"Дети, вернувшиеся с войны". Как проходит адаптация детей, возвращённых из Сирии
"Мы жили в палатке. Помню, в один день был мощный взрыв. Многим оторвало руки, ноги. Мама плакала, говорила, что мы будем вместе. В раю", – вспоминает маленькая Айла.
Её родители забрали в Сирию в 2014 году. Отец и мать умерли на чужбине. Осиротевшую Айлу участники операции "Жусан" нашли в лагере для беженцев и вернули в Казахстан. Она в этом году окончила шестой класс, посещает танцевальный кружок. В Сирии у неё не было возможности учиться, а в медресе обучали совсем иному.
"Благодаря проведению геномной идентификации мы восстановили утерянные документы и привели их в порядок. Казахстанские дети, увезённые в Сирию родителями, не видели ничего, кроме войны. Даже после возвращения на родину многие долгое время боялись, спали под кроватью. Благодаря операции "Жусан" мы защитили их жизнь и право на детство", – говорит Дулат Жекебаев, заместитель председателя Комитета по охране прав детей МОН РК.
Говоря о гуманитарной операции, надо отметить, что Казахстан не изучал и не следовал какому-то международному опыту, его не было ни у кого – наоборот, сам стал примером миру и показал уникальный опыт по защите своих граждан, обманом привлечённых на войну.
В первое время не было методики по адаптации возвращённых из Сирии детей к социальной жизни. Даже было сложно с ними общаться. Поэтому специалисты начали работу с диагностики состояния депрессивности у детей, а потом уже занимались лечением психологической травмы. Осложняло лечение и то, что многие дети не говорили на родном языке.
227 возвращённых из Сирии детей – школьного возраста. 80% учатся в начальных классах. В первое время многие не успевали в учёбе за своими сверстниками, но сейчас уже освоились. Есть те, кто участвовал и даже побеждал на школьных олимпиадах.
Психолог Айжан Кикенова рассказывает, что в адаптации детей большую роль сыграла групповая работа со всем классом.
"Мы использовали игровые техники, арт-терапию. Поддержка одноклассников и учителей, окружение, атмосфера, – всё это помогает детям быстрее адаптироваться к нормальной жизни", – говорит Айжан Кикенова.
Это подтверждают и сами школьники.
"В Сирии ты можешь умереть в любой момент. Над головой всегда летали военные самолёты. Кидали бомбы. Мы жили в постоянном страхе. А в Казахстане весело и красиво. Есть речки, озёра. Мне нравится моя школа, тут есть всё", – делится впечатлениями ребёнок.
Семь из 60 старшеклассников завоевали первые и вторые места на районных и городских олимпиадах. Многие из них показывают успехи в математике.
"Немногие страны отважились вернуть своих детей из стран, где бушует война. Это можно назвать героическим поступком. Но на этом работа не заканчивается. Детей ждёт долгий путь адаптации к нормальной социальной жизни", – говорит Дулат Жекебаев, заместитель председателя Комитета по охране прав детей МОН РК.
Стоит отметить, что в этом году была разработана специальная методика по работе с детьми, возвращёнными из горячих точек. После утверждения Правительством документ будет принят в работу по всей республике.
*ИГИЛ – террористическая организация, запрещённая на территории Казахстана.