Анар Жумагулова, Beeline Казахстан: Бизнес, который работает только ради доходов, уже нежизнеспособен
В мире, где всё больше людей осознают, что им нужно не только думать об устойчивом будущем своей семьи, страны и планеты в целом, но и действовать, компании помогают им в этом, внедряя и реализуя экологические и социальные проекты. Какова специфика корпоративной социальной ответственности (КСО) в телеком-секторе и как технологические проекты содействуют устойчивому развитию общества, informburo.kz рассказала Анар Жумагулова, CSR-менеджер Beeline Казахстан.
– Анар, расскажите, как трансформируется КСО в современном мире, включая опыт Beeline Казахстан?
– Можно смело сказать, что в настоящее время бизнес, действующий только с целью получения хороших финансовых показателей, уже нежизнеспособен.
И нельзя, и, замечу, бесполезно говорить с потребителями только о стоимости и качестве продуктов и услуг. Особенно это касается крупных компаний и компаний, работающих в среде высокой конкуренции.
По сути, все предложения сейчас не сильно отличаются по цене и другим параметрам. И поэтому часто большее значение имеет лояльность к бренду, понимание, что данная компания не просто работает ради прибыли, но и является полноценным и активным участником сообщества и способствует его развитию и улучшению.
Буквально пять лет назад разница в успешности компаний, инвестирующих в социальные проекты, и компаний, не работающих в области КСО, не была существенной. Радует то, что сейчас первые компании демонстрируют лучшие финансовые показатели.
Раньше это было справедливо для иностранных компаний, а сегодня этот принцип работает и на казахстанском рынке.
В западной терминологии уже достаточно давно используется термин "устойчивое развитие", он как раз о КСО. Сегодня человек ориентируется на решения, в том числе технологические, которые помогут устойчивости его жизни. Есть большой запрос социума на то, чтобы с помощью технологий формировать безопасную устойчивую среду. И бизнес должен учитывать этот запрос общества.
Если говорить о Beeline Казахстан, то наши социальные проекты – это, прежде всего, инвестиции в направления, непосредственно связанные с нашим бизнесом: когда мы можем с помощью наших технологий заметно повлиять на решение каких-то проблем общества.
– Какие социальные проекты действуют сейчас в Beeline Казахстан? Какой бюджет на это выделяет компания?
– В последние несколько лет Beeline Казахстан в своей социальной деятельности чётко фокусируется на двух направлениях: это поддержка молодёжного цифрового предпринимательства и проекты в области цифрового образования. Так, например, с 2014 года действует проект "Безграничные возможности": предоставление безлимитного скоростного интернета социальным учреждениям.
В основном наши благополучатели – это фонды, центры, школы, которые занимаются лечением, развитием, специальным обучением детей с ограниченными возможностями.
Это 25 организаций по всей стране, в числе которых центр "Кенес", Ассоциация родителей детей-инвалидов, фонды "Добровольное общество милосердия", "Солнечный мир", "Еламан", библиотеки и спецшколы для слабовидящих в Шымкенте и Алматы, а также другие подобные учреждения.
Кроме расходов, которые компания несла при техническом оснащении, ежегодно мы предоставляем этим организациям интернет на сумму около 80 млн тенге.
Благодаря нашей поддержке, эти благотворительные организации проводят дистанционно различные обучающие вебинары, скайп-сессии с родителями больных детей из отдалённых регионов, онлайн-встречи с ведущими врачами и экспертами. Дети из специальных школ имеют возможность участвовать в профильных олимпиадах, проводятся телемосты с другими странами.
Что касается работы для развития цифрового предпринимательства среди молодёжи, мы уже третий год активно поддерживаем фонд Enactus и в рамках их Национального кубка проводим свой конкурс диджитал-проектов.
В нём могут принять участие команды Enactus из любого вуза страны, предоставив на суд жюри свои цифровые проекты. Оценивают эти проекты топ-менеджеры и эксперты Beeline. Трём лучшим проектам предоставляются денежные гранты от компании.
Воспитывая Generation Digital
– КСО выходит из понятия общей социальной ответственности и этики, в том числе это внутренняя политика компании по отношению к своим сотрудникам. Как КСО влияет на подбор и развитие персонала, оплату труда, внутренние коммуникации?
– Один из принципов КСО – это предоставление равных прав и возможностей в отношении как сотрудников, так и внешних соискателей.
Мы никогда не ставим ограничений при публикации вакансий в отношении пола, возраста, вероисповедания кандидатов. Такого принципа мы придерживаемся как внутри компании, так и вовне.
Мы проводим прозрачный отбор, который основан, прежде всего, на профессионализме, знаниях, достижениях и навыках кандидатов. И всегда на конкурсной основе.
Кроме того, Beeline поддерживает молодые таланты: практически со дня основания работают программы стажировки студентов. С этого года в рамках такой программы, которая называется Digital Generation, студенты проходят стажировку на платной основе и самые лучшие попадают в кадровый резерв, а двое уже стали сотрудниками компании.
– Beeline входит в международную группу телекоммуникационных компаний VEON. В связи с этим какие международные кейсы по политике КСО были переняты у коллег из других стран?
– Все компании VEON в области КСО работают в рамках вышеназванных фокусов: мы большая технологичная компания и мы заинтересованы в развитии цифрового образования и молодёжного диджитал-предпринимательства. Практически во всех странах мы проводим различные хакатоны, диджитоны, а также оказываем поддержку социальным институтам, работающим в этих направлениях.
– Как инновации помогают осуществлять политику КСО? Влияют ли такие методы, как открытие школы Big Data, на общее понимание КСО среди молодёжи?
– Являясь лидером на рынке телекоммуникационных услуг, мы, конечно же, стремимся использовать в своих социальных проектах достижения новых технологий и самые современные решения. При этом, как правило, первыми клиентами наших новых инновационных продуктов становятся наши сотрудники. А это тоже одна из основных аудиторий корпоративной социальной ответственности каждой компании.
Так, сотрудники Beeline первыми ощутили на себе преимущества использования карт Beeline, СМС-оплаты проезда в общественном транспорте. Причём в настоящее время мы имеем возможность ездить за 1 тенге, остальную сумму за проезд оплачивает за сотрудника компания.
Если говорить про Big Data School – конечно, это замечательная возможность для молодёжи, развивающей себя в области программирования и создания новых цифровых продуктов, получить актуальные профильные знания и навыки.
Думаю, молодые люди, которые, например, участвуют в наших хакатонах, конкурсе, проводимом нами в рамках Enactus, или обучающиеся в нашей школе больших данных, не особенно задумываются о том, КСО это или что-то другое.
Нам важно развивать это направление, потому что грамотное, продвинутое в области инноваций молодое поколение – это важно для общества. А ещё это лояльность и повышение доверия к нашему бренду, что не менее важно для нас, как для бизнеса.
Задачи с государством – общие
– Как отражается политика КСО компании Beeline Казахстан на взаимоотношениях с государственным сектором? Есть ли какие-то пересечения КСО госструктур и компании?
– Правильная КСО – это деятельность, направленная на решение проблем общества и улучшение качества его жизни. Причём мы целенаправленно работаем именно в тех областях, развитие которых важно именно на локальном уровне, то есть для государства в целом.
Так, при реализации проектов "Безграничные возможности", "Безопасный интернет" мы тесно работали с МОН РК, областными управлениями образования – задачи общие.
– Во главу угла Beeline Казахстан всегда ставит приоритеты клиента. Насколько далеко распространяется КСО в отношении пользователей? Бывали ли моменты, когда желания клиентов противоречили КСО компании?
– Телекоммуникационный бизнес уже по своей сути является социально ответственным. Мобильные операторы по всему миру работают над созданием программ, способствующих решению широкого спектра социальных проблем.
С помощью мобильных технологий человек, где бы он ни находился, может получить доступ к качественному образованию, здравоохранению и достойным условиям труда. Предоставление услуг связи в удалённых регионах страны сокращает социальное и географическое неравенство.
Да, как и в любом бизнесе, приоритеты клиента – это наша отправная точка. И адресация к ним – это, с одной стороны, попытка установить надёжные и долгие отношения, формирование стойкой лояльности. С другой стороны, это разработка и внедрение продуктов, которые будут нужны, интересны и, как следствие, хорошо продаваемы.
Противоречия КСО проектов с желаниями клиентов трудно представить. Ведь мы работаем в тех направлениях, которые как раз способствуют улучшению жизни, при этом максимально учитывая локальные потребности нашего общества.
Большие перспективы КСО – в партнёрстве
– Бывает ли, что КСО по отношению к клиентам противоречит КСО по отношению к деловым партнёрам?
– Нет, такого в нашей работе не бывает.
– Насколько сильной бывает интеграция B2B- и B2C-сфер? Речь идёт о совместных проектах, акциях.
– Реализуя проекты для студентов, мы тесно работаем с вузами. Инновационные проекты, имеющие большое значение и в социальном смысле, тоже часто реализуются в сотрудничестве с другими крупными компаниями. Например, с банками.
– Насколько проект "Звёзды тенниса в Казахстане" (благотворительный выставочный матч Рафаэля Надаля и Новака Джоковича), который разрабатывается совместно с Федерацией тенниса Казахстана и другими компаниям, сопряжён с политикой КСО компании Beeline?
– Beeline уже много лет является спонсором Федерации тенниса РК (ФТК). Мы партнёры и заинтересованы в популяризации тенниса, особенно детского.
Кроме того, нам бы хотелось, чтобы как можно больше людей знали об успехах казахстанского тенниса.
Помню, в 2011 году как раз в этих целях мы организовали поездку журналистов на Кубок Дэвиса в Аргентину. Благодаря этому участие наших спортсменов было активно освещено в СМИ, и, кроме того, наши журналисты очень поддержали казахстанскую команду вдали от родины, сидя на трибунах Буэнос-Айреса и болея за своих.
Что касается звёздного матча – мы просто не могли не поддержать это поистине уникальное событие. Выдающиеся теннисисты приедут в нашу столицу, покажут своё мастерство и, конечно, вдохновят многих юных казахстанцев заниматься спортом.
Все вырученные средства будут направлены Федерацией тенниса на благотворительность. А Beeline и в дальнейшем планирует традиционное партнёрство с ФТК. При этом основная часть денег, выделяемых нами, пойдёт на развитие детского тенниса.