наш разговор, оставив руководителя в его насыщенном, заполненном цифрами, звонками и обходами мире.

Что нужно знать об апробации обязательного социального медстрахования:

Хорошо ли вы знаете работу своей городской поликлиники? Пройдите тест

Loading...