Акцент на управление. Как банки в Казахстане получали прибыль в 2020 году?
"Евразийский банк" объявил консолидированные результаты своей деятельности и деятельности своих дочерних организаций за 2020 год. Конечно, основная интрига в изучении прошлогодней отчётности банков заключается не только в том, какие финансовые показатели были получены, но и какие стратегии выбирали банки в период форс-мажоров и как смогли управлять маржинальностью. Насколько изменились подходы и основные процессы в банковском секторе? Давайте посмотрим.
Как противостоять пандемии и увеличить прибыль
Самым впечатляющим показателем в отчётности Евразийского банка за 2020 год стал рост консолидированной прибыли в полтора раза – она достигла 6,8 млрд тенге. Причём если бы банк не продал свою московскую "дочку" с дисконтом, прибыль была бы выше ещё на 2,1 млрд тенге.
"Год мы прошли не просто нормально, а хорошо. Намного лучше, чем ожидали в начале, или даже в августе прошлого года. Основные финансовые показатели выросли: мы нарастили активы и капитализацию, сохранили сбалансированную платёжеспособную клиентскую базу", – прокомментировал председатель правления Евразийского банка Валентин Морозов. Он добавил, что "сдержанно доволен" и текущими показателями этого года.
Факт такого роста прибыли за 2020 год тем более интересен, что общий ссудный портфель банка сократился в связи с коронакризисными ограничениями на 13% – до 562,433 млрд тенге. Определённую "просадку" по притоку финансовых средств дала и отсрочка по кредитам, которая была предоставлена около 185 тыс. клиентам банка, причём 20% из этих клиентов смогли вернуться в график не сразу после окончания отсрочки, а только к концу года. Снизились и комиссионные доходы банка – почти на 11 млрд тенге.
В то же время в прошлом году казахстанцы стали меньше тратить и активнее сберегать, доверяя свои средства банку, и депозитный портфель Евразийского вырос сразу на 19,2%. Сам по себе рост ликвидности и доверия – это позитивный фактор, но депозиты представляют собой пассивы банка.
Как фининституту удалось показать такой хороший результат по прибыли? Валентин Морозов объяснил это тем, что банк "очень много работал над качеством внутренних процессов, над IT-технологиями, продуктовыми предложениями". Кроме того, обновилась управляющая команда банка, в частности назначена новый зампредправления по развитию корпоративного сектора. Заместитель председателя правления Наталья Дружинина добавила, что сохранить маржинальность банку позволило эффективное управление активами и пассивами. Например, банк нарастил прибыль за счёт активности в сегменте карточного бизнеса, валютно-обменных операций и в работе с ценными бумагами.
"Мы, как и все банки, имели большой избыток ликвидности: деньги есть, а разместить их фактически некуда. Поэтому инструменты использовались разные – это межбанковские кредиты, ценные бумаги, в том числе ГЦБ. Таким образом утилизировалась избыточная ликвидность", – пояснила Наталья Дружинина.
В частности, портфель ценных бумаг банка вырос с 28,8 млрд тенге до 145,1 млрд тенге. Подобный уклон в инвестирование Валентин Морозов назвал "вынужденным манёвром, а не стратегическим направлением" для банка.
Своё позитивное влияние на прибыль оказало и снижение операционных расходов на 10%, а также то, что банк снова был выбран Казахстанским фондом гарантирования депозитов агентом по выплатам вкладчикам Tengri Bank и Банка Астаны в 2020 году, – это обеспечило определённый переток клиентов этих банков в Евразийский.
В целом без учёта убытка, полученного от продажи российского дочернего банка, прибыль группы (неконсолидированная) выросла вдвое за 2020 год, что позволило направить ресурсы на форсированное досрочное закрытие обязательств по государственной программе оздоровления. Банк был докапитализирован акционерами на 4 млрд тенге. Что касается качества активов, доля плохих долгов в рознице (NPL) у банка сейчас находится на уровне 7%, это неплохой показатель. В корпоративном сегменте более 90% стандартного кредитного портфеля – вне зоны прямого риска режима ЧП.
Цифровизация как стратегия и лекарство от локдаунов
Как отметил Валентин Морозов, результаты 2020 года стали прорывными для развития цифрового банкинга. Цифровой банк был выделен в Евразийском как отдельная организационная единица. Г-н Морозов не назвал сумму инвестиций, выделенных на цифровизацию, но по его словам, это не такой уж затратный процесс, решение здесь, скорее, в перераспределении ресурсов: "Процесс построения цифрового банкинга мы начали и прошли этот путь пока на 60-70%. Главный вопрос здесь не в деньгах, а в необходимом управленческом ресурсе. Думаю, 25% своего рабочего времени я сейчас уделяю вопросам развития цифрового банкинга".
Он отметил, что несмотря на актуальность онлайн-услуг, ментальные установки людей меняются достаточно медленно, поэтому слишком форсировать цифровизацию банк не намерен, как и сокращать в связи с этим свои отделения, в этом процессе банк будет целиком ориентироваться на запросы и поведение клиентов: "Наша цель – чтобы те клиенты, которые хотят получить цифровое обслуживание, получили его. Части клиентов нравится ходить в отделения и обслуживаться там, и мы будем предоставлять им эту возможность".
По словам Натальи Дружининой, цифровизация уже в прошлом году начала давать свои результаты: в частности, вдвое выросли доходы по картам. "Люди в период локдауна начали "транзачить" – использовать внекэшевые операции".
В 2020 году банк выпустил около 290 тысяч новых карт, а портфель карт по итогам года составил 1,14 млн штук. Основными результатами ускоренного освоения цифровых каналов продаж стал положительный прирост по основным показателям розничного обслуживания в мобильном приложении Smartbank. Количество удалённых операций по картам (переводы, покупки) увеличивается – только в прошлом году средний чек по картам вырос на 10% по сравнению с 2019 годом, количество операций выросло на 16%, а общая сумма операций покупок и переводов выросла на 27% по сравнению с 2019 годом.
В то же время Евразийский, хотя по большей части остаётся розничным банком, будет также активно продолжать развивать и цифровизировать свой корпоративный бизнес, предлагая новые кредитные, карточные и другие продукты.
Безналичные платежи среди предпринимателей становятся всё более популярными, банк уже расширил число активных мобильных POS-терминалов до 2132 к концу 2020 года. Общая сумма транзакций через терминалы составила 1,37 млрд тенге, – это на 30% больше, чем в 2019 году.
В то же время, рассуждая о такой особенности цифровизации некоторых банков в Казахстане, как упор на развитие эко-систем, Валентин Морозов высказал мнение, что выигрывают именно те предложения, которые предлагают простую оплату любых услуг, а не собирают или "покупают" разные услуги и компании в одном приложении, усложняя тем самым свой бизнес и наращивая риски. В финансовом успехе цифровизации, как он считает, скорее, важен профессионализм и специализация.