"Государство нас слышит": как живут бахаи в Казахстане
Бахаи – относительно молодая религия. В Казахстане первое официальное религиозное сообщество было зарегистрировано на заре независимости в 1994 году. Об истории становления религии, её основополагающих принципах и взаимоотношениях с государством журналист Informburo.kz поговорил с Тимуром Чекпарбаевым, членом местного Духовного собрания Бахаи, представителем Офиса религиозного объединения по общественной информации – в рамках проекта Управления по делам религий города Алматы "30 лет стабильности и мира в светском Казахстане".
– Расскажите, как бахаи оказались в Казахстане?
– История появления веры бахаи восходит к XIX веку. После провозглашения новой религии сторонники бахаи подвергались репрессиям, и некоторые из них предпочли переселиться из Персии (нынешний Иран) на территорию Западного Туркестана, куда в то время входили Сырдарьинская и Семиреченская области. Некоторое время спустя в Ашхабаде был возведён первый в мире Дом поклонения бахаи.
– Были ли какие-то сложности в общественном восприятии вашей веры на этапе становления?
– Насколько мне известно, бахаи не сталкивались с трудностями при регистрации. Регистрация разных религиозных общин стала происходить в Казахстане после выхода первого закона о религии (Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". – Авт.). Это эпохальный момент в истории Казахстана, после которого отношение к религии стало меняться. В истории Советского Союза религия маргинализировалась, вытравлялась из умов и сердец людей, навязывалась атеистическая идеология.
Образование независимых государств и в том числе Казахстана в 1991 году было ознаменовано тем, что государство, оставаясь при этом светским, признало роль религии в жизни людей и общественных процессах.
На тот момент статус бахаи как самостоятельной мировой религии был известен в академических, общественных и политических кругах Казахстана. Многие посещали сады Бахаи в Хайфе.
– Как организовано сообщество бахаи?
– Деятельность сообщества не строится вокруг каких-то культовых сооружений и обрядов. В основном это связано с образом жизни, образом мышления и поведения внутри социальных групп, с проявлением духовных качеств. В этом проявляется суть: человек остаётся бахаи, где бы он ни был.
– Как пришли к пониманию, что вы лично бахаи?
– Начну с того, что я сам из атеистической семьи. Мой дедушка преподавал научный атеизм, и первые сведения о религии я получал из научной литературы атеистического характера. В начале 90-х годов во время учёбы в университете я стал встречаться с представителями разных религий в поисках ответов на естественные вопросы о роли религии в жизни человека и общества. Мой поиск привёл меня к исследованию веры бахаи, в которой я увидел связь учения Бахауллы с насущными проблемами человечества и путями их решения.
Учение Бахауллы нацелено помочь человечеству преодолеть переходный период. Любой живой организм проходит различные этапы взросления. На данный момент человечество находится в переходном этапе – от детства к зрелости. И как любой переходный возраст, он связан с турбулентностью и изменениями. Зрелость человечества будет связана с достижением единства и установлением мира.
– Сколько сейчас бахаи в Казахстане?
– Сложно назвать точную цифру в силу того, что в вере Бахаи нет какого-либо обряда или ритуала посвящения. Любой человек, который принимает учение Бахауллы, может считать себя бахаи. Нам известно количество тех, кто зарегистрирован в сообществе, – более 1000 человек.
– Каковы базовые принципы вашей религии?
– Учение Бахауллы содержит различные принципы, касающиеся человеческой жизни и организации общества. Я могу упомянуть лишь некоторые из них:
- независимый поиск истины и духовное развитие;
- единство Бога;
- единство человечества и всех религий;
- гармония религии и науки;
- невмешательство религии в политику;
- равноправие мужчин и женщин.
– Получается, что они не противоречат принципам светского государства, а в какой-то степени соответствуют им?
– Интересный взгляд. Я никогда не думал о религии с точки зрения её "светскости". В самом термине "светское государство" заложено равное отношения к любой религии (что мы и наблюдаем в Казахстане). Это важная концепция, позволяющая сохранить мир и порядок, не допускающая вражду и проявление насилия между религиями в том числе. Сообществу бахаи наряду с другими религиозными организациями комфортно в Казахстане, и в этом, безусловно, есть роль государственного отношения ко всем конфессиям.
– С развитием технологий произошла ли какая-то трансформация внутри общества?
– Исходя из принципа гармонии религии и науки, технологии и открытия являются порождением науки, но сама наука не может предписать, как будут использованы её открытия. Религия может помогать принимать нравственные решения, касающиеся надлежащего использования плодов науки.
– Как повлияла пандемия на позиции религиозных организаций?
– Несомненно, сама ситуация очень трагична и стала большой неожиданностью и вызовом для человечества. Но мы также видим и новые возможности. Религиозные объединения активизировали своё участие в том, чтобы помогать обществу справляться с этими трудностями. В состоянии отчаяния и безысходности нужны были слова поддержки, которые наделяли силой, утешали и давали надежду.
– Каково отношение бахаи к другим религиям? К нерелигиозным людям или, наоборот, к радикально-религиозным и даже деструктивным?
– Бахаи верят в единство и связь, которые существуют между религиями. Все религии приходят от одного Творца. Сам этот принцип становится причиной, чтобы относиться к представителям всех вероисповеданий в духе дружелюбия и братского отношения.
Первопричину же процесса радикализации и появления деструктивных организаций мы видим в религиозном невежестве. Мировоззрение радикальных течений основывается на предрассудках, слепом подражании, на предвзятости, когда допускается превосходство одного над другими и есть стремление претендовать на обладание окончательной истиной.
Помочь нашему обществу справиться с радикализацией или предотвратить его может образование, которое включает в себя равенство всех перед законом, понимание, что мы – одно единое целое. Если нам необходимы какие-то изменения, они должны проходить естественным путём – через дискурсы и участие людей в обсуждениях. С этой точки зрения, Казахстан сделал большой шаг вперед. Мы это замечаем в Клубе руководителей религиозных объединений, где встречаемся с представителями других конфессий. Люди готовы знать, слушать и обсуждать.
Что касается людей, которые не избрали религиозный путь, – это их право выбора. Мы можем только отнестись с пониманием и уважением.
– Расскажите о взаимодействии с Управлением по делам религий города Алматы?
– Мы всегда поддерживаем мероприятия, которые организовывает управление (к примеру, вакцинация служителей духовенства, субботники). Такие доверительные отношения с государством стали складываться не так давно, когда по инициативе Управления по делам религий был организован Клуб руководителей религиозных объединений. Это открыло новые возможности. Во-первых, для того, чтобы развивать братские отношения с представителями других религий. Во-вторых, мы видим, как стало меняться отношение государства – с осторожного к более открытому, "слышащему". Мы решаем общие задачи совместно, на площадках, которые организует Офис общественной информации бахаи Казахстана, приглашая представителей государства, институтов гражданского общества, других религиозных конфессий и представителей СМИ в онлайн-формате.