Пресс-служба НПП "Атамекен" 26 марта сообщила, что первый рейс из Казахстан в Монголию должен полететь уже 27 марта. Однако в пресс-службе "Эйр Астаны" эту информацию опровергли, заявив, что запуск авиасообщения был перенесён на 2 июня. 

Менеджер по корпоративным коммуникациям авиакомпании "Эйр Астана" Тлек Абдрахимов заявил, что перенос рейса никак не связан с международными разногласиями.

"Перенос даты запуска рейса из Казахстана в Монголию был запланировал уже давно, - сказал Тлек Абдрахимов. - И это никак не связано с российско-казахстанскими отношениями в этой сфере".

В пресс-службе НПП "Атамекен" 26 марта сообщили, что прямое авиасообщение между Казахстаном и Монголией запускается "в рамках исполнения Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в части развития и введения новых международных направлений".

Однако полёт может быть под угрозой срыва. Так как "Эйр Астана" никак не может прийти к консенсусу с российским "Аэрофлотом". 

"Аэрофлот" считает, что "Эйр Астана" должна платить за пользование воздушным пространством России. Казахстанская же сторона уверена, что двусторонние соглашения между двумя странами избавляют её от этих выплат. 

"В данном случае, при совершении авиасообщения Астана – Улан-Батор казахстанский борт, ввиду соответствующего географического расположения Казахстана, должен будет пролететь порядка 300 км через воздушное пространство соседней страны (Российской Федерации). Стоит отметить, что согласно двустороннему Соглашению между Казахстаном и Россией о воздушном сообщении стороны имеют право совершать пролет территории другой Договаривающейся Стороны без посадки. Вместе с тем, российская сторона требует от "Эйр Астаны" оплаты роялти (платы за пользование ), как за пользование системой Транссибирских маршрутов (ТСМ). При этом, как отмечает казахстанский авиаперевозчик, по определению ИКАО (International Civil Aviation Organization – Международная организация гражданской авиации), к системе ТСМ не относятся воздушные трассы, используемые при выполнении полетов из Казахстана в Монголию, Китай и Южную Корею", - указано официальном сообщении НПП "Атамекен". 

В НПП также отметили, что казахстанская сторона  не выставляет каких-либо ограничений, связанных с пролетом российских бортов над воздушным пространством Казахстана в третьи страны, это относится и к полетам в трансазиатские направления.

"НПП неоднократно подчеркивала, что вопрос получения роялти российскими авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам является барьером для равной конкуренции, - говорит и.о. заместителя Председателя Правления НПП РК Дана Жунусова. - Стоит понимать, что негосударственная поддержка, которую получают наши российские коллеги, ставит в неравное положение казахстанские авиакомпании и искажает взаимную и добросовестную конкуренцию". 

По данным представленным  казахстанским перевозчиком НПП  в неделю российские авиакомпании совершают порядка 640 рейсов через воздушное пространство Казахстана, тогда как казахстанские авиакомпании над территорией России не более 25 рейсов в неделю.

"Необходимо отметить, что российская сторона в рамках требования по оплате роялти по новому авиасообщению "Астана – Улан-Батор" выставляет казахстанской стороне взамен, далеко не выгодные и не равнозначные условия, что нарушает экономический паритет сторон", - заявила Дана Жунусова. - Так, одним из требований является предоставление посадочных мест в пользу российского перевозчика, в рамках заключения коммерческого соглашения с ведущей российской авиакомпаний ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии", которому и осуществляется выплата роялти со стороны иностранных авиаперевозчиков за использование системы ТСМ.

"В условиях углубляющихся процессов интеграции, основанных на партнерских отношениях между Казахстаном и Россией, казахстанское бизнес-сообщество надеется на положительное разрешение данных вопросов без создания дополнительных барьеров в двусторонних дружественных экономических отношений", - отметила Дана Жунусова. 

Ранее сообщалось о том, что "Эйр Астана" и "Аэрофлот" не могут поделить воздушное пространство. В переговорах авиавластей России и Казахстана возник затяжной конфликт. Москва никак не соглашается разрешить авиакомпании Air Astana бесплатно использовать транссибирский маршрут для рейсов в Монголию,