Какими именно навыками и качествами должны обладать компетентные врачи – на этот вопрос ответят новые профессиональные стандарты.

"Медицина – не математика, а человеческий организм – не машина. Здесь невозможно предугадать многие вещи, поскольку одно и то же заболевание может протекать совершенно по-разному у разных людей. Здесь и включается то, что мы называем профессиональным чутьём, интуицией, опытом", – уверена кандидат медицинских наук Алмагуль Кауышева, один из разработчиков профессиональных стандартов в здравоохранении.

Все мы с рождения и до старости, часто или редко, но неизбежно контактируем с медицинскими работниками – будь то потребность в экстренной помощи, систематическое лечение или банальный профосмотр. И так уж выходит, что от их компетентности напрямую зависит качество нашей жизни, поэтому тема профессиональной подготовки врачей актуальна для каждого из нас. Сегодня в рамках проекта "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" ведущие специалисты медицины разрабатывают для своих коллег современные профессиональные стандарты, в соответствии с которыми медработники будут обучаться и проходить сертификацию, и это определённо обнадеживающая новость. Впервые к этой работе привлечены не только практикующие врачи, но и представители их работодателей, то есть поставщиков медицинских услуг. Это позволит сформировать перечень требований, включающих не только узкопрофессиональные навыки, но и личностные качества, которые в профессии врача немаловажны. К ним относятся умение быстро принимать решение и налаживать контакт, вызывать доверие, проявлять креативность и даже творческий подход. По словам Алмагуль Кауышевой, наши медицинские вузы уже сейчас учат этому. "В медвузах уже несколько лет существуют курсы по коммуникативным навыкам, лидерству, проектному менеджменту. А если это будет еще и требование работодателя, закреплённое профстандартом, вузы будут уделять особое внимание формированию этих компетенций", – считает эксперт.

Медицина включает обширный круг специальностей, занятий. Даже внутри одного направления, той же терапии, много различных специальностей, и каждая со своими тонкостями. Даже врачи родственных специальностей всегда консультируются друг с другом, учитывая нюансы в диагностике, лечении. Поэтому экспертные группы разработчиков подбирались с учётом узкой специализации, таким образом, чтобы, к примеру, стоматолог-терапевт не составлял список знаний и умений для стоматолога-хирурга.

Профстандарты – компас для учебных заведений. "Мы показываем вузу, какие специалисты нужны, с какими компетенциями. И, конечно, навыки десятилетней давности будут отличаться от навыков сегодняшнего дня", – поясняет разработчик. – Каждая карточка профессии – отдельная специальность. У нас будут специалисты с необходимыми навыками и умениями, но их набор у каждого специалиста будет своим, уникальным".

Создатели профстандартов понимают: учесть и загнать всё в рамки невозможно. Здравый смысл важнее. "Были у нас и нестандартные ситуации – несоответствие нормативов, а иногда и просто их отсутствие, диаметрально противоположные мнения о навыках, умениях, но нам удалось отрегулировать все вопросы, потому что мы понимаем важность этой работы", – говорит А. Кауышева.

Разработчики надеются, что профстандарты помогут прежде всего самим специалистам получить ориентиры для повышения уровня профессионального мастерства, но больше всего выиграют от внедрения актуализированных профстандартов, конечно, пациенты. Ведь, будучи уверенными в профессиональной подготовке специалиста, мы спокойно доверим ему самое ценное, что у нас есть, – наше здоровье.