Заместитель премьер-министра – министр финансов РК Ерулан Жамаубаев ответил на запрос депутатов мажилиса о планируемом повышении ставки НДС с нынешних 12 до 16%.

Он отметил, что собираемость НДС в Казахстане находится на хорошем уровне, низкая производительность налога обосновывается низкой ставкой.

"В первую очередь повышение ставки НДС даст фискальный эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет в размере 2-2,4 трлн тенге в год. Это сопоставимо с годовым объёмом гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Дополнительные доходы позволят сократить размер таких трансфертов и, как следствие, усилят сберегательную функцию Национального фонда", – отметил зампремьера.

По его мнению, уровень теневой экономики и ставка НДС не имеют прямой взаимосвязи. В Казахстане в 2006 году при ставке НДС в размере 15% уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7% к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12%. Однако объём теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошёл до 9,2% к ВВП. 

"Несмотря на снижение ставки, уровень теневой экономики в торговле не снизился. Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12%, уровень теневой экономики остаётся в Казахстане выше (18,8% к ВВП), чем в странах Европы с высокой ставкой НДС", – подчеркнул Жамаубаев.

Он добавил, что повышение ставки НДС до 16% не приведёт к значительному отклонению уровня инфляции от запланированного коридора (5,5-7,5%). Оно повлияет на уровень инфляции в пределах одного процентного пункта.

"Кроме того, влияние на инфляцию произойдёт только один раз – в год повышения ставки НДС. При этом поступления в бюджет будут расти ежегодно. Повышение ставки НДС не будет иметь значительного влияния на цены на товары первой необходимости", – заверил зампремьера.

Он также отметил, что возможный рост налоговой нагрузки по ряду импортных продовольственных товаров снижает их конкурентоспособность перед казахстанскими производителями. Это даст возможность отечественным товаропроизводителям, пользующимся налоговыми льготами и субсидиями, наращивать своё производство для замещения импортных товаров.

"Таким образом, учитывая низкую нагрузку по НДС на сельхозтовары, влияние повышения НДС на стоимость продуктов питания ожидается минимальным. Оборот лекарственных средств также освобождён от НДС. Данные льготы снижают влияние повышения ставки НДС на уровень инфляции", – говорится в ответе.

При разработке проекта нового Налогового кодекса также был рассмотрен вопрос дифференциации ставки по НДС. По итогу обсуждений предлагается не дифференцировать ставку НДС.

"Дифференциация ставки по НДС может повлечь риски роста дебетового сальдо по НДС, необходимость снижения ставки НДС на импорт аналогичных товаров в соответствии с требованиями правил ВТО, ведение раздельного налогового учёта по товарам, работам, услугам, облагаемым по стандартной и по пониженной ставкам НДС. Таким образом, несмотря на применение дифференцированных ставок НДС в большинстве государств мира, НДС с единой ставкой представляется более эффективным", – заключил Жамаубаев.