Директор школы Haileybury Astana Джон Коулз: "Мы не даём детям готовых ответов, лишь направляем – и дети сами находят их"
Г-н Коулз находится на должности директора Haileybury Astana с августа 2020 года. До этого он работал в школе Haileybury UK в течение десяти лет в качестве академического руководителя и руководителя среднего звена. Более двух лет Джон Коулз жил в Алматы и участвовал в развитии школы Haileybury Almaty. Как он чувствует себя на новом месте после переезда в столицу, какие лучшие практики британского образования будет здесь прививать и как идёт обучение в период пандемии – в интервью Informburo.kz.
О переезде в Казахстан, школе и её ценностях
Моя семья – моя жена Сильвия и сын Луи – переехали в Нур-Султан в августе, ранее мы жили в Казахстане два с половиной года. Нам очень нравится город Нур-Султан, а особенно его архитектура, она очень отличается от Алматы. Что касается Haileybury Astana, она точно соблюдает все нормы, присущие группе школ Haileybury. Я считаю, что это отличная школа, в которой имеются невероятные ресурсы.
Учителя преданны работе, они усердно работают и делают всё возможное для детей. Из-за ситуации с Covid я встречался только с учениками младшей школы: они невероятно дружелюбны, у них огромное желание учиться, более того, родители учеников очень поддерживали меня, поэтому переход на новую должность в качестве директора школы оказался плавным настолько, насколько это возможно.
Очевидно, ситуация с Covid временами преподносит нам свои трудности, но я думаю, что мы как школа справляемся с ними, мы приспосабливаемся, и зачастую нам приходится менять наши планы с учётом изменений в ситуации с Covid. Поэтому в целом я доволен первыми двумя месяцами учёбы. Да, я очень доволен.
О работе во время пандемии и второй волне Covid-19
Что поменялось? Очевидно, в течение двух недель вся система образования не только в нашей школе, но и во всем мире должна была измениться. Мы должны были подготовить все наши ресурсы, чтобы работать онлайн.
На сегодняшний день в ситуации с Covid доказано, что у детей младшего возраста очень низкий статистический уровень заболевания, что очень хорошо.
Нам разрешили открыть младшую школу, и мы проводим уроки в обычном режиме. Мы делаем всё возможное для обеспечения безопасности учеников.
Мы готовы открыть старшую школу, но нам необходимо следовать требованиям законодательства. Наши учителя всегда работают онлайн, и хотя это не то же самое, что и физическое пребывание в классе, у всех наших учеников по-прежнему есть доступ ко всем нашим ресурсам и знаниям, предоставляемым учителями.
Я думаю, что мы как профессионалы стали лучше работать в этом режиме обучения. Но это не значит, что мне это нравится. Несмотря на то что я являюсь директором школы, я преподаю географию каждую неделю, и хотя этот стиль онлайн-обучения был для меня новым, я пришёл к выводу, что и онлайн можно очень тесно работать с детьми и следить за тем, чтобы они участвовали в процессе обучения. Из разговора с ними я знаю, что они хотят вернуться в школу.
Поэтому я думаю, что учителя довольно гибкие, ученики довольно гибкие, и за эти несколько месяцев мы действительно научились адаптироваться к дистанционному обучению и делаем его как можно лучше.
С потенциальным ростом Covid, я надеюсь, что младшая школа не будет закрыта или переведена на дистанционное обучение, поскольку, у детей младшего возраста риск заражения Covid очень низкий.
Что касается старшей школы, я должен следовать медицинским советам, так как я не врач, и, если риск заражения будет высок, мы будем продолжать дистанционное обучение.
Но я призываю всех подумать о детях и их развитии. Да, у нас есть экзаменационные классы. Да, мы поддерживаем их, но речь идёт не только об экзаменах и получении академических знаний. Это часть целостного образования, которую, я думаю, теряют наши ученики. Ученики в школе имеют возможность общаться со своими друзьями, участвовать в спортивных соревнованиях, в театральных постановках, уроках музыки и других активностях. Я считаю, что данную сторону образования онлайн-обучение не покрывает в той мере, в которой это возможно в школе.
И я считаю, что не только наши ученики, а все ученики в Казахстане и во всём мире, которые находятся на дистанционном обучении, теряют важную часть образования.
Учебные группы и безопасность
Учебные группы спроектированы так, чтобы в классе было не более 15 детей, где они сидят за партами с соблюдением дистанции, но могут взаимодействовать друг с другом, особенно это касается детей младшего возраста.
Детей младшего возраста очень сложно заставить соблюдать дистанцию, и вы должны понимать, что принцип учебной группы состоит в том, что учитель и ассистент учителя, которые находятся с ними, не контактируют с другими учебными группами.
Поэтому, когда дети перемещаются по школе, мы делаем всё возможное, чтобы они не контактировали с другими учителями или другими учениками. Они не контактируют с ними, даже когда играют на детской площадке, – они находятся на определённых площадках, чтобы избежать массового заражения.
Поэтому риск, что ребёнок заразится коронавирусом, не распространится по всей школе. В противном случае мы изолируем эту учебную группу, эти ученики будут учиться дистанционно, пока не закончится 14-дневный период самоизоляции. Это означает, что остальные ученики в школе могут продолжить свою обычную учебную программу в школе.
Вот как мы защищаем детей в школе: проверка температуры при входе, средства для дезинфекции рук в каждом классе и коридорах, дезинфицирующие коврики для ног, ультрафиолетовые фильтры. В школьном медицинском центре работают два квалифицированных врача и медсестра. В школу допускаются только учителя и сотрудники, мы чётко следуем протоколу по Covid для обеспечения безопасности каждого.
Читайте также: Директор школы Haileybury Almaty Саймон Миллс: "Мы планируем открыть собственный детский сад"
Об онлайн- и офлайн-форматах обучения
Часть работы учителя состоит во взаимодействии с учениками и студентами, и это приносит удовольствие. Да, есть дистанционное обучение. Да, образование улучшилось, и мы гораздо лучше адаптируемся к этому. Но как учитель, когда вы находитесь в классе, вы можете работать с учениками, используете жестикуляцию и мимику, можете понять мимику и жесты учащихся, а часть навыков учителя состоит в умении "читать" детей, в понимании их настроения и оценивании прогресса в их работе. Вы получаете социальное взаимодействие с учениками, которое отличается в процессе онлайн-обучения.
Это можно сделать онлайн, но даётся сложнее. Также детям младшего возраста я бы не рекомендовал долго находиться перед экранами телефонов, компьютеров. Дети в старшем возрасте потенциально могут справиться с этим, потому что мы очень много времени проводим, глядя на экраны, однако важно тщательно сбалансировать процесс обучения, особенно если во время перемены или после школы они всё ещё используют свои устройства.
Ученикам любого возраста нужно время вдали от экрана, однако как родитель я также знаю, как сложно заставить детей оторваться от экранов.
Я надеюсь, что мы вернёмся к традиционному формату обучения, потому что часть удовольствия – это работа с детьми. Дети находятся рядом со своими друзьями, а также есть забота наставника и другие виды деятельности: мы занимаемся спортом, плаванием, театральными постановками, музыкой, что очень сложно воспроизводить онлайн.
Вы, вероятно, любили школу, потому что у вас там были друзья. Это социальное развитие учеников, которое, вероятно, беспокоит меня больше всего. Потому что, да, они могут пойти и встретиться с друзьями в торговых центрах и кафе в будние дни, но на самом деле школа обучает их лидерским навыкам и берёт на себя обязанности по работе с учениками младшего возраста. Общение с друзьями очень важно для детей любого возраста, но особенно для школьников-подростков.
О грантах
Когда создавались школы Haileybury, их учредители хотели, чтобы талантливые дети из семей, которые не могут позволить себе обучение в этой школе, смогли бы здесь учиться. И в обеих школах в Казахстане мы практикуем это.
Мы предлагаем гранты для учеников в возрасте от 16 до 18 лет. У них будет возможность получить диплом по программе Международного бакалавриата.
Программа работает посредством академического отбора. Мы проведём конкурс на получение гранта, затем выберем определённое количество учеников, после чего они пройдут дополнительное тестирование. Затем я, несколько учредителей и учителей проведём собеседование с этими учениками.
Данный процесс очень избирательный. Однако это не означает, что вы не должны подавать заявку. Если вы не подадите её, у вас никогда не будет шансов на победу, и отчасти этот избирательный процесс покажет вам, насколько вы гибкие и смелые.
Когда я работал в Алматы, у меня был ученик, который затем поступил в Кембридж. Также у меня был ученик, который затем поступил в университет Лиги Плюща.
Программа получения грантов будет осуществляться в обычном режиме. Я очень надеюсь, что в следующем учебном году мы вернём офлайн-систему.
О подготовке к экзаменам и программе EAL
Тестирование включает в себя тест по математике.
Затем тестирование по английскому языку, в котором оцениваются знания ученика по английскому языку.
А затем тест на когнитивные способности – логику, способность принимать решения, память, внимание, воображение. К этому подготовиться уже будет сложнее. Это показатель ваших академических способностей.
Я бы посоветовал подать заявку, даже если вы плохо владеете английским языком, или боитесь, что у вас низкий уровень владения им. Мы работаем со многими детьми, которые начинают с очень слабого английского. То, что вы не говорите по-английски, не означает, что вы не очень способны к учёбе. Многие из наших учеников начинают с очень низкого уровня владения английским языком и покидают нас, поступив в элитные мировые университеты.
На собственных примерах мы знаем, что если выберем одарённых детей, которые будут интенсивно заниматься по предмету "Английский как дополнительный предмет", то они удивительно быстро овладеют языком и будут спокойно заниматься в классах. Это ключевая вещь. У нас есть преданные своему делу учителя, которые обучают таких детей и показывают чудесные результаты в течение нескольких недель.
Программа EAL – это английский язык как дополнительный язык. Когда вы изучаете язык, и особенно в случае с маленькими детьми, его необходимо подкреплять. Дети в классах постоянно говорят на английском языке.
Что мы делаем по нашей программе по изучению английского как дополнительного языка? Вы слышите английскую речь всё время. Наши ассистенты по английскому как дополнительному языку работают с ребёнком, они подробно разбирают язык, дают основные ключевые слова и помогают учащимся понять, как построить и развить свои языковые навыки.
Мы даём много наглядных примеров использования ключевых слов. Как бы укладываем фундамент. И ребёнок может затем начать активно участвовать в уроке. Таким образом, английский как дополнительный язык – это изучение языка, но быстрее, чем если бы вы старались понять его самостоятельно, находясь в англоговорящей среде. Здесь даётся структура языка, своеобразные зацепки для мозга. И вы уже думаете: хорошо, это существительное, а это глагол.
Наши учителя английского языка учат работать со звуками через песни, петь – это очень здорово. Записывание слов, прослушивание видео, аудио... Это очень сильно помогает вовлечь разные аспекты мозга и позволяет понять, что означают английские слова, независимо от того, на каком языке дети говорят дома. Дети обладают удивительной способностью изучать новые языки намного быстрее, чем взрослые. В молодом возрасте их мозг похож на губку – он поглощает информацию. Никогда не недооценивайте способность ребёнка воспринимать новую информацию. Человеческий мозг подобен мускулам: чем больше вы работаете над его развитием, тем больше он растёт, и увы, по мере того, как вы становитесь взрослее, вам приходится работать усерднее, чтобы освоить знания.
С подробностями участия и получения частичной и полной стипендии на обучение в Haileybury Astana по программе Международного бакалавриата на 2021–2023 учебные годы можно ознакомиться на сайте.
О специфике британского образования
Я не эксперт по образованию в Казахстане, но я был в местных казахстанских школах, наблюдал за техникой преподавания, и эта техника отличается от наших методов преподавания, отличается сама подача.
Когда я учился в школе, британская система образования сильно отличалась от нынешней. Это было очень механическое заучивание, мы переписывали с доски, запоминали факты и цифры, и я должен признать, что боялся некоторых моих учителей, которые были очень строгими. И было ли это интересно? Не совсем. Мы учились, но ни один ребенок не должен бояться своих учителей. Обучение, которое мы получали, часто было очень скучным и на самом деле не стимулировало нашу страсть к обучению по всем предметам. Это очень сильно зависело от того, какой учитель у нас был. Моим лучшим учителем был учитель географии. Он был добрым, заботливым и поддерживал меня, поэтому я полюбил этот предмет и в конце концов решил изучать его в университете. Увы, учителя иностранных языков в моей школе были не такими добрыми, и это отговорило меня от изучения языков, о чём я очень сожалею сейчас во взрослой жизни.
Теперь английское образование изменилось. Модели образования, которую я получил еще мальчиком в 1970-х, уже не существует. Идея состоит в том, что можно получить всю необходимую информацию на наших смартфонах. Мы пытаемся воспитать граждан, которые могут окончить школу и быть устойчивыми. Чтобы они были психически здоровыми, могли учиться на своих ошибках и адаптироваться к проблемам. Современное обучение – это решение проблем, которые подготовят учеников к жизни после школы.
Теперь мы знаем, что когда пятилетний ребенок идёт в школу, оканчивает её в 18 лет и поступает в университет, 30% рабочих мест ещё даже не существует. Поэтому мы должны дать им навыки обучения, чтобы они могли адаптироваться, быстро усваивать новые идеи и информацию и добиваться успеха в своей будущей карьере.
Британская система образования в значительной степени основана на положительной похвале, она позволяет детям совершать ошибки, а затем показывает, как на них учиться, поэтому она строится на знаниях.
Система английского образования даёт целостное образование. Это не только академические навыки. Оно заключается в социальных навыках, в том, как вы справляетесь с проблемами, как вы руководите командами. Жизнь – это больше, чем просто быть умным. Ведущие университеты и работодатели в поиске людей, которые настроены позитивно, готовы рисковать и излучают уверенность.
И если вы хотите добиться успеха, если посмотрите на всех успешных людей в мире, у них есть способность творчески справляться с проблемами, справляться, когда что-то идёт не так, никогда не сдаваться, быть общительными и так далее. Самые успешные люди – это те, кто способен противостоять личным неудачам, учиться на собственном опыте, а затем снова делать это. Они никогда не сдаются!
Также, несмотря на то что мы индивидуальны, мы все играем определённую роль на планете. Мы растим поколение, которое должно заботиться о Земле, вероятно, лучше, чем наше поколение.
Большая часть нашего обучения основана на философии "служения обществу". Предоставление ученикам возможности помогать другим, которым, возможно, не так повезло, как им самим, – это мощный способ для детей понять социальную ответственность не только в микромасштабе, но и в глобальном. У наших детей есть ряд возможностей помочь другим в Нур-Султане и Казахстане, и это одна из областей, которыми я больше всего горжусь как директор этой школы.
Большая часть нашего обучения – это обучение на основе проектов. Поэтому мы не даём детям ответы, мы направляем их, и они сами находят свои ответы. Это означает, что, да, они будут хорошо сдавать экзамены, что им нужно много работать, это стимулирует их мозг, и, как я часто говорю, мозг похож на мышцу: чем больше вы его тренируете и растягиваете, тем больше он развивается.
Если вы выполняете скучную работу, мозг не развивается. Развивать мозг помогает музыка. Двуязычие тоже является хорошим фактором в развитии ребенка. Поэтому наши дети здесь не только разговаривают на своем языке, будь то русский, казахский или какой-либо другой язык, они также говорят на английском языке. Многие наши ученики говорят на трёх и более языках, и это, скорее всего, сделает их умнее, чем детей, говорящих только на одном языке.
В этом возрасте мозг ребенка, как губка, он усваивает знания намного легче, чем мозг взрослого человека, поэтому мы как бы перегружаем ребенка в информационном плане.
Когда наши ученики уезжают и поступают в университет, они могут спокойно решать проблемы, и именно на это и направлено английское обучение.
Об адаптации британской модели в Казахстане, специфике и преимуществах
Каждая школа Haileybury отличается, даже если следует одним стандартам нашей школы. В основе всего лежат ценности школ Haileybury, которые прежде всего служат во благо общества, дают всестороннюю академическую поддержку, защиту и заботу об учениках.
Сейчас мы в Казахстане. И если вы сравните нас со Школой Haileybury UK, у нас более высокий процент учеников, у которых английский не является их первым языком, и мы должны адаптировать наше обучение в соответствии с этим.
Я думаю, что раз мы находимся в Казахстане, мы должны учитывать культурные особенности, уважать их и говорить о культуре Казахстана. Мы гарантируем, что детей обучают как языку, так и истории этой удивительной страны. Это фундаментальный устой школы.
Многие из наших учеников, вероятно, в будущем захотят поступить в международные университеты, и они должны больше знать о мировых тенденциях, чем наши британские ученики, которые хотят просто пройти английскую школу, и затем поступить в британские университеты. И наши ученики, потому как мы здесь и мы являемся международной школой, могут называться гражданами мира.
Разница есть, например, в спорте. В Англии играют в регби, лакросс, хоккей, крикет. Здесь, в Казахстане, мы больше играем в баскетбол, футбол. И я думаю, это наглядно показывает, как мы отличаемся.
В Нур-Султане принята программа Международного бакалавриата (IBDiploma). Мне нравится данная программа, потому что ученики продолжают изучать целый ряд предметов.
Программа Международного бакалавриата, по моему мнению, великолепна, если вы хотите, чтобы дети разносторонне развивались по всем предметам, изучали международный опыт и также понимали, что происходит в Казахстане.
По программе Международного бакалавриата также практикуется активное участие в общественной работе. Здесь мы можем сказать о теории познания, то есть понимании того, как мы получаем знания и как задаём и обсуждаем различные вопросы. Таким образом, здесь очень много философии.
Читайте также: "Я хочу пройти интернатуру в Space X": выпускники Haileybury Almaty о поступлении в зарубежные вузы
В рамках этой программы пишется так называемое расширенное эссе, когда ученик в школе проводит самостоятельное исследование с поддержкой. Это похоже на эссе или исследование на первом курсе университета. И это очень хорошо, так как когда вы пойдёте в университет, то уже будете иметь эти навыки. Опять же, это то, что нужно для топовых университетов Казахстана и мира.
Эта общепризнанная программа очень подходит для многих международных университетов и вузов Казахстана. Программе уже около 30 лет. Она была разработана экзаменационной комиссией с учётом разных систем образования по всему миру, избирая то, что, по их мнению, было самым лучшим. Это буквально когда взяли самое лучшее из таких программ как A-level, французский бакалавриат и объединили в одну. И это, вероятно, самая лучшая система образования, которую вы можете выбрать.
Если мы говорим об обычной местной школе, ученик заканчивает её в 17 лет. По программе МБ (IBDiploma) и во многих международных школах ученик обычно выпускается в 18 лет. То есть можно сказать, что автоматически возникает один год академического преимущества.
Программа Международного бакалавриата широко признана, и университеты знают о её академических требованиях. Это не означает, что если ребенку 17 лет, то он не сможет поступить в топовые университеты Казахстана или мира. Но если бы я был председателем приёмной комиссии, я бы отдал предпочтение выпускнику программы Международного бакалавриата, потому что я знаю эту программу и знаю её академические требования.
Об идеальной школе, родителях и совместной работе
Идеальная школа – это отношения, в которых партнёрство стоит на первом месте. Это партнёрство между ребёнком, школой и родителем.
Я думаю, что времена, когда родителей почти исключали из школ, прошли или должны были пройти. Родителям нужно чувствовать, что они могут доверять школе. Я считаю, что лучшая школа – это проактивная школа, работающая с родителями. Мы знаем, что дети иногда совершают ошибки, но они все равно добьются успеха. Важно, чтобы между родителем, ребёнком и школой было постоянное общение.
Что такое система хаусов? Это часто задаваемый вопрос, поскольку он присущ только британской системе образования. Большинство людей знают об этой идее, поскольку она используется в фильмах о Гарри Поттере, в школе Хогвартс. По сути, это школа в школе и способ для учителей контролировать академическое обучение, а также личное развитие детей.
Система хаусов (домов – houses) в Haileybury Astana
Каждый ученик Haileybury Astana закреплен за одним из четырех хаусов в школе. В старшей школе хаусмастеры (Housemaster) несут ответственность за воспитательную работу и заботу об учениках, с которыми они встречаются каждый день. Четыре хауса (дома) представляют собой небольшие общины в школе и способствуют идентификации учеников с персоналом и другими учениками в их хаусе по всей школе.
Здоровая конкуренция устанавливается между хаусами через школьные спортивные состязания, исполнительское искусство и академические соревнования.
Я хотел бы, чтобы родители не смущались, идя в школу: они должны поддержать и принять то, что делает школа. И я думаю, что школа во многом должна объяснять, почему мы делаем что-то определённым образом, и это может отличаться, если вы не прошли через нашу систему образования.
О наставниках
Английское выражение pastoral care (воспитательная работа) не всегда точно переводится на русский или казахский языки.
Pastoral care – это забота наставника о ментальном здоровье и благополучии детей. Помимо учителя-предметника есть House tutor (наставник) или классный руководитель, который ещё занимается воспитанием личности, социальным образованием и санитарно-медицинским просвещением.
Часть этого развития будет связана с взрослением. В частности, детям необходимо понимать, что физически происходит с их телами, они должны понимать свои эмоции по мере взросления.
У нас также есть система хаусов, где они занимаются спортом, вовлечены в развитие лидерских качеств. Детей нужно направлять и учить этим навыкам. Для некоторых это может происходить естественно, другим нужна дополнительная поддержка, но мы развиваем навыки, которые им понадобятся, после того как они закончат школу.
Дома их направляют родители, а в школе – наставники. Детям нужны границы, чтобы чётко понимать, что правильно, а что неправильно. Поэтому эта роль отдана наставнику. Она включает в себя также работу с родителями, установление целей вместе с детьми, чтобы они понимали: вы знаете, где им необходимо исправить свои ошибки.
На самом деле очень полезно выполнять заботу наставника: вы будете очень хорошо знать своих учеников, будете знать, что заставляет их смеяться, о чём они думают.
Об устойчивом развитии
Ключевой момент по целям устойчивого развития ООН – это призыв к гражданам беречь нашу планету. Надеюсь, мы сможем сделать ещё больше, чем уже сделали. Люди всё больше осознают, что у нас ограниченное количество ресурсов, и мы должны правильно их использовать. Мы пытаемся воспитать граждан, которые будут осведомлены об этом.
Есть много аспектов того, как мы будем обеспечивать устойчивое развитие. Если каждый будет думать, что он всего лишь один человек и от него ничего не зависит, никакого прогресса достигнуто не будет. В нашей школе мы говорим о том, что значит быть гражданином мира и что каждый из нас вносит вклад.
Наши ресурсы ограничены, и в образовательных программах, в частности на уроках географии, математики, науки, мы используем реальные примеры, чтобы дети могли понять, почему они это изучают и что это не просто теоретическая проблема. Тогда ученики смогут понять, зачем нам нужно, например, развивать электромобили.
Дети хотят заботиться о своей планете, и в этом возрасте их творчество не ограничено социальными нормами, которые часто мешают взрослым. Это именно та возрастная группа людей, которые, когда поступят в университет, будут привносить новые прогрессивные идеи.
Читайте также: Поколение Z: Чем живут молодые люди, проектирующие роботов
О планах по развитию школы
В ближайшем будущем я хочу построить счастливую школу. Это очень важно для меня. Я хочу наладить общение с родителями и сосредоточиться на создании ассоциации родителей Haileybury, которая существует в Haileybury UK и Haileybury Almaty.
В более долгосрочной перспективе я бы хотел заняться стратегией цифрового развития в школе. Многие наши ученики относятся к цифровому поколению, но мы должны обеспечить, чтобы они развивались дальше.
Важным вопросом является психическое здоровье, особенно среди подростков. Я бы хотел работать с родителями в рамках ассоциации родителей Haileybury, по социальным вопросам. И я бы также хотел разработать программу партнёрства родителей учеников Школы Haileybury, где мы бы работали с родителями и обсуждали не только вопросы касательно обучения, но и поднимали вопросы цифровой безопасности детей-подростков и взрослых.
Рассматривали бы многие вопросы: как работает человеческий мозг; психология детей; почему подростки реагируют определённым образом; как родителям лучше взаимодействовать с ребёнком по мере его взросления, – и также проводили семинары, где родители могли бы делиться опытом.
Это мои планы на ближайшее будущее, некоторые – на более долгосрочный период. Но, как говорят, Москва не сразу строилась. Я здесь только шесть недель, и это мои первые мысли об этой замечательной школе.