АИ-92: Почему в Казахстане подешевел бензин?
Ещё год назад в это же время цена на 92-й была 163 тенге за литр. Тренд на понижение обозначился в середине 2018 года и с того времени не меняется: в целом за год цены на АИ-92 упали на 8%.
Фактически, сбылись обещания чиновников: ещё в начале года министр энергетики Канат Бозумбаев говорил, что стоимость самого популярного бензина зафиксируется на отметке около 150 тенге. Что важно – происходит это без вмешательства чиновников, уже несколько лет цены на социально значимые виды ГСМ (дизтопливо, АИ-92) государством не регулируются, их формирует сам рынок.
Снижение цен объясняется просто: Казахстан впервые за все годы сумел избавиться от внешнего давления, начав производить бензин в достаточном для внутреннего потребления объёме. И даже с избытком – уже в первые два месяца 2019 года нефтеперерабатывающие заводы вынуждены были снизить объёмы производства, поскольку на рынке образовался профицит. Что неудивительно – только за январь производство бензина выросло на 31,5%, дизтоплива – на 10,6%.
Это серьёзный прорыв. Завершившаяся модернизация нефтеперерабатывающих заводов, на которую было потрачено порядка 6,3 млрд долларов, привела к независимости внутреннего рынка нефтепродуктов. Ещё недавно Казахстан импортировал до трети необходимого объёма ГСМ, а сегодня готовится экспортировать свои нефтепродукты.
По официальным данным, после модернизации мощность переработки нефти на НПЗ увеличится с 14,5 млн тонн нефти в год до 16,5 млн тонн; выход светлых сортов нефтепродуктов вырастет с 53% в 2011 году до 65% в 2019 году. Даже при ежегодно увеличивающемся объёме потребления дефицита можно не опасаться.
Согласно оценкам информационно-аналитического центра "Нефть и газ", потребление бензина растёт в среднем на 2,3% в год. Наращивание производства этот объём полностью покрывает. Так, объём потребления в стране бензина в 2019 году составит 4,28 млн тонн, тогда как производство – 4,62 млн тонн; в 2020 году потребление будет 4,38 млн, производство – 4,95 млн тонн. Начиная с 2021 года объём производства перешагнёт отметку в 5 млн тонн, а потребление останется на уровне 4,5 млн тонн.
Профицит бензина на рынке открывает перед Казахстаном перспективы экспортного потенциала в страны ближнего и дальнего зарубежья.