Что сделано за десять лет по "Дорожной карте бизнеса – 2020" и почему её продлили?
В 2010 году в Казахстане внедрили программу "Дорожная карта бизнеса – 2020". За 10 лет она стала очень популярной среди предпринимателей. С лаконичной аббревиатурой ДКБ-2020 знаком каждый бизнесмен, который когда-либо получал субсидии от государства или участвовал в программе гарантирования кредитов под покупку трактора, швейного оборудования, сырья для посева и производства и так далее.
Пришло время подводить итоги, исполнители кратко резюмируют: учитывая возросший интерес и количество поступающих заявок, в последние три года спрос превысил предложение. В некоторых регионах желающих оказалось настолько много, что действительно не хватало денег на субсидирование и гарантирование по данной программе.
Как работает программа ДКБ-2020, кто ответственен за её результаты, а также какие итоги может подвести Правительство за десять лет работы? Informburo.kz собрал самое важное для читателей.
Что такое ДКБ-2020
Программу "Дорожная карта бизнеса – 2020" разработали и презентовали в 2010 году после Послания Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Тогда глава государства выступил с речью "Новое десятилетие – Новый экономический подъём" и поручил форсированно развивать регионы.
Ответственными за реализацию программы назначили центральные и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора. Контроль за исполнением задуманного возложили на Министерство национальной экономики. Основным оператором программы ДКБ-2020 является холдинг "Байтерек" через свою дочернюю организацию – фонд развития предпринимательства "Даму".
Цель программы: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Перед ДКБ-2020 стояли задачи:
- Повышение доступности финансирования для предпринимателей в сёлах, малых городах и моногородах.
- Увеличение производственных мощностей.
- Расширение бизнес-инициативы предпринимателей в регионах.
- Увеличение объёмов готовой продукции обрабатывающей промышленности.
- Создание новых конкурентоспособных производств.
- Увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.
- Недопущение перехода валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.
- Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства.
- Повышение компетенции предпринимателей.
- Повышение производительности субъектов индустриально-инновационной деятельности.
- Расширение деловых связей.
Чего удалось достичь в рамках ДКБ-2020?
За годы реализации дорожной карты доля малого и среднего бизнеса в ВВП увеличилась до 28,4%. Тогда как в 2015 году этот показатель равнялся 24,9%.
Читайте также: Гаухар Бурибаева, фонд "Даму": программа ДКБ-2020 – эффективна и будет продлена до 2025 года
"Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 400 тысяч человек, составив 1,3 млн, а число занятых увеличилось на 300 тысяч и составило 3,3 млн человек. По итогам реализации программы финансировано более 16 тысяч субъектов предпринимательства, обучено более 100 тысяч предпринимателей, произведено продукции на 15,5 трлн тенге, уплачено налогов на сумму 1 трлн тенге", – сказано в отчёте.
Госпрограмма доказала свою эффективность. С 2010 года в результате её реализации сохранено более 342 тысяч рабочих мест и создано свыше 94 тысяч новых.
К примеру, номенклатура экспортируемых товаров обрабатывающей промышленности увеличилась на 21%. В частности, появились такие новые экспортные товары, как аккумуляторы, прокат плоский из железа или нелегированной стали, проволока из нелегированного алюминия.
"За 2010-2018 годы сформирован каркас для развития обрабатывающей промышленности. Так, появились новые точки роста в результате реализации 1250 проектов на сумму 7,9 трлн тенге и привлечения 29 инвесторов из списка Global-2000/ТНК. Создана эффективная базовая индустрия посредством модернизации 35 предприятий, появления новых направлений экономики и новых товаров с высоким экспортным и инновационным потенциалом", – сказано в отчёте Кабмина.
Программа ДКБ-2020 доказала свою эффективность, но поддержка бизнеса не прекратится 31 декабря 2019 года. Президентом Казахстана уже утверждён общенациональный план, согласно которому выделяются дополнительные деньги и разрабатывается новая программа поддержки бизнеса до 2025 года.
На данный момент прорабатываются условия программы. То есть концептуально уже решено, что ДКБ продлевается до 2025 года, но фактически она будет утверждена в ближайшее время, как только закончится проработка всех деталей.
Что нового предлагается в программе ДКБ-2025?
На том же заседании Правительства были одобрены новые подходы поддержки бизнеса в рамках дорожной карты до 2025 года. На повестку также вынесены вопросы реализации проекта "Ауыл – Ел бесігі" и план работ Кабмина на 2020 год.
Проект госпрограммы "Дорожная карта бизнеса – 2025" предусматривает идентичные цели и задачи, однако инструменты поддержки усовершенствованы. Так, увеличивается размер кредитования с 60 до 360 млн тенге. На следующий этап реализации программы выделено 421 млрд тенге, что в 1,5 раза больше финансирования за предыдущие пять лет.
В результате реализации ДКБ-2025 ожидается:
- увеличение доли МСБ в ВВП не менее 35%;
- доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 13,4%;
- рост налоговых поступлений от предпринимателей не менее чем в два раза;
- создание новых 30 тысяч рабочих мест.
Таким образом, свыше трети экономики будет приходиться на малый и средний бизнес уже в 2025 году, а к 2050 году МСБ составит уже половину ВВП страны.
Председатель правления АО "НУХ "Байтерек" Айдар Арифханов рассказал, что большое значение при реализации программы имеет деятельность регионов. Холдинг активно сотрудничает с акиматами областей. Среди регионов по сумме кредитов в рамках субсидирования в 2018 году лидировали города Алматы, Нур-Султан и Атырауская область. По сумме кредитов в рамках гарантирования – Актюбинская область, города Нур-Султан, Алматы.
Читайте также: Дорожная карта бизнеса – 2025: какие новые инструменты поддержки бизнеса собираются внедрить
В этих регионах уже имеются успешные проекты. Как, например, в Туркестанской области ТОО "Бал Текстиль", которое производит более 500 разновидностей ковров и является первым казахстанским поставщиком продукции для всемирно известной торговой марки IKEA. В той же области компания "Билал" занимается производством молотого кофе.
Интересно, что появляются проекты социального характера. В Актюбинской области при поддержке холдинга строятся частная школа, интернат, в рамках государственно-частного партнёрства реализуется проект по оказанию услуг скорой медицинской помощи с загруженностью 200 тысяч вызовов в год.