Данияр Камысбаев, коммерческий аналитик в компании "Шеврон", Хьюстон: Лидером может быть каждый
Коммерческий аналитик в подразделении "Шеврон" в Мексиканском заливе Данияр Камысбаев рассказал, почему казахстанские сотрудники из нефтяной отрасли востребованы в США, как происходит развитие карьеры в крупной корпорации, в которой он работает, и какие корпоративные ценности пришлись ему по душе.
– Данияр, расскажите, когда вы пришли в "Шеврон" и почему?
– Первоначально, до трудоустройства в компанию, я был прикомандирован в "Шеврон" и имел возможность познакомиться с её ценностями и стилем работы. Всё это хорошо описано в программе "Путь "Шеврона" (смысл программы – "прийти к результатам правильным путём". – Авт.), и меня удивил тогда сильный фокус на безопасности. Люди, человеческие жизни – это самое главное в компании. Я запомнил фразу, в которой были перечислены ценности компании: "Что нами движет? Наши люди, партнёрство и наша работа" – сначала люди, потом бизнес. Казалось бы, мы в офисе, не на месторождении, как это к нам относится? Но потом это уже доходит до автоматизма, и ты задумываешься: а стоит ли перейти дорогу на красный свет, даже если нет машин? Стоят ли эти десять секунд определённого риска? Этот подход меня привлёк.
– Вы были нефтетрейдером, а как попали в отдел стратегического планирования?
– Я понимал, что у меня есть коммерческий опыт трейдера – это так называемый midstream, который занимается коммерческой реализацией нефти и нефтепродуктов – но при этом не было детальных знаний в области нефтедобычи, ведь я не инженер. И когда я обсуждал с руководителями мой план развития карьеры, мне порекомендовали рассмотреть стратегическое планирование. Кстати, наличие такого плана – это тоже особенность компании "Шеврон", я подобное редко где видел. Он достаточно гибкий, может меняться, но вы выстраиваете путь, по которому хотите развиваться в компании.
– В августе этого года компания прикомандировала вас на зарубежное назначение в Хьюстон. Для чего?
– Моя текущая позиция относится к бизнес-подразделению в Мексиканском заливе. На эту вакансию больше года искали специалиста в Америке с подходящим опытом, но это не удалось, и тогда они стали искать его в подразделениях "Шеврон" по всему миру. Я подал заявку, и получилось, что необходимое сочетание коммерческого опыта и аналитики им удалось найти именно в Казахстане.
– То есть ваш казахстанский опыт оказался полностью применимым в Америке?
– Во-первых, я должен это сказать, и я неоднократно слышал это от многих моих коллег: в Казахстане у нас замечательные кадры. Очень высококвалифицированные и умные ребята. Опыт Казахстана и опыт США, с учётом того, что мы работаем в одной компании, очень сложно разделять. Компания предоставляет очень много тренингов, ресурсов для обучения. Причём, как правило, эти ресурсы не казахстанские, а они даются в компании "под одним зонтиком". Например, можно пройти американский тренинг, находясь в Алматы. Поэтому нельзя сказать, что какой-то опыт я мог бы получить только здесь и не мог получить в Алматы. И это очень большой плюс компании, которая столько вкладывает в людей, в кадры. Бизнес-системы компании одинаковы и в Казахстане, и в США, есть определённые нюансы, связанные со страной, законодательством, но способы расчётов, знания и опыт применимы везде.
– Отличаются ли менталитет и подходы к работе у казахстанских и американских сотрудников компании "Шеврон"?
– Думаю, да, конечно, отличаются. У нас разная культура, разная история, мы просто другие. И это всё идёт, как мне кажется, ещё со школы. Я видел во время учёбы в университете США, насколько обширны знания, которые нам дали в школе. У американцев знания более узкоспециализированые, и они обладают глубокими знаниями в какой-то определённой области. Ещё одно отличие американцев – стремление думать позитивно. Это зависит от восприятия мира, от мышления. Проблемы есть у всех, но восприятие их разное. Positive mindset (позитивное мышление. – Авт.) – это как раз инициатива, которую компания "Шеврон" старается привнести в решении любых проблем. Не "Шеф, всё пропало!", а "Окей, это – challenge (вызов), давайте попробуем решить вместе". Но при этом казахстанцы очень трудолюбивые! А в западном менталитете баланс между жизнью и работой очень важен.
– Где быстрее принимаются решения – в Казахстане или в США?
– Процессы в компании поставлены примерно одинаково. Поэтому процессы принятия решений внутри компании происходят одинаково и компания в последние пять лет делает очень многое, чтобы их оптимизировать. Это когда в первую очередь, условно, ставится вопрос: а кому нужен отчёт, который ты делаешь? Будет его кто-то читать? Если можно что-то автоматизировать, давайте автоматизируем.
– Как американские коллеги вас приняли?
– Они ждали человека, который наконец-то приедет работать! (смеётся). Конечно, многое зависит от подразделения, от команды, с которой работаешь. Мне повезло. В "Шевроне" есть такая ценность как one team (одна команда. – Авт.). Мы в одной лодке и делаем одно дело. Есть ещё один нюанс – это ТШО, один из крупнейших активов компании, многие здешние коллеги прошли через него, проходили там стажировки и назначения. Поэтому Казахстан и казахстанцы не что-то новое для них. Повторюсь, очень приятно слышать, как они отзываются о наших специалистах, работающих в Атырау. В Хьюстоне у меня сейчас период адаптации. Могу только сказать, что это самый быстроразвивающийся город США. Сначала я немного переживал – как ко мне здесь отнесутся. Но Хьюстон обогнал Нью-Йорк в плане разнообразия и многонациональности.
– А американские сотрудники не чувствуют себя в Казахстане оторванными от коллектива?
– Недавно я разговаривал с бывшим коллегой, который работал в Алматы, он сильно скучает и вспоминает этот город как одно из лучших своих назначений. Многие отзываются о Казахстане очень тепло и хотят вернуться. С точки зрения бизнес-процессов, наверное, нет ничего нового – мы под одним зонтиком, в одной компании. Чего не скажешь о проектах: например, проект будущего расширения ТШО – это уникальный и неоценимый опыт для любого сотрудника, в том числе экспата. И в принципе, в компании, если человек работал на различных проектах в нескольких странах, это всегда приветствуется: он получил опыт работы с разными культурами. Это касается и выработки личных качеств, в том числе навыков лидерства. Не обязательно применять их на уровне топ-менеджмента или менеджеров среднего звена, лидером может быть каждый. Каждый в своей сфере и на своем участке работы.
– Как в компании "Шеврон" понимают значение слова "лидерство"?
– Как мне кажется, понятие лидерства у каждого своё и состоит из многих составляющих. Лидер создает среду для сотрудников, в которой они думают и действуют как единая высокоэффективная команда, чтобы в полной мере обеспечить конкурентоспособность. При этом лидер не обязательно должен быть экспертом во всех отраслях, но должен окружить себя командой профессионалов, которые принимают правильные решения.
– Прочитав место вашего назначения, читатели наверняка вспомнят фразу "Хьюстон, у нас проблема". Как решают проблемы в "Шевроне"?
– Проблемы возникают всегда, где бы ты ни находился. И всегда есть оптимальный алгоритм решения каждой проблемы. Руководители и сотрудники компании имеют разноплановый опыт. Главное, в "Шевроне" я смело могу подойти к руководителю и сообщить о возникшей проблеме и своём видении её решения.
– Пробки в Хьюстоне такие же, как в Алматы?
– Здесь просто полос больше – пять-шесть, которые медленно, но едут. Стоять час, как на Аль-Фараби, такого нет (смеётся). Добираюсь до офиса минут за сорок пять. И ещё, в Алматы всё-таки есть один центр, и все дружно едут утром туда, а вечером – обратно. А в Хьюстоне центров несколько, и поэтому все едут на работу в разные места. Получается, город больше, чем Алматы, а скопление машин – меньше.
– У вас есть проект мечты?
– Для меня всё зависит не столько от проекта, а от того, чем заниматься, в какой роли. Поэтому я всегда говорил, что важна не локация. Надеюсь, в Казахстане будет такой проект, где можно использовать мои знания и навыки, и я обязательно вернусь.