Как пожаловаться на побочные действия и завышенную стоимость лекарств?
Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения (НЦЭЛС и МИ) обновил приложение, с помощью которого пациенты сами могут сообщать о завышенных ценах в аптеках, а также о случаях нежелательных реакций на лекарственные препараты.
Руководитель департамента фармаконадзора и мониторинга безопасности, эффективности и качества медицинских изделий НЦЭЛС и МИ, кандидат медицинских наук Малик Абдрахманов рассказал, что Казахстан, являясь участником программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по отслеживанию нежелательных реакций на лекарственные средства, применяет международную процедуру сбора сообщений о таких реакциях. По английской традиции такие сообщения называют жёлтыми картами, так как раньше бланки о нежелательных реакциях заполнялись на жёлтой бумаге. В жёлтой карте обязательно содержится четыре вида информации: о пациенте, лекарстве, побочном действии и о том, кто о нем сообщил.
– Малик Жаналыкович, расскажите, как карты-сообщения помогают в фармаконадзоре?
В мире нет ни одного лекарственного средства или препарата, которое не имеет побочных действий, и новая функция в мобильном приложении будет служить эффективным инструментом для системы контроля безопасности лекарственных препаратов и взаимодействия между участниками фармрынка, в том числе с населением как первоисточником информации.
– Помимо приложения, как еще можно отправить карту-сообщение?
– Существует несколько способов, как это сделать. Первое, это прийти на приём к своему лечащему врачу и сообщить о возникших осложнениях. В таком случае вы вместе с доктором заполняете на сайте НЦЭЛС и МИ карту-сообщение о нежелательной реакции. Второе, это обратиться к производителю лекарства – обычно в инструкциях дают контакты компании или юридического лица, которые принимают претензии по данной продукции. Третье – заполнить форму на сайте NDDA.KZ. И наконец теперь, с появлением опции в мобильном приложении – отправить карту-сообщение через DariKZ.
– Чем принципиально отличается подача карт-сообщений через приложение от, например, отправки через сайт НЦЭЛС и МИ?
– Ранее сообщать о нежелательных реакциях по нашему законодательству обязаны были субъекты здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки), и пациент из этой схемы выпадал. Сейчас же благодаря приложению DariKZ пациент может сам сообщить об этом в удобном формате и помогать в первую очередь себе, а затем и нам собирать информацию. При этом интерфейс приложения очень простой, на отправку такого сообщения уйдёт две-три минуты. Кроме этого, в новой версии мобильного приложения обновлена функция по подаче жалобы на превышение предельно допустимых цен на лекарства в аптеках.
Читайте также: Почему важно сообщать о побочных реакциях на лекарства?
Подробнее о том, как именно воспользоваться новыми функциями приложения DariKZ, рассказал руководитель департамента цифровизации НЦЭЛС и МИ Тимур Жумахаев.
– Как давно вы разработали DariKZ и каков его функционал?
– Как отправить карту-сообщение?
– Отправка осуществляется в несколько кликов: нужно открыть раздел "Жёлтые карты", заполнить несколько полей, указать контактные данные для обратной связи и отправить сообщение. Далее с сообщением работают непосредственно специалисты НЦЭЛС и МИ. Такое техническое упрощение в подаче карт-сообщений очень важно, ведь не каждый пациент доходит до врача и сообщает о таких фактах, а сделать это сейчас со своего мобильного устройства очень быстро и просто. Мы надеемся, что к нам будет активно поступать информация о побочных действиях непосредственно от самих пациентов. Специалистам это поможет чётче понимать тенденции, масштабы, видеть общую объективную картину по стране, а также анализировать данные, учитывая международный опыт. Это вопрос безопасности здоровья нашей нации.
– А как подается жалоба на завышение предельных цен, установленных государством?
– Если человек, покупая лекарство в аптеке, видит, что цена выше, чем в приказе Минздрава, – а эту цену можно также найти в приложении – то через DariKZ буквально в пару кликов может подать жалобу на аптеку. А именно, в разделе "Лекарства" пользователь находит и выбирает нужное ему лекарство, там же есть кнопка "Подать жалобу на цену". Далее заполняется буквально три-четыре поля и нажимается кнопка "Отправить". Важно обязательно указать адрес аптеки. На этом бизнес-процесс со стороны приложения завершается. Далее сообщение направляется в соответствующий департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля, который начинает с ним работать, предоставляет обратную связь, запрашивает при необходимости дополнительные данные и принимает соответствующие меры.
– Человек может отправить жалобу анонимно или должен обязательно указывать персональные данные?
– В приложении предусмотрено поле для заполнения ФИО, это нужно для того, чтобы идентифицировать пользователя. Эти данные нужны для корректной работы дальнейшей системы мониторинга и никуда не распространяются. Мы в этом плане обеспечиваем информационную безопасность и защиту персональных данных. Кроме того, перед подачей жалобы пользователь уведомляется о том, что даёт согласие на передачу своих персональных данных в наш центр.
– Расскажите о дополнительных функциях приложения?
– Помимо названных обновлений, с помощью приложения пользователи могут сравнить цены на аналогичные препараты, проверить, является ли лекарство рецептурным, проверить сертификат соответствия, а также узнать данные о производителе, медицинском применении и сроке хранения лекарства. Также есть раздел новостей, которые дублируются с официального сайта НЦЭЛС и МИ. Приложение бесплатно доступно на двух платформах Android или iOS и работает на трёх языках: государственном, русском и английском.
– Насколько активно казахстанцы пользуются DariKZ?
– Интерес со стороны пользователей растёт, по состоянию на 20 мая на двух платформах уже более 150 тысяч скачиваний. Мы не останавливаемся на существующих ныне функциях и развиваем DariKZ дальше, совершенствуем его, чтобы сделать ещё более удобным, безопасным и полезным. Отмечу, что это собственный продукт, разработанный силами IT-специалистов НЦЭЛС и МИ. Мы призываем казахстанцев активнее пользоваться нашим приложением для заботы о своём здоровье и помощи в совершенствовании системы фармаконадзора.