Чу-Илийские горы, которые тянутся по обе стороны от железнодорожного полотна Турксиба, имеют множество местных локальных названий. Дулан-Кара, Кольжабасы, Киндиктас (с одной стороны), Анрахай, Айтау, Хантау и т.д. Сложенные древними гранитами и сланцами, эти сопки представляют собой остатки невообразимо древнего хребта.

Впрочем, с тех "докембрийских времён" земля в этом месте менялась неоднократно и кардинально: то превращалась в равнину, то покрывалась водой морей, то вновь вздымалась под напором магмы. В наследство от бурного прошлого здесь остался целый лабиринт из узких ущелий, обширных плато, крутых скалистых вершин и глубоких каньонов, по которым временами текут стремительные потоки.

Многие думают, что горы эти начисто лишены деревьев и почти не заселены. Это верно лишь отчасти. Деревьев тут действительно мало. Но зато те, которые встречаются, достойны и уважения, и внимания. Вётлы, осеняющие некоторые родники, судя по их размерам, растут тут уже сотни лет! Недаром многие из них до сих пор являются объектами почитания и осияны печатью святости.

Впрочем, священными можно по праву считать все эти древние горы, представляющие собой гигантский культовый комплекс (скопление древних святынь). Здесь поклонялись своим богам и духам на протяжении нескольких тысячелетий (от эпохи бронзы – до самых "этнографических времён").

Все знают про Тамгалы – гигантское скопление загадочных наскальных знаков, архаичный центр солнечного культа, на северном склоне гор Анрахай. Алтарь Солнцеголовых кумиров стал одним из неофициальных символов Казахстана. И всё вокруг него буквально испещрено тысячами знаков, чарующих своей таинственностью и туманностью. Несмотря на все усилия, археологи и энтузиасты так и не смогли дать толкового и однозначного объяснения по поводу происхождения и назначения всего этого сакрального изобилия.


Фото Андрея Михайлова

Но ведь рядом с Тамгалы, в "шаговой доступности", расположены ещё два подобных святилища – Каракыр и Кагалы-Бастау. А чуть дальше к северо-востоку – Сериктас. А по ту сторону Анрахая – Кульжабасы. Если учесть хронологическую мощность этих святынь, которые передавались не только из поколения к поколению, но и от эпохи к эпохе, то Анрахай с полным на то основанием можно считать Святыми Горами номадов!

Но печать святости лежит не только на Анрахае – стоит заглянуть в любое из ущелий Чу-Илийских гор да повнимательней приглядеться к "загорелым" до черноты скалам, и взору непременно предстанут десятки въевшихся в камень петроглифов, процарапанных и выбитых руками древних. Их тут не тысячи – десятки тысяч! И эти знаки появились на этих скалах не от того, что у кого-то чесались руки.

О мифах, лежавших в основе их явления, как и ритуалах, сопровождавших поклонение этим изображениям, можно лишь догадываться. Но количество артефактов не оставляет сомнения в том, что перед нами не просто горы, а именно Святые Горы – раскинувшийся на сотни километров сакральный мега-комплекс, состоящий из множества больших и малых святилищ, объединявший в пространстве и времени племена и народы. Тут есть не только знаки на скалах, здесь находится ещё и великое множество курганных некрополей, в которых когда-то упокоился прах племенных авторитетов и древних героев. В конце концов, именно с Анрахаем связана и культовая победа казахов над джунгарами, хотя место битвы точно не определено, и кочующее по изданиям и ресурсам указание – "в 120 км к югу от оз. Балхаш, в 20 км к северо-западу от г. Алматы" – вряд ли удовлетворит географию, потому как от Алматы до Балхаша не менее 250 километров.

В Казахстане интерес к истории достиг нынче своего апогея. Количество проектов и госпрограмм, массовое издание и переиздание книг, археологические работы на фоне обострённого внимания к истории народов и семей говорит само за себя. Но большая часть всего этого выглядит весьма абстрактно для подавляющей части населения. Людям нужно что-то более осязаемое.

С другой стороны, тут и там на просторах республики воздвигаются масштабные монументы родовым предкам. Каждый из них имеет своё значение, но вряд ли содержит в себе потенциал для глобального объединения, принципы истинного сплочения, что так важно для перспектив независимого Казахстана. Между тем у Анрахая есть всё, чтобы стать таким символом для всех казахстанцев. Древность и содержательность сакральной составляющей делают эти Святые Горы одинаково притягательными как для казахов, так и для узбеков, уйгуров и даже славян – ведь чем глубже в историю, тем больше обнаруживается связующего между людьми и народами.


Фото Андрея Михайлова

Более того. Я был свидетелем неподдельного интереса французских археологов, открывавших для себя петроглифы Анрахая и Хантау. Они были в восторге от того, что увидели в местных знаках много знакомого и родного для себя. И это были рафинированные специалисты! Уверен, что при грамотной раскрутке этот район мог бы стать визитной карточкой всего Казахстана, способной не только привлекать, но и принимать по-настоящему стабильные потоки гостей со всего мира.

Для этого нужно не так уж много.

Во-первых, придать всему этому природно-историческому сакральному мега-комплексу особый государственный статус. Он того достоин. И тут, ввиду малонаселённости, это не вызовет массовых протестов местных жителей. Тем более что местные, живущие так, как заповедано веками кочевой жизни, могли бы легко вписаться в новую концепцию развития района.

Во-вторых, создать вразумительную и логичную инфраструктуру, подобную тем, что успешно функционируют на таких же "особых территориях" в других странах. С дорогами, гостиницами, связью, этнокультурными и ремесленными центрами, подготовленными гидами. На обустройство всего этого потребуется гораздо меньше средств, чем на строительство пресловутого курорта "Кок-Джайляу". Немаловажно, что сюда подходит железная дорога, которая делает это место легкодоступным из обеих столиц.

Анрахай – Святые Горы номадов. И достояние всего Казахстана. И почему древняя история этого места должна закончиться просто так?