"Думка"

Как и многие театры, Пражский национальный балет озабочен поиском новых балетмейстерских талантов. При театре существует творческая лаборатория, где артисты могут попробовать себя в качестве хореографов, поставить и показать свои опусы. Одной из самых удачных оказалась "Думка" О. Винклета.



"Я дал ему полную свободу сделать то, что он хочет, единственная просьба с моей стороны заключалась в том, чтобы была какая-то славянская тема", – отметил руководитель балетной труппы.
Разносторонне одарённый танцовщик не только прекрасно танцует, но также играет на музыкальных инструментах и сочиняет музыку. В эпоху глобализации сохранение национального колорита равнозначно сохранению своего лица. Поэтому героиня спектакля так внимательно вглядывается в свое отражение. Сценография спектакля проста и одновременно очень изобретательна. Шесть зеркал из стекла особого состава выстроились в ряд по центру сцены. Вначале они покрыты бумажной плёнкой, и фигуры танцовщиков за стеклом вырисовываются тёмными силуэтами.

Постепенно срывая бумагу, героиня как бы заглядывает в себя, в свою память, счищает с неё паутину времени, плесень забвения, пытаясь найти там свои корни, детство, воспоминания. Они и возникают за стеклом, игра с освещением и качество стекла дают возможность одновременно увидеть и отражение танцовщиков, стоящих перед ним, и тех, кто стоит позади.



"Аспекты"

Польский хореограф Катаржина Козельска не мудрствуя лукаво просто рассказала историю о себе. Две героини в ее спектакле "Аспекты" – это два аспекта её личности, танцовщица и хореограф. Впрочем, аспектов гораздо больше, если считать танцовщиков с зеркалами, которые появляются с разных сторон, окружая героиню. Вглядываясь в них, она выбирает один, свой единственный путь, с чего и начинается история её творчества.



Хореограф ставит танцовщиц на пуанты, но очень своеобразно соединяя пальцевую технику с движениями современного танца. Идея костюмов в нюдовых тонах принадлежит Катарине Козельской и Сесиль Баранкевич. Хореография очень красива, и вероятно не нужно здесь искать какие-то особенные смыслы, пластика тела прекрасна сама по себе. Движение ради движения - и это может быть прекрасно!

"Perfect examplе"

И в завершение вечера ещё один взгляд, но уже не внутрь себя, а довольно-таки жёсткий и безжалостный взгляд на наш мир со стороны – глазами хореографа Андрея Кайдановского в его Perfect examplе ("Идеальный пример").

Андрей Кайдановский создаёт в своём спектакле пример "идеального общества", этаких подопытных роботов-кроликов в шлемах-бандажах, которыми можно идеально управлять с помощью высокочастотного напряжения. Правильно себя ведёшь – получай корм, отклоняешься от нормы – получай удар током. Звучат какие-то тексты на чешском языке, что-то о славянской идее, но понимание текста не так важно, зомбирование может происходить с помощью любых идей, от "великой американской мечты" до пресловутой национальной идеи. В конце спектакля танцовщики всё-таки срывают шлемы-бандажи, так что не всё так безнадёжно.



Пражская балетная труппа показала очень хороший профессиональный уровень и представила достойную актуальную программу, открыв нашему зрителю новые имена современных хореографов.

Текст предоставлен театром "Астана Балет".