Иная вера. Как разные страны регулируют новые религии на своей территории
Практически каждая страна так или иначе регулирует деятельность религиозных организаций на своей территории, особенно иностранных. Почему?
Агрессивное проникновение новой религии в умы граждан не всегда бывает полезно с точки зрения здоровья общества, ярким примером являются экстремистские религиозные течения, которые зачастую начинают набирать большое число последователей в той или иной стране и подрывают её устои.
Новые культы могут менять менталитет, этику и уклад жизни в целой стране. Неудивительно, что власти считают своим долгом регулировать эту сферу.
Посмотрим, какие методы применяют в разных странах, чтобы не допустить опасного брожения умов и беспорядков в обществе.
Китай
Согласно Конституции, принятой в 1982 году, Китай провозглашается светским государством. Китайское правительство признало пять основных религий, которые жители исповедовали в стране исторически – даосизм, буддизм, ислам, католицизм, протестантство – и установило систему контроля над их институтами.
В стране представлены также некоторые религиозные меньшинства: например, мормоны, зороастрийцы, бахаи, иудаисты, последователи этнических китайских верований (поклонение Небесам, религия Белого камня, донгбаизм и бон) и другие.
Как резюмирует российский исследователь темы Анастасия Исаева в статье "Свобода религии в Китае и России: современные правовые рамки и система государственных ограничений", с одной стороны, в Китае представлены разные религиозные верования, число последователей которых непрерывно возрастает.
С другой стороны, государство осуществляет всесторонний контроль над реализацией свободы совести во всех её формах как единолично, так и сообща с другими, в том числе путём создания и деятельности религиозных организаций.
Например, пяти санкционированным религиям государство предоставляет защиту через пять соответствующих организаций: Ассоциацию буддистов Китая, Китайскую даосскую ассоциацию, Исламскую ассоциацию Китая, Протестантское Три – Сам Патриотическое движение и Китайскую патриотическую католическую ассоциацию.
В Китае введена целая система ограничений, которая не допускает свободное отправление культа и деятельность иностранных миссионеров и религиозных организаций, даже признанных религий.
Исходя из анализа национальных законов и правил Китая, эксперты делают вывод о том, что религиозная политика Китая направлена на недопущение свободной деятельности религиозных организаций новых и непризнанных верований.
Некоторые религиозные духовные группы в Китае запрещены законом. Например, культ богини Гуаньинь, культ Фалуньгу и Чжун Гун, Христианская церковь уезда Наньлэ.
Стоит отметить, что согласно законодательству, религиозные организации в Китае находятся под прямым контролем коммунистической партии.
Государство в Китае защищает только "нормальную религиозную деятельность", это значит, что коллективная религиозная деятельность граждан происходит в зарегистрированных местах (храмах, мечетях, церквях) и должна быть организована работниками религиозной организации согласно предписаниям той или иной религии.
Некоторые поправки в законодательство китайское правительство сделало, скорее всего, с целью сдерживания растущего исламского экстремизма в стране.
Например, изменения в постановлении "О религиозных вопросах", вступившие в силу в 2018 году, делают акцент на религиозной и социальной гармонии, призывают к взаимному уважению между верующими и неверующими и представителями разных конфессий и говорят о недопустимости провоцирования конфликтов между ними.
США
США являются поборниками религиозных свобод, причём не только на своей территории. Например, ежегодно в стране готовится международный доклад "Религиозная свобода в мире", который представляет конгрессу США государственный секретарь.
Доклад о свободе религии составляется госдепом США на основании нацзакона о международной религиозной свободе от 1998 года. В связи с этим госсекретарь США может готовить рекомендации о включении тех или иных стран и организаций в чёрный список злостных нарушителей свободы вероисповедания с последующим введением в отношении них санкций.
В целом позиция США по вопросу религий такова: главной ценностью Америки является свобода вероисповедания, но между тем такие террористические организации, как "Исламское государство" (ИГ), пользуясь этой свободой, продолжают похищать людей, насиловать, порабощать и убивать их, что должно преследоваться по закону.
По словам предыдущего госсекретаря США – Рекса Тиллерсона, "неспособность некоторых правительств защищать свободу вероисповедания приводит их страны к нестабильности".
Действующий госсекретарь Майкл Помпео также подчёркивает приоритетную значимость вопросов обеспечения религиозных свобод во всех странах мира.
Первая поправка к Конституции США, принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания. Большую часть населения США составляют верующие, в основном христиане. Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии.
Государство в США оказывает косвенную финансовую поддержку религиозным организациям. Например, в 2006 году в армии США служили 2,5 тысячи офицеров-капелланов (из более 120 конфессий), которые получали жалованье из государственных средств.
В США не существует законов или других актов, требующих регистрации или иного легального признания религиозных объединений.
В своей научной статье "Государство и религиозные организации
(административно-правовые вопросы)" казахстанский эксперт в области права Роман Подопригора, анализируя американское законодательство, пишет, что верующие могут действовать в форме добровольной некорпорированной ассоциации. Но на практике большинство религиозных образований в США выбирают форму некоммерческой или единоличной корпорации, что очень похоже по требованиям на обычную регистрацию. Для того чтобы получить такой статус, необходимо обратиться, как правило, к секретарю штата.
Почему религиозные организации выбирают такую форму деятельности? Приобретение статуса корпорации по законам штатов – это только первый шаг. Вторым шагом, к которому и стремятся религиозные организации, является получение статуса освобожденной от налогов корпорации.
Для этого нужно получить статус церкви.Такой статус присваивает служба внутренних доходов США в соответствии со статьями налогового кодекса. В статье 501 (с) (3) этого кодекса, которая говорит об организациях, освобождаемых от налога, перечислены и религиозные организации.
То есть в США государство финансово стимулирует религиозные организации объявлять о себе и не находиться в тени.
И уже тут при определении, является ли организация церковью, налоговая служба имеет в виду два ключевых момента:
- конкретные религиозные представления организации должны быть истинными и искренними;
- практика и ритуалы, связанные с верованием ассоциации, не являются нелегальными и не противоречат установленному общественному порядку.
То есть практика регулирования религиозных организаций в США сочетает в себе либеральность и фискальные стимулы.
Россия
В связи с тем, что в Конституции РФ закреплён принцип светскости государства, а также принцип свободы совести и вероисповедания, перед государством стоят сразу две разнонаправленные задачи: с одной стороны, реализация указанных принципов, с другой, общественная безопасность.
При принятии Федерального Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в 1997 году на заседании Госдумы председатель думского комитета по делам общественных и религиозных организаций Виктор Зоркальцев объяснил суть закона:
Закон создаёт барьер на пути религиозной экспансии в Россию, препятствует развитию тоталитарных сект, ограничивает действие иностранных миссионеров и при всём этом создаёт условия для деятельности традиционных для РФ религий и конфессий.
С тех пор в закон вносились поправки, но целеполагание и суть его не менялись.
Анализ действующего законодательства РФ показывает, что иностранные религиозные организации на территории страны имеют статус, отличный от статуса религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с действующим российским законодательством. На них не распространяется законодательство о религиозных организациях, и они не вправе заниматься культовой и религиозной деятельностью.
Деятельность иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации регулируется законодательством о некоммерческих организациях. Для представления своих интересов указанные организации вправе открывать свои представительства.
То есть таким образом государство контролирует деятельность иностранных религиозных организаций.
Казахстан
В Казахстане вопросы регулирования религиозных организаций определены Законом РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Согласно закону, государство отделено от религии и религиозных объединений.
Религиозные объединения и граждане республики, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускается.
Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
И в то же время никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.
В Казахстане государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан.
В стране запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями.